Фонетическая ритмика

Урок 1.

Артикуляция звука «А» при изолированном произнесении.

Губы расслаблены. Расстояние между резцами максимальное.

Язык расслаблен, свободно лежит на дне ротовой полости, кончик

языка приближен к нижним резцам.

Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость. Воздух идет

через рот.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть. Можно видеть

положение губ, языка, расстояние между резцами. Можно осязать широкую

тёплую воздушную струю, вибрацию голосовых связок и грудной клетки.

Пальчиковая гимнастика.

Поочередно сгибать пальцы, начиная с большого:

«Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – я, малыш».

3.Дыхательные упражнения. Дуть на свечу.

Артикуляционные упражнения.

«Бегемот» - Широко открывать и закрывать рот: «Бегемот разинул рот - булку

просит бегемот».

Способы коррекции.

Использовать все сохранные анализаторы, тактильно-вибрационные

ощущения. Положить руку на грудь, чтобы ребенок чувствовал вибрацию

звука «А» в груди.

Фонетическая ритмика.

« А» – руки перед грудью. Произносим звук «А»– широко разводим руки в

стороны. Используем кинестетическое восприятие. Если проложить руку к

груди, то чувствуем вибрацию. Обращаем внимание ребенка на то, что рот

широко открыт, язык лежит неподвижно.

7.Конструирование. Из трёх палочек сложить букву «А».

Логоритмика.

Аты-баты, шли солдаты.

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты –баты, два рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты баты, это я.

4

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Взять куклу, качать её и говорить: «А – А –А».

Мама качает малыша: «А-А-А».

А

А а

А А А А

а а а а

5

Урок 2.

Артикуляция звука «У» при изолированном произнесении.

Губы сильно напряжены, вытянуты вперёд, лабиализованы. Расстояние

между резцами меньше, чем при звуке «О».

Язык напряжён, оттянут вглубь ротовой полости, кончик языка отдалён от

нижних резцов, спинка языка поднята к мягкому нёбу.

Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость, воздух идёт

через рот.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть. Можно видеть

положение губ. Можно осязать холодную, сильную, узкую струю воздуха,

вибрацию в области гортани и грудной клетки. Гортань занимает наиболее

низкое положение. Гортанное отверстие широкое, голосовые связки не

напряжены, работают с наименьшим напряжением и с наилучшим

акустическим эффектом.

Пальчиковая гимнастика.

Соединяем каждый пальчик с большим пальчиком.

«Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С эти пальцем песни пел».

Дыхательные упражнения.

Возьмите кусочек ваты, положите на ладонь. Ребёнок дует на вату, чтобы она

улетела.

Артикуляционные упражнения.

«Слоник» - Плотно сомкнуть зубы, губы вытянуть «хоботочком» вперёд.

Способы коррекции.

Использовать тактильно-вибрационные ощущения. Чувствуем вибрацию

гортани и грудной клетки при правильном произнесении звука.

Фонетическая ритмика.

« У»- кисти рук у плеч. Произносим звук «У» – руки вытянуты вперед.

Конструирование.

Складываем из палочек букву «У».

6

Логоритмика.

У – У –У – Воет серый волк в лесу.

У – У - У – Утка плавает в пруду.

У - У - У – Дети бегают в саду.

У – У – У - Руку вверх я подниму.

У – У – У - Все игрушки уберу.

У – У – У –Маме дома помогу.

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Игра «Эхо».

Вы громко произносит «А», ребёнок эхом отзывается «А».

Потом меняетесь ролями. Так проговариваются все гласные.

Волк воет на луну: «У-У-У».

У У У У

Дети собирали в лесу грибы, заблудились, кричат: «АУ, АУ».

АУ

Маленький ребёнок плачет: «УА».

УА

7

Урок 3.

Артикуляция звука «П» при изолированном произнесении.

Губы напряжены, в первый момент сомкнуты, затем размыкаются со

взрывом. Расстояние между резцами маленькое.

Язык свободно лежит на дне ротовой полости.

Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость, воздух идёт

через рот.

Голосовые связки разомкнуты, голоса нет.

Можно видеть положение губ, когда губы разомкнуты – расстояние между

резцами. Можно осязать при взрыве сильную тёплую воздушную струю.

Пальчиковая гимнастика.

«Сорока, ворона, кашку варила (мешаем кашу),

На порог скакала (прыгаем двумя пальцами по столу),

Гостей созывала (машем рукой, зовем гостей).

Гости прилетали (машем руками, как крыльями),

Кашку всю съедали (едим кашку).

3.Дыхательные упражнения. Дуть на «дождь», на мишуру.

Артикуляционные упражнения.

«Накажи язычок»- Ребёнок приоткрывает рот, расслабленный язычок лежит

на нижней губе. Пошлёпывает губами язычок, произносит несколько раз «пя-

пя- пя».

Способы коррекции.

Использовать дутьё без голоса. Обратить внимание на характер воздушной

струи.

Фонетическая ритмика.

«П»: произнося слог «ПА», руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Резко

опустить руки со сжатыми кулаками вниз, одновременно произносить «ПА-

ПА- ПА».

Конструирование.

Из трех палочек складываем букву «П».

Логоритмика.

Папа тут, мама там.

Папа, мама, тут и там.

8

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Обвести пальцем букву.

Показать проём двери, ворота, сравнить с буквой «П».

Показать фотографию папы.

П п

ПА

А-ПА

ПА – ПА

ПАПА

9

Урок 4.

Артикуляция звука «М» при изолированном произнесении.

Губы сомкнуты, напряжены. Расстояние между резцами небольшое.

Язык свободно лежит на дне ротовой полости, пассивен.

Мягкое нёбо опущено, воздух идёт через нос.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют. Можно видеть положение губ.

Можно осязать тёплую струю воздуха, идущую через нос, вибрацию носовой

перегородки, щёк, груди, гортани.

В зависимости от последующего гласного меняется положение губ, языка.

Пальчиковая гимнастика.

Соединить ладони. Пальцами правой руки по очереди здороваться с

пальцами левой руки, касаясь кончиками пальцев.

Дыхательные упражнения.

Вырезать из салфетки снежинку, дуть на снежинку.

Артикуляционные упражнения.

«Иголочка»- Рот открыт. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, сделать

узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.

Способы коррекции.

Обратить внимание на вибрацию. Приложить руку к губам.

Фонетическая ритмика.

«М» – руки согнуты в локтях на уровне груди. Произнося слог «МА», на «М»

руки вытягивать вперед, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на «А» –

руки свободно разводятся в стороны. Интервала между движениями нет, одно

движение плавно переходит в другое.

Конструирование.

Выкладываем из палочек букву «М».

Логоритмика.

Маме надо отдыхать.

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Я её не разбужу.

10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: