Упражнения для закрепления звука и обучение чтению

Показать корову.

«Му- у- у»- мычит корова. «Дайте кружку мне. Сейчас, молока дам для вас».

М м

МА

А-МА

МА – МА

МАМА

11

Урок 5.

Артикуляция звука «О» при изолированном произнесении.

Губы напряжены, вытянуты вперёд, округлены.

Расстояние между резцами меньше, чем при «А», но больше, чем при «У».

Положение языка: язык напряжён, спинка языка поднята, кончик языка

оттянут вглубь ротовой полости.

Мягкое нёбо с маленьким язычком поднято, закрывает проход в носовую

полость, воздух идёт через рот.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть.

Можно видеть положение губ, если раскрыть губы – положение языка и

расстояние между резцами.

Можно осязать воздушную струю, более узкую, сильную, тёплую, чем при

«А», вибрацию в области гортани и грудной клетки.

Пальчиковая гимнастика.

«Нолики» - Соединяем подушечками большой палец с указательным,

средним, безымянным и мизинцем.

Дыхательные упражнения.

Дуть на тонкую, длинную полоску бумаги.

Артикуляционные упражнения.

«Окошко» - Округлить губы и немного вытянуть их вперёд, изображая

окошко.

Способы коррекции.

Использовать тактильно-вибрационные ощущения. Сравнить характер

вибрации гортани и грудной клетки при правильном и неправильном

произнесении звука. Показать запотевшее зеркало.

Фонетическая ритмика.

«О» – руки внизу. Произносим звук «О» – руки через стороны поднимаем

вверх и соединяем над головой или перед грудью. Губы круглые, язык

неподвижный.

Конструирование.

Лепим из теста или из пластилина букву «О».

Логоритмика.

«О-о-о» - написали мы письмо,

«О-о-о» - полетело далеко.

«О-о-о» - шили кукле мы пальто,

«О-о-о» - красивое оно.

12

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Показываем мишку и говорим: «У мишки болит лапа, О - О –О».

Показать бублик, сравнить с буквой «О».

Показать букву «О», обвести пальцем.

О о

А _ _ У

А _ _ О

У _ _ А

О _ _ А

У _ _ О

О _ _ У

13

А АУ АОУ

О ОА ОУА

У УА АУО

14

Автоматизация звуков «П» и «М».

а). В прямой позиции:

ма – мо - му

мама

му (Корова мычит.)

па – по – пу

папа поп пуп

попа пума

помпа

б). В интервокальной позиции:

ама - амо – аму

апа – апо - апу

мама папа

в). В обратной позиции:

ам – ом – ум

ап - оп – уп

Малыш ест: «Ам – Ам».

Что там в голове? - Ум.

Мы прыгаем.- Ап.

Г). В сочетании с согласными:

ампа – ампо –ампу

апма – апмо- апму

омпа – омпо – омпу

умпа – умпо - умпу

15

Урок 6.

Артикуляция звука «Т» при изолированном произнесении.

Положение губ и расстояние между резцами зависит от последующего

гласного.

Язык. В первый момент образуется смычка между передним краем языка и

верхними резцами, боковые края языка прилегают к верхним коренным

зубам. Во второй момент смычка взрывается, язык отскакивает вниз.

Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки разомкнуты, голоса нет. Можно видеть работу языка,

положение губ и расстояние между резцами. Можно осязать сильную

толчкообразную воздушную струю.

Пальчиковая гимнастика.

Указательный и средний пальцы правой или левой руки «ходят» по столу:

«Маленькие ножки бежали по дорожке: топ – топ – топ».

Дыхательные упражнения.

«Собачке жарко». Часто дышать с высунутым языком, как дышат собаки,

когда им жарко.

Артикуляционные упражнения.

«Качели» - Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно- то к носу, то

к подбородку. Рот при этом не закрывать.

Способы коррекции.

Язык поднять вверх и удерживать его у верхних резцов.

Фонетическая ритмика.

«Т»: произнося слог «ТА», резко встряхнуть указательными пальцами;

Или: стучать палец о палец, произнося «ТА-ТА- ТА».

Конструирование.

Из двух палочек сложить букву «Т».

Логоритмика.

На полянке два жука танцевали гопака.

«танцуем, ручки на поясе»

Правой ножкой топ, топ «топаем правой ножкой»

Левой ножкой топ – топ «топаем левой ножкой»

Ручки вверх, вверх, вверх. Кто поднимет выше всех?

«встаем на носочки, тянемся вверх»

16

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Игра «Поезд» - Двигаемся по комнате, одновременно делая движения руками

подобно рычагам паровозных колёс, приговаривая: «Ту-ту-ту».

Т т

ТА ТО ТУ

ТА-ТА

То-ма

То-ма там.

То-ма ам-ам.

То-ма топ-топ.

17

АТ - ОТ – УТ

ТУТ

ТАМ

Папа тут,

Мама там.

Папа, мама,

Тут и там.

18

Автоматизация звука «Т».

а). В прямой позиции:

та -та –та Тата

то-то-то Тома топ- топ

ту-ту-ту тут тату

б). В интервокальной позиции:

ата – ато – ату

атом мотто тату

потат Потап

потом потоп

томат топот

в). В обратной позиции:

ат – от – ут

пат пот пут

тат тот тут

там том туп

мат мот омут

г). В сочетании с согласными:

пта – пто – пту апта –апто - апту

мта – мто – мту амта- омто- умту

тпа –тпо – тпу отпа –отпо- отпу

тма –тмо – тму атма – отмо- атму

19

Урок 7.

Артикуляция звука «В» при изолированном произнесении.

Положение губ: нижняя губа приближена к верхним резцам, верхняя губа

приподнята и выдвинута вперёд.

Расстояние между резцами небольшое.

Язык пассивен, занимает положение следующего гласного в слоге.

Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть.

Можно видеть положение губ. Можно осязать вибрацию гортани и струю

воздуха, направленную косо вверх.

Пальчиковая гимнастика.

«Вертолёт». Четыре пальца, кроме большого пальца, сжать в кулак. Большой

палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Дыхательные упражнения.

«Цветочек»- Вдохнуть через нос воздух, понюхать цветочек.

Артикуляционные упражнения.

«Маляр»- Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, потом

нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.

Способы коррекции.

Обратить внимание на положение губ, осязать вибрацию гортани и струю

выдыхаемого воздуха.

Фонетическая ритмика.

«В» – руки в стороны. Произнося звук «В», слегка покачивать из стороны в

сторону напряженными руками и туловищем («самолёт»).

Конструирование.

Лепим из пластилина букву «В».

Логоритмика.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё ниже, ниже.

20

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Как летит самолёт? - В -В –В- В- В- В

В в

ВА

ВО

ВУ

ВА-ВА

ВА-ТА

Во-ва

Вот па-па.

Вова, тут Вава.

21

Вот ав-то.

Тут ав-то-мат.

Там па-ва.

Во-ва, тут ва-та.

Ма-ма, там ав-

ав.

22


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: