О некоторых вопросах правового регулирования проведения государственной итоговой аттестации (ГИА)

В 2019 году в некоторых субъектах Российской Федерации стала проявляться негативная практика исключения региональными органами Пенсионного фонда России (далее – ПФР) из специального стажа для досрочного назначения педагогическим работникам страховой пенсии периодов их участия в проведении государственной итоговой аттестации (далее – ГИА). По инициативе Профсоюза была создана рабочая группа, в состав которой вошли руководители и специалисты Минпросвещения России, Рособрнадзора, Минтруда России, ПФР и Профсоюза.
С целью выявления указанной проблемы правовым отделом аппарата Профсоюза проведен анализ судебной практики в регионах по вопросу исключения данных периодов из числа периодов, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Профсоюз настоял на принятии мер по фактам ухудшения правового положения педагогов.  Письма Профсоюза (Меркулова Г.И.) от 25 марта 2019 г. № 183 «О содействии недопущению ухудшения правового положения педагогических работников, участвующих в проведении государственной итоговой аттестации» и от 25 апреля 2019 г. № 259, направленные в адрес заместителя Председателя Правительства РФ – координатора Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений Т.А. Голиковой).

В результате переговоров внесено изменение в законодательство: период участия педагогов в проведении ГИА отнесен к педагогической работе. Это стало основанием для разъяснений Пенсионного фонда РФ о том, что периоды участия педагогов в проведении ГИА, в том числе в предыдущие годы, подлежат включению в стаж для досрочного назначения им страховой пенсии по старости. (Письмо Пенсионного фонда РФ (Чирков С.А.) от 27 мая 2019 г. № С4-25-24/10565
«О досрочном пенсионном обеспечении педагогических работников», направленное в адрес отделений Пенсионного фонда).4.

Экспертами аппарата Профсоюза был проведен мониторинг порядка и размера выплаты компенсаций педагогическим и иным работникам образования за участие
в организации и проведении ГИА в субъектах Российской Федерации.

В результате проведенной работы участниками рабочей группы было внесено предложение о совместной разработке Профсоюзом, Минпросвещения России, Рособрнадзором методических рекомендаций по соблюдению социальных гарантий педагогических работников, привлекаемых к проведению ГИА в рамках соответствующей межведомственной рабочей группы Минпросвещения России.  

Разработанные методические рекомендации согласованы с профильными федеральными органами исполнительной власти и подписаны заместителем Министра просвещения Российской Федерации В.С. Басюком, заместителем руководителя Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации А.А. Музаевым, Председателем Профсоюза Г.И. Меркуловой. Эти рекомендации направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, письмом заместителя Министра просвещения Российской Федерации В.С. Басюка
от 04.02.2020 г. № ВБ-175/08; одновременно они были направлены и в региональные (межрегиональные) организации Общероссийского Профсоюза образования.

Методические рекомендации носят разъяснительный характер, не являются нормативным правовым актом.

В настоящее время в виду отсутствия единого механизма привлечения педагогических работников к проведению ГИА на федеральном уровне Профсоюз продолжает уточнение правового механизма этой работы в целях совершенствования условий привлечения педагогических работников к проведению ГИА.

Продолжается активная проработка вопроса о возможном внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части дальнейшего регулирования вопросов порядка и условий привлечения педагогических работников к организации и проведению ГИА.

4. О Федеральном законе от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений
в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений
о трудовой деятельности в электронном виде»

В связи со вступлением в силу 1 января 2020 года Федерального закона
от 16.12.2019 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» правовым отделом аппарата Профсоюза образования, с учётом разъяснений Минтруда России, подготовлены разъяснения о порядке выбора работником между продолжением ведения работодателем его трудовой книжки в бумажном виде или отказом от ведения трудовой книжки в бумажном виде и предоставлением ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии с требованиями новой статьи 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации в электронном виде. Разъяснения направлены в адрес региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза письмом № 112 от 21.02.2020 за подписью заместителя Председателя Профсоюза М.В. Авдеенко.








О проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)».

ЦС Профсоюза подготовил и направил в адрес Заместителя Координатора профсоюзной стороны РТК, Заместителя Председателя Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России» Кузьминой Н. Н., а также в адрес ответственного Секретаря РТК Жаровой Н. В. заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)» (далее – законопроект).

Законопроект подготовлен в развитие реформы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, концепция и механизмы которой закладываются в проектах федеральных законов: № 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и
№ 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», принятых
17 апреля 2020 года в первом чтении в Государственной Думе. Сообщаем, что ранее на указанные проекты федеральных законов ЦС Профсоюза направлял замечания и предложения (письмо от 22.01.2020 г. № 37) в адрес Заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Духаниной Л. Н., а также председателя экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей Комитета Государственной Думы по образованию и науке Инглези А. А..

Сообщаем также, что в настоящее время активно развивается и в отдельных сферах уже проходит пилотное внедрение (охрана труда) реформа контрольно-надзорной деятельности, цель которой – повышение уровня безопасности и устранение избыточной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. (основание: поручение Президента Российской Федерации от 30.12.2015 г.
№ Пр-2724, неоднократные поручения Правительства Российской Федерации
от 2016 года и распоряжения Правительства Российской Федерации, в том числе
по реализации механизма «регуляторной гильотины» от 2019 года).

Правительством Российской Федерации были подготовлены проекты упомянутых федеральных законов № 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и № 851072-7
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – проекты федеральных законов), которые направлены на устранение недостатков действующего правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе регулирование вопросов профилактики нарушений обязательных требований; неоправданный акцент
на проведении проверок, являющихся наиболее затратным как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов мероприятием, а также на устранение недостатков действующего правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Следует отметить, что указанные проекты федеральных законов имеют рамочный характер, предполагают наличие массива отсылочных норм и устанавливают основные понятия и механизмы контрольно-надзорной деятельности.

При этом указанные проекты федеральных законов рассматриваются в пакете с отраслевыми проектами нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования по отдельным отраслям.

Одним из таких законопроектов является проект федерального закона
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)».

Данным законопроектом предлагается систематизировать содержащиеся
в трудовом законодательстве обязательные требования
, установленные в целях регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (далее – обязательные требования в сфере труда). Под обязательными требованиями в сфере труда законопроектом предлагается понимать установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, условия, ограничения, запреты, иные обязанности, применяемые при регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

При этом в законопроекте определён порядок установления обязательных требований в сфере труда, а также предусматривается перечень обязательных требований (групп требований) в сфере труда применительно ко всем институтам трудового законодательства.

Законопроектом устанавливаются непосредственно обязательные требования к выполнению работодателем самих норм Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), что позволяет государственным инспекторам труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при осуществлении проверки выявлять не факт соблюдения (или не соблюдения) работодателем норм трудового законодательства, а выполнения требований (норм), содержащихся в ТК РФ.

Однако в своем заключении, поддержав концепцию законопроекта в целом, Профсоюз обратил внимание на отдельные позиции, которые, по мнению Профсоюза, требуют уточнений и доработки.

Следует отметить, что в настоящее время федеральные законы № 850621-7
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и № 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» приняты и подписаны Президентом Российской Федерации, но пока не вступили в действие.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)» в настоящее время проходит общественное обсуждение.












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: