О проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удалённой работы»

ЦС Просоюза подготовил и направил в адрес Заместителя Координатора профсоюзной стороны РТК, Заместителя Председателя ФНПР Кузьминой Н. Н., а также ответственного Секретаря РТК Жаровой Н. В. замечания и предложения
к проекту федерального закона № 973264-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы».

16 июня 2020 года в Государственную Думу депутатами межфракционной группы «Солидарность» А.К. Исаевым, М.В. Тарасенко, а также другими депутатами и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации внесён проект федерального закона № 973264-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы» (далее – законопроект).

Напоминаем, что определение дистанционной (удаленной) работы уже содержится в ТК РФ, при этом для устранения правовых коллизий, существующих на сегодняшний день в теории и практике применения законодательства, данные понятия признаются тождественными. Законопроектом чётко разграничиваются понятия: дистанционная (удаленная) работа; временная дистанционная (удаленная) работа (режим работы, предусматривающий временное выполнение трудовой функции работника, вне стационарного рабочего места, находящегося под контролем работодателя); комбинированная дистанционная (удаленная) работа (режим работы, включающий работу на стационарном рабочем месте и дистанционную (удаленную) работу).

Также в законопроекте регламентируется отказ от требования подписывать трудовой договор о дистанционной (удаленной) работе с использованием квалифицированной электронной цифровой подписи (ЭЦП), стоимость и порядок оформления которой несет дополнительную финансовую нагрузку.

Важной новеллой является изменение и дополнение норм, связанных
с дополнительными основаниями расторжения трудового договора
с дистанционным работником
(ч. 1 ст. 312.5 ТК РФ), особенность установления которых зачастую приводит к незаконному увольнению работников. Законопроектом предлагается скорректировать данную дискриминационную норму для дистанционных работников на норму, в соответствии с которой основания расторжения трудового договора с дистанционным работником могут устанавливаться только ТК РФ.

Устанавливается порядок взаимодействия работника и работодателя, связанный с рабочим временем дистанционных работников, вводится понятие времени отдыха для дистанционного работника и ограничения привлечения его к работе в этом время работодателем.

Также одной из важных позиций законопроекта является регулирование оплаты труда дистанционных работников вне времени, установленного порядком взаимодействия работника и работодателя, в случае производственной необходимости. Если работник привлекается к работе во время отдыха, оплата его работы осуществляется в порядке, установленном для оплаты сверхурочной работы, в соответствии со статьей 152 ТК РФ.

Профсоюз поддержал проект федерального закона «О внесении изменений
в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)».





О проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в целях совершенствования регулирования работы, временно организованной на удаленном рабочем месте, подготовленного ФНПР

ЦС Профсоюза в адрес Заместителя Председателя ФНПР Кузьминой Н. Н., а также ответственного Секретаря РТК Жаровой Н. В. было подготовлено в порядке информации правовое заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», предложенный Федерацией Независимых Профсоюзов России (далее – законопроект ФНПР, законопроект),
в целях совершенствования регулирования работы, временно организованной
на удалённом рабочем месте.

Законопроектом ФНПР предлагалось законодательно закрепить возможность временного выполнения работниками своих трудовых функций вне стационарного рабочего места с сохранением размера заработной платы посредством заключения
с работодателем дополнительного соглашения к трудовому договору в виде временной удалённой работы. По мнению ЦС Профсоюза, законопроект нуждается в существенной доработке. Законопроектом ФНПР предлагается особенности регулирования труда работников, временно направляемых на удалённую работу, выделить в отдельную статью – «статья 723». Изменение условия трудового договора о месте выполнения трудовой функции. Временная удалённая работа» главы 12. Изменение трудового договора Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), поскольку такой труд имеет отличную
от дистанционного труда правовую природу. При этом в рамках статьи законопроекта отдельные права работников предлагается регулировать фрагментарно нормами, которые уже существуют в трудовом законодательстве, например, обеспечение безопасных условий и охраны труда работников, выполняющих свои трудовые функции удаленно (ст. 212 ТК РФ), порядок и сроки представления дистанционными работниками отчетов о выполненной работе
(ст. 312.3 ТК РФ) и прочее.

В этой связи Профсоюз отметил, что понятие удалённой работы в трудовом законодательстве отсутствует, поскольку в сущности такая работа является режимом дистанционной работы, на который может быть переведён работник путем подписания письменного соглашения сторон о возможности удаленной работы
в случае возникшей необходимости, например, личных обстоятельств, изменения места жительства работника и прочее. Условия организации труда при режиме удалённой работы регулируются положениями ТК РФ, касающимися прав дистанционных сотрудников (глава 491 ТК РФ).

Также законопроектом предусматривалось положение, с которым Профсоюз принципиально не мог согласиться. Так, в частности, заключивший дополнительное соглашение о временном выполнении трудовой функции вне стационарного рабочего места работник обязан организовать своё рабочее место по месту фактического пребывания и создать необходимые бытовые условия для полноценного выполнения трудовой функции.

В этой связи Профсоюзом было отмечено, что по общему правилу
в соответствии с частью 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечить работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Порядок и сроки обеспечения дистанционных работников необходимыми для исполнения ими своих обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе оборудованием – программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами определяются трудовым договором о дистанционной работе (ст. 312.3 ТК РФ) или же определяются соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ).

В связи с чем Профсоюз настоял на исключении из законопроекта указанного положения, поскольку оно ухудшает положение работника по сравнению
с действующим трудовым законодательством.

Таким образом, Общероссийский Профсоюз образования, понимая необходимость внесение изменений в правовое регулирование вопросов, связанных с дистанционным трудом, не счёл возможным поддержать проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», предложенный Федерацией Независимых Профсоюзов России в представленной редакции.









Раздел 10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: