Профсоюзы образования в условиях пандемии и по ее завершению

 

Начиная с марта 2020 года профсоюзы образования, как и все мировое сообщество, столкнулись с абсолютно новой и сложной ситуацией, выход
из которой они пытаются найти и сегодня.

Профсоюзы и их международные организации – Интернационал образования и Европейский комитет профсоюзов образования – предпринимают возможные шаги для минимизации негативного влияния коронавирусной инфекции на сферу образования, однако в некоторых странах возникшая ситуация стала поводом для сокращения бюджета на образование и изменения законодательной базы, а социальные отношения, лежащие в основе диалога между профсоюзами и представителями органов исполнительной власти, осуществляющими управление
в сфере образования, оказались под угрозой.

Факты свидетельствуют, что из-за ситуации вокруг пандемии наиболее уязвимыми оказались дошкольное, начальное и инклюзивное образование. В целом, вынужденный переход на дистанционное обучение из-за закрытия образовательных учреждений на местах выявил необходимость в развитии цифровых компетенций педагогов и обучающихся.

Однако онлайн-обучение стало невозможным для социально-незащищенных слоев населения: например, в Италии у 19% жителей нет ноутбуков, а в Шотландии, несмотря на то, что профсоюз образования убедил правительство выделить 30 миллионов фунтов стерлингов на дистанционное обучение малообеспеченных слоев населения, направленных средств оказалось недостаточно для решения поставленной задачи.

Мнение профсоюзов – дистанционное обучение является необходимым средством в чрезвычайных ситуациях, но оно не должно превратиться в постоянный инструмент образовательного процесса. Дистанционное обучение не способно
в полной мере заменить образовательные отношения.

Международное движение профсоюзов работников образования призывает правительства выполнять региональные и международные обязательства
по гарантированному сохранению фундаментальных прав граждан на получение образования, равно как и основных прав профсоюзов: развивать социальный диалог и вести коллективные переговоры по всем ключевым вопросам, касающимся прав педагогов и других работников образования, а также гарантировать совместные
с профсоюзами эффективные разработки, внедрение и контроль мер, связанных
с нормализацией ситуации после окончания пандемии коронавируса, на всех уровнях образования в атмосфере прозрачности и ответственности.

Усилия по замедлению распространения COVID-19 привели к закрытию многих школ и прочих образовательных учреждений. Учителя и другие работники образования пытаются обеспечить свою безопасность, безопасность своих учащихся и школьных сообществ, одновременно с этим адаптируясь к стремительно меняющемуся контексту преподавания и учебы.

Какова ситуация сегодня по оценке ЕКПО?

– Закрытие школ, университетов и других учебных заведений: ЮНЕСКО сообщает, что большинство школ и университетов в Европе закрыты. Однако темпы и масштабы закрытия сильно различаются и некоторые страны предпочитают проводить ответные меры локально. Учителя, преподаватели ВУЗов, ученые и другие работники образования в некоторых странах получают указание работать
из дома, тогда как от других требуют пребывания в школе, колледже или университете для выполнения обязанностей, не связанных с преподаванием, или предоставления услуг по уходу за детьми работников жизненно важных служб.

– Гигиена и безопасность труда: Социальная дистанция и закрытие школ, университетов и других учебных заведений рекомендованы и обеспечиваются властями, однако для некоторых профессиональных работников образования
по-прежнему требуется их присутствие на работе. Их обязанности включают присмотр за детьми работников жизненно важных служб, что потенциально заставляет их нарушать социальную дистанцию и пренебрегать собственным здоровьем и безопасностью. Вызывают тревогу сообщения некоторых членских организаций о том, что этих коллег, вносящих крайне важных вклад в общие усилия по борьбе с пандемией, часто не обеспечивают личными средствами защиты, рекомендованными органами здравоохранения.

– Оплата и условия труда: Правительства обязаны проследить за тем, чтобы работники государственного образования продолжали получать оклады в полном объеме, когда они работают из дома или заболевают и оказываются не в состоянии работать. Так же должно обстоять дело и для профессиональных работников образования в частных учебных заведениях. В этот крайне напряженный период жизненно важно, чтобы права работников образования были защищены. Любые меры должны не только поддерживать существующие оклады, но и избегать увеличения нагрузки, продолжительности рабочего времени и защищать личную информацию и право недоступности по электронной связи после работы.

– Трудовые отношения и социальный диалог: Членские организации Европейского комитета профсоюзов образования – ЕКПО отстаивают права, безопасность и благополучие работников образования во всей Европе. Они являются одним из неотъемлемых элементов преодоления текущего кризиса, осуществляя контакты и взаимодействие с органами власти, информируя своих членов о последних новостях и тенденциях, выслушивая их заботы и тревоги, отвечая на них и консультируя работников по их правам. В этом качестве профсоюзы образования должны быть задействованы как участники и консультанты на всех стадиях разработки мер, непосредственно затрагивающих сектор образования, Результативный социальный диалог играет ключевую роль в обеспечении защиты работников образования и поддержании высокого морального духа среди педагогических работников.

– Преподавание и учеба в удаленном режиме: Во многих случаях работников учебных просят обеспечить непрерывность учебного процесса, работая из дома и проводя уроки в онлайновом режиме. Теле и радиоканалы в некоторых странах транслируют учебные материалы в помощь дистанционному преподаванию и учебе. Многие учителя и работники образования экспериментируют с онлайновыми и цифровыми инструментами. Однако поступают сообщения о недостаточно высоком качестве связи и технических сбоях при проведении онлайновых уроков, что еще больше усугубляет педагогические трудности, неразрывно связанные с резким переходом на методику преподавания в удаленном режиме. Ясно, что для проведения дистанционного обучения работникам необходима полная поддержка. Взгляды и предложения профсоюзов образования должны занимать центральное место в разработке мер по налаживанию дистанционного преподавания и обучения на всех уровнях: местном, региональном и общенациональном.

– Социальное равенство и уязвимые категории учащихся: Дистанционное преподавание также поднимает ряд неотложных проблем, связанных
с обеспечением равенства и инклюзивности. Например, не все учащиеся имеют доступ к качественному оборудованию и системам электронной связи у себя дома. Некоторые учащиеся менее других способны проявлять тот уровень самодисциплины и самостоятельности, который необходим для дистанционного «посещения» уроков и выполнения домашней работы без очного взаимодействия с учителями. В целом успех преподавания в удаленном режиме во многом зависит от контроля и помощи со стороны родителей – особенно для учащихся младшего возраста. Эти риски создают или увеличивают различия в показателях успеваемости учащихся, поскольку не все родители обладают необходимыми знаниями и навыками или просто смогут быть рядом в нужное время, чтобы эффективно справиться с этой ролью.

Интернационал образования провел исследование «Коммерциализация и приватизация образования в контексте COVID-19”, в котором отмечается колоссальный прирост прибыли в компаниях, производящих техническое оборудование для использования в образовании. Коммерческие компании внедряются в государственное образование через массу возникающих электронных сетей, путем оказания новых услуг международным организациям (ЮНЕСКО, ОЭСР, МОТ, Всемирный банк). Переход на дистанционное образование поставило эти компании в центр угла в его обеспечении.

В июне в режиме онлайн состоялось 10-е заседание Саммита Учительской Профессии – совместной конференции министров и руководителей профсоюзов наиболее успешных стран в сфере развития образования, организуемой совместно Организацией экономического сотрудничества и развития и Интернационалом образования.

Несомненно, заготовленная ранее повестка дня была отложена в сторону, все внимание было сосредоточено на преодолении кризиса пандемии в образовании. Все выступившие министры и лидеры профсоюзов высоко отметили определяющую роль учителя в преодолении кризиса и обеспечении непрерывности учебного процесса для учащихся. Высочайшей оценки заслуживает преданность своим ученикам, способность к адаптации, креативность работников образования.

Участники подчеркнули важную роль эффективного партнерства между правительствами и профсоюзами работников образования в период закрытия школ и перехода к дистанционному образованию, что несомненно повысило доверие общества к принимаемым решениям в области образования.

 










Раздел 16.

О результатах проведенного Профсоюзом в июле 2020 года
экспресс-мониторинга по вопросам:

- применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в сфере общего и дополнительного образования детей;

- условий привлечения педагогических работников к организации и проведению ЕГЭ

 


[1] Стоит отметить, что рассчитанное на основании указанных данных соотношение ставок заработной платы и средней заработной платы (доля ставок в структуре средней заработной платы) по ряду субъектов РФ отличается
от показателей, представленных органами государственной власти субъектов РФ в мониторинге.

[2] Письмо Минпросвещения России от 25.06.2020 г. № ВБ-1398/04 «О перечне тем педагогических совещаний».

 

[3] Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ)

[4] Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (п. 5 части 1 ст. 2 закона № 273-ФЗ).

[5] Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

[6] Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2013 года N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения»

[7] Часть 1 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

[8] Опубликован 13 июня 2020 года на сайте Правительства Российской Федерации (http://government.ru/)

[9] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683), Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р).

[10] https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index, http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2019.pdf

[11] На основании данных форм ФСН № 85-К, № ОО-1, № СПО-1, № ВО-1.

[12] Статистические данные по состоянию на 1 октября 2019 г. на основе анализа форм ФСН ВПО-1 https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/index.php.

[13] Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

[14] Сайт Минобрнауки России

[15] Приказ Минобрнауки России № 566 от 09.04.2020 г. "Об организации поддержки студентов, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, и получающих государственную социальную стипендию, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации»

[16] приказа Минобрнауки России от 19 марта 2020 г. № 453 «О деятельности общежитий, гостиниц, санаториев, пансионатов, домов отдыха и иных мест пребывания организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации»

[17] Сайт Минобрнауки России

[18] Сайт Общероссийского Профсоюза образования; сайт КСП Профсоюза





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: