Об актуализации деятельности профсоюзных организаций всех уровней структуры Профсоюза в условиях цифровой трансформации общества

 

Уже несколько лет цифровая трансформация входит в повестку дня многих организаций. Пандемия новой коронавирусной инфекции не только подчеркнула преимущества успешной цифровой трансформации, но и важность использования современных цифровых технологий для сопровождения деятельности организации.

21 июля 2020 года Президент России Владимир Путин подписал указ
о национальных целях развития страны на период до 2030 года. Наряду с пятью другими основными целями развития (сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство) в документе названа цифровая трансформация.

Реализация данной национальной цели предусматривает:

· достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы;

· увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных
в электронном виде, до 95%;

· рост доли домохозяйств с широкополосным доступом к Интернету до 97%;

· увеличение вложений в отечественные ИТ-решения в четыре раза
по сравнению с показателем 2019 года

Процесс цифровой трансформации общества затрагивает деятельность общественных организаций и, конечно, нашего Профсоюза. Цифровая трансформация является долгим процессом, результатом которого должно стать создание «цифровой организации».

Специалисты отмечают несколько необходимых условий для успешной цифровой трансформации деятельности организаций (отметим некоторые из них):

ü работа «на опережение» (в том числе в ИКТ обеспечении);

ü грамотная и своевременная подготовка и переподготовка кадров;

ü командный подход к реализации проектов и отсутствие информационной разобщенности;

ü коммуникация и сотрудничество для приращения знаний;

ü ориентированность на цифровые потребности целевых аудиторий организации;

ü жесткое следование дорожной карте планируемых цифровых трансформаций даже в условиях организационного дискомфорта.

В то же время отмечается, что основная причина низких темпов развития и внедрения информационных систем и технологий особенно в секторе НКО –высокая цена приобретения, необходимость постоянного совершенствования и обновления систем, обеспечения безопасности данных и защиты от несанкционированного доступа, также требующих постоянных и существенных финансовых вложений, создания серьёзных систем контроля.

Начатая в 2018 году программа по введению единого электронного профсоюзного билета, автоматизации учета членов Профсоюза и сбора статистических данных, объявление 2020 года годом цифровизации в Профсоюзе – первые и очень важные шаги по совершенствованию системы управления Профсоюзом. Ещё одним преимуществом внедрения современных АИС является возможность постоянного повышения квалификации персонала, его дополнительного обучения.

Сегодня «цифровизация» стала не только массовым явлением, она затронула все сферы деятельности организации. В том числе сферу коммуникации. Основными средствами связи и информирования в Профсоюзе (особенно
в последние месяцы) стали (помимо сотовой связи и электронной почты) мессенджеры WhatsApp, Viber, Skype, сайты и группы в социальных сетях: VK, Facebook, Instagram, Одноклассники, Твиттер; сервисы для видео общения такие, как ZOOM или Mirapolis Virtual Room.

Первые недели карантина показали, что члены Профсоюза не просто хотят знать, что происходит в организациях Профсоюза, но и ожидают от них каких-то действий. Многие (но, к сожалению, не все) региональные (межрегиональные) организации Профсоюза смогли сориентироваться и перейти на «цифровое общение», а также перенесли образовательные и событийные мероприятия (семинары, конкурсы, акции) в цифровую среду.

На сайте Профсоюза была открыта «горячая линия» для консультирования
по вопросам трудового законодательства, защиты законных прав и интересов работников; шло оперативное информирование руководителей организаций в чате WhatsApp; была приобретена лицензия для использования программы Zoom для проведения совещаний и образовательных мероприятий; актуальные материалы не только публиковались в газете «Мой Профсоюз», но и оперативно размещались
в официальных группах Профсоюза в социальных сетях.

Несмотря на это, некоторые организации не просто сократили общение
с членами Профсоюза, а перестали коммуницировать совсем. Информация не обновлялась на сайтах, не было публикаций в социальных сетях, значительно сократилось количество поступающих материалов в газету «Мой Профсоюз», несмотря на продолжающийся конкурс «Профсоюзный репортёр». Отменялись мероприятия оф-лайн и не предпринимались попытки перевести их проведение
в цифровую среду. Такое отсутствие коммуникации очень быстро разрушает доверие к организации, которое завоевывалось годами.

Эпидемия заметно укрепила значение цифровых технологий в нашей жизни. Технологии, которые развивались последние 30 лет – интернет, мессенджеры, мобильные устройства – наконец-то оказались по-настоящему полезны обществу. Понятно, что сегодня перестройка коммуникаций должна быть максимально быстрой и адаптивной к ситуации, а организациям Профсоюза всех уровней нужно быть готовыми к тому, что цифровые технологии все-таки продолжат развиваться и распространяться повсеместно.

Очевидно, что препятствием внедрению цифровых технологий в информационную деятельность (особенно первичных и местных организаций) служит низкая цифровая грамотность профсоюзных лидеров или нехватка у них опыта внедрения ИКТ; загруженность на основном месте работы (для первичных и большинства местных организаций); отсутствие достаточного бюджета для обеспечения средствами ИКТ и организации обучения; зачастую неумение или нежелание организовывать командную работу, используя возможности СМП и СКС Профсоюза; а также скорость развития рынка цифровых технологий и устоявшаяся практика работы организаций – привычки, настрой сотрудников, традиции, писаные и неписаные правила.

Поэтому сегодня особенная нагрузка «падает» на специалистов
по информационной работе региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза. Такой сотрудник должен быть в каждой организации. Это – первоочередная задача.

Второе, необходимое условие для дальнейшего успешного внедрения цифровых технологий – это проведение экспертного анализа всей инфраструктуры Профсоюза, с точки зрения обеспечения необходимой техникой, программным обеспечением и ИКТ-компетенциями профсоюзных лидеров и активистов.

Третье – формирование в организациях Профсоюза (на основе проведенного анализа) цифровой среды; системное обучение цифровым и PR-компетенциям сотрудников аппаратов региональных (межрегиональных), местных и первичных организаций Профсоюза.

В современном цифровом обществе высоко ценится прямая коммуникация, а такая коммуникация и есть важнейший инструмент PR. Наиболее перспективное развитие сегодня – это развитие его в Интернете (так называемый Е-PR electronic – электронный PR), который должен быть выстроен по всей вертикали структуры Профсоюза, формируя его единое информационное пространство.

Идеальная информационная структура Профсоюза в Интернет должна выглядеть следующим образом:

·  страницы первичных организаций Профсоюза на сайтах образовательных организаций – сайты местных организаций (или страницы на сайтах региональных (межрегиональных) организаций); сайт региональной (межрегиональной) организации;

·  официальное представительство региональных (межрегиональных) организаций во всех социальных сетях;

·  группы целевых аудиторий (СМП, СКС и других) в социальных сетях

Соцсети сегодня – один из востребованных и ключевых каналов коммуникации, который позволяет транслировать новости, анонсировать активности, поддерживать прямой контакт (в том числе интерактивный) с членами организации.

Нельзя забывать и о том, что соцсети – это не только инструмент информирования и взаимодействия с членами Профсоюза, но и отличный способ изучения потребностей целевых аудиторий, что даёт возможность оперативно (и это крайне важно!) реагировать на них. С помощью соцсетей можно проводить различные опросы, напрямую интересоваться мнением подписчиков и, конечно, узнавать отношение к деятельности организации.

Главное – не совершать одну из грубых ошибок при создании страницы
в соцсети, а именно – не регулярное размещение информации (это также относится и к сайту организации!). Зачастую бывает так, что с начала создания страницы
в соцсети информация размещается часто, но с каждым днем это происходит все реже и реже. Для этого необходимо заранее продумать, кто будет ответственным
за обновление и качество контента как текстового, так и графического, иначе не удастся избежать ошибок в коммуникации.

И, конечно, самое главное – контент страницы в соцсети. Именно содержание делает её востребованной теми целевыми аудиториями, на которые они рассчитаны. Страница Профсоюза в соцсети – часть нашей организации. От нас ждут не мемов про котиков или репостов с банальностями, а правовой, методической, организационной, профессиональной, социальной и прочей полезной для работников и обучающихся информации. Но, конечно, поданной вовремя, кратко, нестандартно, доступно для понимания целевой аудиторией. Пользователи, которые хотят видеть мемы, цитаты великих людей, рецепты или смешные гифки, подписываются на другие сообщества.

Для оперативного информирования членов Профсоюза рекомендуется активное использование мессенджеров, в том числе в формате «Коротко о главном»,
на актуальные темы или запросы членов организации; а также организация системного он-лайн общения (например, «Открытый диалог»: прямая линия
с руководством или предоставление онлайн-консультаций специалистов Профсоюза) и он-лайн обучения членов Профсоюза как по темам и направлениям, предлагаемым региональными (межрегиональными) организациями, так и по потребностям, поступившим от членов Профсоюза.

Перспективное направление информирования – это так называемые чат-боты. Но разработка программы требует финансовых и организационных затрат (хотя предлагаются несложные программы по созданию чат-ботов в социальных сетях) и, конечно, в общественной организации отдавать ботам общение пока не стоит, они еще не готовы полностью заменить человека. В качестве примера можно привести ситуацию, когда обратившийся в организацию человек нервничает – в этом случае программа не в состоянии составить адекватный диалог. А вот сотрудник, обладая необходимым навыком коммуникаций, может успокоить собеседника.

Помимо этого, традиционным каналом информирования продолжает оставаться газета «Мой Профсоюз» на которую (в идеале) должны быть подписаны все 80 региональных (межрегиональных), 2 231 местная и 74 829 первичных организаций Профсоюза.

Члены Профсоюза должны быть не только «потребителями», но и «источниками» профсоюзной информации (в том числе и в цифровой среде). Для этого необходимо продолжать работу по созданию сети внештатных (народных) корреспондентов газеты «Мой Профсоюз» и региональных СМИ; в организациях Профсоюза необходимо «готовить» людей, можно сказать «профсоюзных блогеров», способных освещать в социальных сетях деятельность организаций Профсоюза и «работать» на формирование положительного имиджа нашей организации.

Большую помощь в этом должен сыграть Совет по информационной работе, утверждённый Постановлением Исполкома Профсоюза № 1-20 от 21 мая 2020 года. Совет создан в целях дальнейшего совершенствования деятельности организаций Общероссийского Профсоюза образования, координации работы региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза по обеспечению членов Профсоюза актуальной и своевременной информацией, формированию информационных ресурсов, внедрению новых информационных технологий в профсоюзную работу. И, конечно, отдел по связям с общественностью аппарата Профсоюза, который, продолжая оказывать методическую, консультационную и образовательную поддержку специалистам региональных (межрегиональных) организаций, должен осуществлять содействие организации деятельности Совета.

Одним из главных событий 2020 года является юбилей Профсоюза. Постановлением Исполкома Профсоюза № 19-4 от 25 декабря 2019 года
«О подготовке и проведении мероприятий, посвящённых 30-летию Общероссийского Профсоюза образования» было предложено проведение Всероссийского «Марша солидарности». Предложенная форма проведения Марша именно в цифровом пространстве даёт возможность всем организациям (начиная
с первички) стать участниками этого события.

Он-лайн или оф-лайн? Цифровизация или работа «по старинке»? Наверное, важно не выбирать, а действовать в любой коммуникационной среде в соответствии с целями и задачами Профсоюза, во благо членов Профсоюза и выступать «единым фронтом», демонстрируя широкой общественности единство и силу нашей организации.

Подводя итог, можно сказать, что цифровая трансформация сама по себе ни
в коем случае не должна являться целью. Важно, чтобы это процесс проходил осознанно. Цифровая трансформация должна иметь конечную цель, а именно – качественный переход в новое состояние в деятельности организации, и она не может быть эффективной в случае, если она «навязывается» и «делается» ради следования модным течениям. Этот процесс должен быть осмысленным и происходить естественно, исходя из потребностей организации. Но то, что за «цифровыми организациями» – будущее (пусть и не самое скорое), это – факт. А значит, к этому переходу стоит готовиться заранее.


















Раздел 14

Об итогах реализации Пилотного проекта по переходу на единый электронный профсоюзный билет, электронный реестр членов Профсоюза
и автоматизированный сбор статистических отчётов

 

В соответствии с Программой развития деятельности Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации на 2015-2020 годы (п.4.6.), с целью дальнейшего организационного укрепления Профсоюза на основе применения цифровых технологий во внутрисоюзной работе, предварительной оценки необходимых ресурсов и затрат, а также анализа перспектив и минимизации рисков при переходе на единый электронный профсоюзный билет, автоматизацию сбора статистических данных и электронный учёт членов Профсоюза Исполнительным комитетом Профсоюза (Постановление
от 23 сентября 2018 года №14-5) был объявлен и проведен с октября 2018 года
по март 2020 года эксперимент в форме Пилотного проектаповведению единого электронного профсоюзного билета, автоматизации учета членов Профсоюза и сбора годовых статистических отчётов.

В Пилотном проекте приняли участие 44% (35) региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, 17 из них – частично, делегировав для участия в проекте несколько территориальных и/или первичных организаций Профсоюза.

Таким образом, Пилотным проектом было охвачено (в расчете от данных статистического отчета на 01.01.2020 года):

31,8 % (728) территориальных (городских, районных) организаций Профсоюза;

32,9% (24 590) первичных профсоюзных организаций, на учете в которых состоят 1 502 362 члена Профсоюза (38, 4%), из них 948 075 – работающие (36%), 470 622 – обучающиеся (40,4%), 53989 – неработающие пенсионеры (49,3%).

Около 20 тысяч профсоюзных активистов работали над формированием единой базы данных Профсоюза.

На 20 июля текущего года на электронном учете в АИС «Единый реестр Общероссийского Профсоюза образования» (далее – АИС) состоят 1 108 309 членов Профсоюза, 77% из них произведена замена бумажных профсоюзных билетов
на новую форму профсоюзного билета в виде пластиковой карты, и 3% пользуются его электронным дубликатом в мобильном приложении Profcards.

Как известно, VIII Съезд Профсоюза в качестве одной из главных задач Профсоюза на 2020-2025 годы определил обеспечение перехода на электронный профсоюзный билет, электронный учет членов Профсоюза и формирование Единого реестра Профсоюза. Итоги Пилотного проекта были подведены Исполнительным комитетом Профсоюза 27 мая 2020 года (п.2.2. Постановления VIII Съезда Профсоюза от 20 марта 2020 года № 8-1 «Об отчете Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования за период с марта 2015 года по март 2020 года и действиях Профсоюза по защите трудовых прав и социально-экономических интересов членов Профсоюза»), который принял решение «Одобрить итоги реализации Пилотного проекта, способствующие повышению эффективности деятельности профсоюзных организаций, организационному укреплению Профсоюза; а также продолжить формирование и наполнение автоматизированной информационной системы «Единый реестр Общероссийского Профсоюза образования» данными по всей структуре Профсоюза». Члены Исполкома Профсоюза 27.05.2020 г. проголосовали
за одобрение итогов реализации пилотного проекта, опираясь на следующие выводы:

1. Основные цель и задачи реализации Пилотного проекта достигнуты и решены.

2. Разработанная оператором Пилотного проекта ООО «Интернет медиа» АИС на платформе 1С:Предприятие 8.3 и размещенная на сервере в офисе Общероссийского Профсоюза образования (г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17) позволила повысить качество внутрисоюзной работы в части ведения реестров организаций Профсоюза и объективного учета членов Профсоюза:

§ актуализировать реестры организаций Профсоюза;

§ навести порядок в учете членов Профсоюза, работающих
по совместительству: учет в единой базе данных позволил ликвидировать двой­ной и даже тройной учет работников и обучающихся в первичных профсоюзных организациях;

§ проконтролировать учет штатных работников организаций Проф­союза, некоторые из них до запуска Пилотного проекта не состояли на учете в первичной профсоюзной организации.

В частности, по мнению 78,6% опрошенных профсоюзных активистов, 3679 человек, работающих в программе «Единый реестр Общероссийского Профсоюза образования», АИС упорядочила ведение учета в профсоюзных организациях.

3. Создана нормативно-техническая база и учебно-методические условия для подготовки профсоюзного актива к реализации задач цифровизации Профсоюза. Профсоюз располагает подготовленными кадровыми ресурсами как на уровне аппарата Профсоюза, так и на уровне большинства территориальных организаций Профсоюза для дальнейшего повсеместного внедрения цифровых технологий.

4. Разработанная и внедренная в эксплуатацию АИС обеспечивает достоверность, целостность и актуальность информации об организационной структуре и численности Профсоюза, способствует повышению эффективности работы профсоюзных организаций за счет сокращения сроков и прозрачности процесса формирования сводной статистической отчетности; уменьшению трудозатрат на подготовку и поиск необходимой информации; повышению эффективности исполнения заданий и документов, усилению контроля исполнительской дисциплины.

5. Новый электронный профсоюзный билет в виде пластиковой карты соответствует требованиям времени, а его электронный дубликат в мобильном приложении имеет серьезную перспективу функционального развития в будущем.

6. Федеральная бонусная программа Профсоюза Profcards предусматривает возможность дополнительной социальной поддержки членов Профсоюза.

Кроме того, как показывает опыт взаимодействия Профсоюза с Газпромбанком
в рамках заключенного 15.10.2019 года соглашения о стратегическом партнерстве
в области развития специальных программ лояльности для членов Профсоюза и реализации других совместных проектов в социальной сфере, перспективным направлением является заключение подобных соглашений о стратегическом взаимодействии с партнерами, предоставляющими финансовые и другие продукты для членов Профсоюза на льготных условиях, привлечение их к бонусной Программе.

7. Однако, несмотря на функциональность АИС для большинства организаций Профсоюза, принимающих участие в Пилотном проекте, актуальной на сегодняшний день остается задача по доработке программы, ее отдельных параметров, которые бы учитывали особенности первичных профсоюзных организаций студентов и отдельных первичных профсоюзных организаций работников ВУЗов, а именно: численность и регулярную обновляемость.

В ходе реализации Пилотного проекта поставленные задачи решались отчасти путем расширения функций групповой обработки данных. Начата работа
по изучению возможности синхронизации баз данных образовательных организаций с АИС «Единый реестр Общероссийского Профсоюза образования».

Кроме того, возможным решением проблемы обработки большого объема информации станут: настройка прав доступа с определенными правами для председателей профбюро и/или профгрупоргов, а также использование мобильного приложения для профактива, синхронизированного с АИС.

8. Учитывая функциональные возможности развития АИС по трем направлениям:

территориальное масштабирование, т.е. подключение к системе новых организаций Профсоюза (пользователей) или внедрение системы в нижестоя­щих профсоюзных организациях;

функциональное масштабирование, т.е. постепенное наращивание функциональных возможностей организаций Профсоюза;

наращивание аппаратных ресурсов, обеспечивающих функционирова­ние системы.

Положительные результаты реализации Пилотного проекта по созданию условий для развития единой цифровой платформы Профсоюза, включение в нее функциональных блоков, позволяющих автоматизировать деятельность организаций Профсоюза по правовой работе и охране труда, организации коллективно-договорной кампании, форм социальной поддержки членов Профсоюза, молодежной политики и другим направлениям деятельности.

Условия, которые позволяют сделать вывод о целесообразности и готовности Общероссийского Профсоюза образования к полному переходу на новые цифровые технологии.

9. Исполнительным комитетом Профсоюза былотмечен высокий уровень организации работы Тюменской межрегиональной, Алтайской, Башкирской, Марийской, Чеченской, Чувашской республиканских, Алтайской, Краснодарской, Ставропольской краевых, Калининградской, Липецкой, Нижегородской, Омской, Орловской, Саратовской областных организаций Профсоюза по реализации Пилотного проекта. Более 40 человек профсоюзного актива за участие и успехи в реализации Пилотного проекта удостоены наград ЦС Профсоюза.

10. Важно отметить, что Исполкомом Профсоюза принято решение продолжить не только формирование и наполнение автоматизированной информационной системы «Единый реестр Общероссийского Профсоюза образования» данными
по всей структуре Профсоюза», но и работу с ООО «ФИНФОРТ» в целях эффективного развития Федеральной бонусной программы Общероссийского Профсоюза образования Profcards (далее – программа Profcards) и интеграции
в мобильное приложение выгодных продуктов от Газпромбанка, привлечения
к программе других серьезных партнеров
. В связи с вышеизложенным профсоюзному активу следует уделить серьезное внимание:

информированию членов Профсоюза о возможностях программы Profcards;

увеличению числа членов Профсоюза, зарегистрировавшихся в программе Profcards, особенно пользующихся электронным дубликатом новой формы профсоюзного билета и программой Profcards в одноименном мобильном приложении; задача - разъяснять членам Профсоюза преимущества использования мобильного приложения Profcards (простота, доступность, мобильность и др.);

информированию профсоюзных организаций – юридических лиц и членов Профсоюза о выгодных финансовых продуктах Газпромбанка в рамках соглашения о стратегическом партнерстве в области развития специальных программ лояльности для членов Профсоюза и реализации других совместных проектов
в социальной сфере.














Раздел 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: