Положение несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях

Организация воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в следственном изоляторе строится на использовании методов и форм воспитательной работы, предусмотренных Федеральным законом от 15.07.1995 № 105 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УПК РФ.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации общеобразовательная организация является одним из основ исправления осужденных. Оно обеспечивает неразрывную связь с образовательной системой, предоставляя оступившимся лицам продолжать учебу после освобождения, и является важным залогом их успешной адаптации к жизни на свободе.

Администрацией следственного изолятора созданы необходимые условия для организации обучения несовершеннолетних, заключенных под стражу. Заключен договор «О взаимоотношениях при организации образовательного процесса между муниципальной бюджетной общеобразовательной школой №3 и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» с целью получения подростками основного общего образования.

Преподаватели школы два раза в неделю проводят учебные занятия по основным программам, а также ведут консультации с учащимися с учетом индивидуальных способностей и уровнем усвоения программы, осуществляют промежуточную аттестацию.

В 2019 году в Тюменской воспитательной колонии находились 8 несовершеннолетних жителей г. Нижневартовска (4), г.Нягани (2), г.Урай (1), Пыть-Ях (1).

Представителями муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований автономного округа организовано взаимодействие в Тюменской воспитательной колонией. Осуществляются выезды в колонии с целью проведения встреч с несовершеннолетними и изучением их положения. 

В 2019 году все родители (законные представители) несовершеннолетних посещали их по месту отбывания наказания, систематически созваниваются в установленное время по телефону, посредством «Скайп» связи, передают необходимые вещи, средства личной гигиены, своевременно пополняют счет для разговоров по телефону.

По результатам таких встреч установлено, что все подростки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры активны, обучаются в школе, получают профессию, посещают кружки, занимаются спортом.

Консолидированный бюджет в интересах детей

Государственная поддержка семей с детьми в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре осуществляется в соответствии с государственными программами автономного округа:

«Социальное и демографическое развитие» утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 октября 2018 года №339-п;

«Развитие образования» утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 октября 2018 года №338-п;

«Развитие физической культуры и спорта» утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 октября 2018 года №342-п;

«Культурное пространство» утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 октября 2018 года №341-п;

«Современное здравоохранения» утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 октября 2018 года №337-п;

«Поддержка занятости населения» утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 октября 2018 года №343-п;

«Развитие жилищной сферы» утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 октября 2013 года №346-п.

Консолидированный бюджет в интересах детей составил:

в 2017 году –87 964 954,2 тыс. руб.;

в 2018 году – 95 929 831,0 тыс. руб.;

в 2019 году – 103 719 253,25 тыс. руб.

 

О реализации мероприятий Плана основных мероприятий на 2018 - 2020 годы, посвященных проведению в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Десятилетия детства в Российской Федерации

 

С 1 января 2018 года стартовал новый этап реализации государственной политики в поддержку семьи и детства, объявленный Президентом Российской Федерации - Десятилетие детства.

В Югре реализуется на межведомственной основе План основных мероприятий, посвященных проведению в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Десятилетия детства (утвержден распоряжением Правительства автономного округа от 22.09.2017 № 560-рп). В данном плане обеспечена преемственность задач Национальной стратегии действий в интересах детей, учтены достигнутые результаты, сохранена приоритетность вопросов защиты и обеспечения прав и интересов детей.

Мероприятия Плана, запланированные к проведению в 2019 году, реализованы в Югре в полном объеме согласно установленным срокам. Проведены 143 мероприятия, направленные на повышение качества жизни и здоровья детей, создание благоприятных условий для их развития, защиты их прав и законных интересов.

Итоги реализации в 2019 году Плана основных мероприятий, посвященных проведению в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Десятилетия детства, рассмотрены на заседании Координационного совета по реализации демографической и семейной политики в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре (далее - Координационный совет), одобрены членами Координационного совета (протокол заседания Координационного совета от 19.03.2019 № 1). 

Информация об исполнении Плана размещена на официальном сайте Департамента социального развития автономного округа в разделе «Десятилетие детства» (https://depsr.admhmao.ru/desyatiletie-detstva/ispolnenie-plana-desyatiletiya-detstva/4001054/ispolnenie-plana-osnovnykh-meropriyatiy-na-2018-2020-gody-posvyashchennykh-provedeniyu-v-khmao-yugre)

Благодаря эффективной системной межведомственной работе в сфере детства за 2 года реализации мероприятий Десятилетия детства достигнуты следующие положительные результаты.

Численность детского населения увеличилась на 0,4% или 1740 детей (с 424 792 человек в 2018 году до 426 532 человека в 2019 году). На протяжении последнего десятилетия в Югре сформировалась устойчивая тенденция роста детского населения – увеличение на 25,7%, почти на 87 тыс. детей. 

Доля детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, увеличилась на 2 % (с 96,7% в 2018 году до 97,8% в 2019 году), в 15 муниципальных образованиях автономного округа обеспечена 100-процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (гг. Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Покачи,                                                                                                            Радужный, Урай, Ханты-Мансийск, Белоярский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский районы);

доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста, увеличилась на 5% (с 95% в 2018 году до 100% в 2019 году).

Доля детей, охваченных дополнительным образованием, увеличилась на 1,5% (с 78,5% в 2018 году до 80% в 2019 году);

доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста, увеличилась на 5% (с 45% в 2018 году до 50% в 2019 году).

Количество несовершеннолетних, внесенных в реестр, находящихся в социально опасном положении, снизилось 0, 78% или 12 человек;

количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизилось на 22,29% или 105 случаев (с 471 случая в 2018 году до 366 случаев в 2019 году);

количество несовершеннолетних, погибших в результате внешних управляемых причин, снизилось на 23,52% или 12 детей (с 51 случая в 2018 году до 39 случаев в 2019 году).

Численность родителей, лишенных родительских прав, снизилась на 12,97%, или 51 родитель (с 393 родителей в 2018 году до 342 родителей в 2019 году);

численность родителей, ограниченных в родительских правах, снизилась на 25,88% или 22 человека (с 85 родителей в 2018 году до 63 родителей в 2019 году);

количество выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снизилось на 19,52% или 107 детей (с 548 детей в 2018 году до 441 ребенка в 2019 году);

число воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снизилось на 6, 25% или 2 ребенка (с 32 детей в 2018 году до 30 детей в 2019 году);

доля детей, воспитывающихся в семьях граждан, по отношению к общему числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличилась на 0,1% (с 99,5% в 2018 году до 99,6% в 2019 году);

количество детей-сирот, возвращенных из замещающих семей, снизилась 22,85% или 8 детей (с 35 детей в 2018 году до 27 в 2019 году);

число детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями, увеличилось на 35,86% или 104 человека (с 290 человек в 2018 году до 394 человек        в 2019 году).

При этом следует обратить внимание на следующие показатели, имеющие отрицательную динамику за 2 года.

Младенческая смертность увеличилась 32,3% или 21 ребенок (с 65 человек в 2018 году до 86 человек в 2019 году);

коэффициент младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми) увеличился на 41,4% (с 2,9% в 2018 году до 4,1% в 2019 году).

(По информации Депздрав Югры, показатель 4,1 % ниже установленного на 2019 год на 6,8 % (показатель на 2019 год - 4,4). Югра по показателю младенческой смертности делит 22-24 место с 3 субъектами РФ из 85).

Количество семей, находящихся в социально опасном положении, увеличилась на 33,7% или 288 семей (с 855 семей в 2018 году до 1 143 семей в 2019 году);

количество детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, увеличилось на 30,9% или 485 детей (с 1 565 детей в 2018 году до 2 050 детей в 2019 году);

доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных различными формами отдыха и оздоровления от общей численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, снизилась на 3,05% или 1 277 детей (с 41 859 детей в 2018 году до 40 582 детей в 2019 году).

Возникает противоречие, с одной стороны уменьшилось количество родителей, лишенных родительских прав и ограниченных в них, снизилось количество выявленных детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с другой стороны увеличилось количество семей, находящихся в социально опасном положении, и детей в них.

Возможно, изменился подход к учету данной категории семей и детей, выявление стало наиболее эффективным.

Реализация в Югре современных технологий, практик, проектов и программ, направленных на всестороннее развитие ребенка, и их демонстрация на всероссийском уровне позволила также достичь значимых результатов.

Традиционно Югра является лидером ежегодной Всероссийской выставки - форума «Вместе – ради детей!» и обладателем диплома профессионального признания в номинации «В кругу семьи» за эффективное внедрение и распространение стационарозамещающих технологий помощи детям-инвалидам.

В 2019 году Югра приняла участие в конкурсе лучших практик, проведенном Агентством стратегических инициатив, в рамках Десятилетия детства.

По итогам конкурса в число победителей вошли «Управленческая практика применения социальных инноваций в сфере социального обслуживания граждан - проект «Уберизация» социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», представленная де6псоцразвития Югры, и практика «Приоритетный проект муниципальной системы образования города Сургута «Финансовая грамотность – вклад в надежное будущее», представленная Департаментом образования Администрации города Сургута.

В 2019 году 8 бюджетных организаций автономного округа в сфере социального обслуживания, здравоохранения, спорта отмечены Знаком качества «Лучшее – детям» по результатам широкомасштабного российского конкурса «Лучшее - детям», реализуемого в Российской Федерации с 2008 года и направленного на повышение качества товаров и услуг для детей.

 

Таблица 14

№ п/п Наименование организации № п/п Наименование услуги

в сфере социального обслуживания – 4 организации, 6 услуг

1. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения» 1. Программа летней оздоровительной смены на базе отделения дневного пребывания несовершеннолетних (35 койко-мест) «Югорские кладоискатели»
2. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Радужнинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» 2. Социальные услуги детям и подросткам с ограниченными возможностями в полустационарной форме
3. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Советский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» 3. Реабилитационная программа по социально-бытовому ориентированию детей с ограниченными возможностями здоровья в комнатах оккупационной терапии

4.

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Советский районный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

4. Организация профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра, в рамках комплексной социально-реабилитационной технологии «Территория успеха»
5. Организация работы института наставничества среди несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально-опасном положении или иной трудной жизненной ситуации в рамках программы по профилактике семейного неблагополучия «Мы открываем ВМЕСТЕ то, что ЗНАЮ Я»
6. Организация содержательного досуга детей на дворовых площадках путем привлечения волонтеров и добровольцев, в рамках проекта «Капитаны двора»

в сфере здравоохранения – 3 организации, 3 услуги

5. Бюджетное учреждение Ханты Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская городская клиническая поликлиника №2» 7. Этапная реабилитация недоношенных детей в условиях поликлиники
6. Бюджетное учреждение Ханты Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская городская стоматологическая поликлиника №1 8. Медицинские услуги по ортодонтии
7. Бюджетное учреждение «Нижневартовская психоневрологическая больница»,          г. Нижневартовск 9. Проект «Рука помощи. Мы вместе». Взаимодействие с многофункциональным центром реабилитации и абилитации детей инвалидов и с орфанными заболеваниями (синдром Ретта) при благотворительном Фонде помощи нуждающимся «Добро без границ»

в сфере физической культуры и спорта – 1 организация, 1 услуга

8. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр адаптивного спорта»,                         10 Программа по адаптивной физической культуре для различных нозологических групп

Заключение

 

В 2019 году в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре продолжена реализация государственной политики в интересах семьи, материнства, отцовства и детства, основные направления и приоритеты которой определены указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», от 09.10.2007 № 1351              «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», распоряжениями Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», от 22.03.2017 №520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года».

В соответствии с обозначенными стратегическими документами в Югре осуществлялась на межведомственной и междисциплинарной основе реализация мероприятий региональных составляющих национальных проектов (2019-2024 годы), демографической дорожной карты (2018-2020 годы), планов Десятилетия детства (2018-2020 годы), Года семьи (2019 год).

Несмотря на позитивные тенденции, связанные с улучшением положения детей и семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, в том числе в части повышения уровня их благосостояния и обеспеченности жилыми помещениями, снижения числа детей, лишенных семейного окружения, повышения доступности образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, вариативности форм получения дошкольного образования, отмечается снижение показателей рождаемости.

За последние пять лет в автономном округе отмечается снижение: суммарного коэффициента рождаемости – на 0,31 единицу; абсолютного числа рождений – на 22,5% или 6 043 рождения; числа первых родов – на 30,9% или 3117 рождений; числа вторых родов – на 29,4% или 3282 рождения; числа третьих родов – на 1,3% или 53 рождения.

Основная причина снижения рождаемости – к возрасту деторождения подошло малочисленное поколение тех, кто родился в период демографического кризиса 90-х годов 20 века.

В целях выработки новых управленческих решений, направленных на повышение рождаемости, качества жизни югорских семей в декабре 2019 года проведено социологическое исследование по теме «Социальное самочувствие семьи и рождаемость в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (проведено Российским обществом социологов Агентством «Свои», г.Пермь). Опрошены 1205 респондентов.

По результатам исследования отмечается.

Наиболее распространенные типы югорской семьи - семья с двумя детьми (39,3%), семья с одним ребенком (23,3%) и многодетная семья (22,3%).

Большинство семей автономного округа (73,6%) являются нуклеарными (только супруги и их дети без других родственников), доля расширенных семей (совместное проживание супругов, детей и других родственников) равна 13,5%. Установлено, что в расширенной семье рождается больше детей и это связано с тем, что есть возможность присмотреть за детьми старшими родственниками (бабушками и дедушками). Планируют детей в будущем в первую очередь те, у кого семья расширенная и те, у кого есть помощь в воспитании детей.

В целях создания благоприятных условий для совмещения женщинами трудовой занятости и воспитания детей, оказания помощи семьям с малолетними детьми (например, встретить ребенка из школы и проводить домой, посидеть с ребенком или сходить с ребенком в кино, пока родители ходят по магазинам и др.), необходимо развивать в автономном округе технологии: «сертифицированная няня», «бабушка на час», «волонтеры серебряного возраста».

Югорским семьям предоставлена возможность найти няню для своего ребенка, не выходя из дома, воспользовавшись Порталом социальных услуг, (раздел «Присмотр за детьми»).

Примерно четверть опрошенных жителей автономного округа планируют в будущем детей (25,6%), остальные либо не планируют (и таких большинство, либо еще не определились. Наиболее подходящим возрастом для рождения первого ребенка респонденты почти единогласно считают диапазон 20-25 лет (72,1%).

Говоря о планируемом РЕАЛЬНОМ количестве детей (исходя из имеющихся жизненных обстоятельств), наиболее популярным ответом было двое (28,4%) или трое детей (19,8%). Еще 12,1% планируют иметь в семье одного ребенка. При этом в ИДЕАЛЕ (если бы позволяли обстоятельства) гораздо большее количество опрошенных решились бы на третьего и последующих детей.

Причины нежелания иметь детей:

Респондентов, уже имеющих детей, останавливает от рождения еще одного (за исключением объективного биологического фактора возраста) чаще всего материальные причины и опасения не потянуть физически и финансово еще одного ребенка, не суметь обеспечить.

Для тех, у кого нет детей, материальный фактор и фактор возраста также значим, помимо этого озвучивались проблемы со здоровьем и невозможность иметь детей, а также отсутствие партнера. Child free (бездетность) как жизненный принцип озвучивали единицы опрошенных, из чего можно сделать вывод, что нежелание иметь детей вызвано в подавляющем большинстве случаев внешними условиями, а не внутренними убеждениями.

Это подтверждает и распределение ответов на вопрос о реальном планируемом количестве детей и идеальном. Почти каждый четвертый опрошенный заявил о том, что не хочет [больше] иметь детей в сложившихся условиях жизни (24,3%). При этом о нежелании совсем иметь детей, в случае если бы позволяли материальные и иные условия, заявили лишь 9,0% опрошенных. Как минимум 15,3% опрошенных не планируют больше детей именно из-за создавшихся условий жизни, хотя хотели бы. И этой категории населения могут помочь государственные и муниципальные программы по поддержке (льготная ставка по ипотеке, расширенная программа диспансеризации и медицинских обследований, дополнительное пособие после 1,5 лет ребенка и другое).

Установки по рождению детей: что мешает иметь большее количество детей.

Два самых существенных для опрошенных жителей фактора, которые могут помешать иметь желаемое количество детей, – это материальные трудности (43%) и неуверенность в завтрашнем дне (30%).

Закономерно, что о наличии материальных трудностей как факторе нежелания иметь детей в будущем чаще говорили респонденты, считающие себя бедными (67,5%), с доходом менее 15 тысяч рублей (64,2%), в возрасте 25-29 лет (52,1%), безработные (51,7%). Кроме того, о материальных трудностях чаще говорили опрошенные жители, не удовлетворенные своей семейной жизнью (59,9%), не удовлетворенные условиями для семей с детьми в регионе (53,5%), с неудовлетворительным состоянием здоровья (53,5%).

О неуверенности в завтрашнем дне чаще всего говорили предприниматели (40,9%), работники производственной сферы (38,1%), лица с доходами менее 15 тысяч рублей (36,4%), в возрасте 45-49 лет (35,1%), а также не удовлетворенные различными параметрами семейной жизни и условиями для семей.

Вторая по значимости группа факторов, мешающих рождению детей, отмечена десятой частью респондентов: неудовлетворительное состояние собственного здоровья (11,1%), большая занятость по работе (11,1%), стремление должным образом вырастить и воспитать уже имеющегося ребенка/детей (10,2%).

Факторы, стимулирующие рождение детей.

Наиболее значимыми факторами, стимулирующими рождение детей, оказались решение жилищной проблемы (42,2%), стабильность доходов семьи (37,2%) и выплаты материнского и югорского капитала (33,7%).

Важным моментом стал тот факт, что помимо материальных стимулов в первую шестёрку вошел такой фактор, как пропаганда здорового образа жизни (27,5%).

Одним из способов стимулирования создания семей и рождения детей являются федеральная и региональная жилищные программы для молодых семей.

В настоящее время сформировалась социальная группа молодежи, для которой приоритетным является самореализация, карьерный рост, жизнь для себя. И возрастная планка людей, желающих сначала чего-то добиться в жизни, а потом создавать семью, становится всё выше, в том числе среди молодых женщин.

Поэтому, разработка программы пропаганды ценностей семьи с детьми, многопоколенной семьи, брачности, отказа от нежелательной беременности (борьба с абортами) – это один из способов повлиять на структуру ценностных ориентаций молодежи.

Уровень информированности о различных проектах поддержки семей в автономном округе варьируется в пределах от 44,0% до 87,9%.

Информационную кампанию о мерах государственной поддержки семей с детьми необходимо проводить систематически в средствах массовой информации, социальных сетях, используя возможности электронных ресурсов сети Интернет, наружной социальной рекламы.

С итогами социологического исследования можно ознакомиться на официальном сайте Депсоцразвиия Югры (https://depsr.admhmao.ru/desyatiletie-detstva/4068032/sotsiologicheskoe-issledovanie).

Учитывая результаты социологического исследования, а также результаты, достигнутые в ходе реализации основополагающих нормативных правовых актов Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, касающихся вопросов семейной политики и политики, в 2020 году будет продолжена планомерная и системная работа по улучшению положения детей и семей, имеющих детей, включая разработку и совершенствование нормативных правовых актов автономного округа региональных программ и проектов, действующих в интересах семьи, материнства, отцовства и детства.

Особое внимание будет уделено межведомственному взаимодействию органов исполнительной власти автономного округа, территориальных органов федеральных органов исполнительной, общественных и других организаций по реализации мероприятий в интересах семьи, материнства, отцовства и детства, поиску инновационных механизмов поддержания социальной устойчивости семьи.

 


[1] По сведениям Федеральной службы государственной статистики (Росстата)

[2] оценка Департамента экономического развития автономного округа

[3] в соответствии с Методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения от 02.07.2014 (с изменениями от 20.11.2018)

 

[4] по данным автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В.И. Шпильмана»

[5] по данным автономного учреждения автономного округа «Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В.И.Шпильмана»

[6] по данным Департамента недропользования и природных ресурсов автономного округа

[7] расчет показателя произведен Росстатом в соответствии с Методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения, утвержденными приказом от 02.07.2014 № 465, с изменениями от 20.11.2018

[8] Постановление Правительства автономного округа от 05.10.2018 № 339-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социальное и демографическое развитие»

[9] Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 № 343-п

* несовершеннолетний может относиться сразу к нескольким категориям (например, состоять в органах внутренних дел, относиться к числу детей - сирот или детей, оставшихся без попечения родителей).

[10] государственную услугу можно получить неоднократно

[11] Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.12.2016
№ 568-п (ред. от 16.08.2019) «О сертификате на оплату социальных услуг»




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: