Цель работы: Исследовать скорость переключения внимания у человека при условии активного выбора информации.
Методика. Исследуемый ищет в таблице числа (в определенной последовательности согласно заданию), называет и показывает их.
Таблица 1 – Цифровая таблица для исследования переключения внимания
7. | 4. | 10. | 6. | 22. | 24. | 12. |
17. | 13. | 19. | 8. | 2. | 16. | 19. |
11. | 1. | 20. | 15. | 21. | 23. | 3. |
9. | 6. | 17. | 5. | 18. | 12. | 24. |
14. | 25. | 13. | 9. | 20. | 1. | 7. |
21. | 3. | 23. | 8. | 15. | 14. | 18. |
16. | 5. | 11. | 2. | 22 | 4. | 10 |
Сначала исследуемый ищет и называет (указывает в таблице) обычные числа (1-ая серия) в порядке возрастания (от 1 по 25), потом – числа, выделенные точкой (2-ая серия) в порядке спадания (от 24 по 1).
На втором этапе исследуемый ищет и называет числа – одно обычное и одно с точкой – которые в сумме составляют 25 (например, 24 и 1, 23 и 2 и т.д.) (3-ья серия). Последнюю серию он выполняет дважды: 1) при условии относительной тишины и 2) на фоне факторов, которые отвлекают внимание (громкий разговор, вопросы, которые ему задают и т.д.).
При использовании бумажной таблицы исследуемый ищет, называет и показывает указкой числа 1-ой серии, потом 2-ой. Исследователь по секундомеру определяет время, потраченное на поиск числа, секретарь записывает время и возможные ошибки.
Если исследуемый быстро находит число, определяют и записывают время, за которое он назовет и покажет все числа 1-ой, потом 2-ой серии. После этого он выполняет задание 3-ей серии в разных условиях. Исследователь определяет время выполнения заданий с секундомером. Результаты опыта записывают в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты исследования переключения внимания
№ | Время, потраченное на поиск числа или пары чисел | |||
1 серия | 2 серия | 3 серия | 4 серия | |
1 | ||||
… | ||||
25 |
По результатам исследования построить график.
Рис.1 – Пример динамики скорости переключения внимания в 4-х сериях исследований
Сравнить время поиска в начале, посередине и в конце выполнения задания одной серии. Сравнить время поиска сумы чисел в условиях тишины и при условии действия факторов, которые отвлекают внимание. Сравнить результаты разных исследуемых. Оценить вероятность расхождения по t-критерию Стьюдента.
Результаты анализируют, делают выводы.
Лабораторная работа № 22
Тема: Оценка эффективности умственного труда в условиях