Методические рекомендации по работе с родителями обучающимися, оказавшимися в СОП

Семья, находящаяся в социально опасном положении - это семья, имеющая обучающегося, находящегося в СОП, а также семья, в которой родители (законные представители) обучающегося не выполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.

Неблагополучная семья часто ведет замкнутый образ жизни, члены семьи имеют очень ограниченный круг общения. Такая семья настороженно относится к «внешним» специалистам – представителям школы. Члены неблагополучной семьи, длительное время находясь в трудной жизненной ситуации, воспринимают свой стиль жизни как единственно возможный. Причем такая ситуация для них может быть более удобной, чем какие-либо перемены, вызванные вмешательством специалистов. Это определяет трудности в работе с семьей, особенно на первых этапах.

Надо иметь в виду, что эти семьи могут проявлять следующие формы защитного поведения:

· Игнорирование: не приходят на встречу, не соблюдают договоренности о ранее запланированных встречах на дому или в учреждениях.

· Избегание: часто меняют место жительства; не открывают двери представителям общеобразовательной организации, ожидая их прихода, запирают двери, закрывают шторы, гасят свет, чтобы было впечатление пустого дома.

· Неучастие: во время посещения семьи классным руководителем занимаются посторонними делами; во время беседы не говорят ни о себе, ни о ребенке.

· Агрессия: начинают ссоры, конфликты с другими членами семьи в присутствии педагога; обвиняют общеобразовательную организацию в том, что происходит в семье, или в том, что она вмешивается в их жизнь.

Посещение семьи (т.е. нет реальной угрозы жизни или здоровью ребенка и нет необходимости привлечения сотрудников органов правопорядка), возможно лишь по предварительной договоренности о встрече. Основная задача первых встреч – знакомство и установление ровных отношений, позволяющих продолжить взаимодействие. Нужно показать родителям, что ваш визит - в интересах ребенка, для оказания помощи и поддержки. Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка.

Знакомство с членами семьи на дому создает, с одной стороны, психологическое преимущество для них – они находятся на «своей территории» и чувствуют себя более защищено. С другой стороны, определенные преимущества имеют и посещающие: они могут определить, в каких условиях находятся члены семьи, как они относятся к ребенку, как ребенок относится к родителям, другим членам семьи.

Первые шаги в работе с такой семьёй направлены на осознание существующих проблем. Важно знать, почему члены семьи не хотят (опасаются) перемен в своей жизни. Здесь обвинительная позиция может только осложнить проблему – семья, которая и так настороженно относится к любому внешнему вмешательству, станет ещё более «закрытой». Специалист должен видеть не только то, чего не делают родители, но и то, что они делают. Бывают случаи, когда родители ребёнка избегают контактов со специалистами, не осознают необходимость помощи, любым образом «вытесняют» проблему, считая, что в их семье всё благополучно. В этой ситуации могут помочь родственники, представители старшего поколения, которые видят ситуацию иначе. Именно при их посредничестве возможно начало работы, поиск способов индивидуальной работы с членами семьи.

Как общаться с родителями (законными представителями)?

Несколько рекомендаций на этот счет

Если мы организуем индивидуальную встречу с родителями, то нужно:

· заранее договориться о времени встречи;

· помещение чтобы никто не мешал;

Приглашая родителей для беседы, важно использовать правильные формулировки.

Например:

· Я хотела (бы) с вами поговорить. Я думаю, ваш ребёнок мог бы учиться лучше. Давайте вместе подумаем, что можно сделать.

· Мне хотелось бы с вами встретиться, обсудить трудности поведения вашего ребёнка посоветоваться, может быть, вместе придумаем, как ему помочь.

Не следует начинать разговор со следующих фраз:

· У вашего ребёнка совсем плохие дела.

· Ваш ребёнок совсем перестал учиться, ничего не делает.

 Будьте терпеливы с родителем.

Родители могут возмущаться по любому поводу: ваши методы обучения, слишком большая домашняя работа, слишком маленькая домашняя работа, другие дети. Вы что-либо говорите, а они находят сотни причин несогласия с вами. Очень тяжело держать себя в руках перед кричащим родителем, обвиняющим вас в некомпетентности. Но самое важное как раз в том, чтобы оставаться со свежей головой. Не надо принимать оборонительную позицию, не надо отвечать грубостью. Этого подсознательно или сознательно ожидает родитель. Если же вы начинаете вести себя спокойно, вы берете лидерство в беседе в свои руки. Скорее всего вы не сделали ничего плохого, поэтому нет поводов расстраиваться и волноваться из-за невоспитанных родителей.

При построении беседы с родителями:

· поблагодарите родителя за то, что пришёл (не важно, работает или сидит дома и является только после пятого приглашения);

· выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями;

· расскажите о текущей ситуации ребёнка, отметьте все возможные позитивные моменты, которые только можно найти;

· излагаем ситуацию: есть некоторые трудности и проблемы, которые мешают.

Старайтесь сохранять дружеский, доверительный тон разговора, будьте готовы понять позицию собеседника. Поинтересуйтесь мнением собеседника, какой видится ситуация ему, и тут же спросите: «Как вы думаете, что можно сделать?» Обязательно выслушайте его до конца. Стараясь максимально приблизить собеседника к тому, в чём проблема и как её можно решить.

В разговоре уместны следующие высказывания:

· Я понимаю. Что трудно, придя с работы, проконтролировать ситуацию в полной мере. (И в форме полувопроса) Наверное, что-то получается, что-то нет

· Я сама мама и знаю, как это трудно, ведь идеальных ситуаций не бывает.

· Это же ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем вы.

В разговоре не стоит употреблять такие выражения, как:

· Конечно, если ребёнком не заниматься, так он и будет одни двойки получать.

· Меня не интересует, какие у вас проблемы на работе, значит, найдите возможности…

· Если вас не устраивает наша школа, ищите другую.

Будьте ответственны перед родителем

Так как вы педагог, который имеет специальное образование и опыт - вы знаете, как надо учить детей. В любом случае вы должны быть готовы обосновать и объяснить свои действия. Но объяснение не должно быть ничем большим, если вы не совершили никаких нарушений или ошибок.

Для улучшения взаимоотношения взаимопонимания с родителями, позитивного общения постарайтесь:

· избегать безапелляционных высказываний;

· сохранять доверительный тон сотрудничества;

· не использовать обобщающих штампов;

· оценивать ситуацию по принципу «здесь и сейчас»

· не преувеличивать и не преуменьшать текущие трудности обучающихся.

 Ограничивайте время разговора с родителем

Многие родители могут прождать весь последний урок за дверью, чтобы после звонка сразу же наброситься на вас и узнать об успехах своего чада. С одной стороны в этом можно найти множество положительных моментов. Однако, часто ситуация может выйти из-под контроля, а разговор затянуться на часы. В этом случае оставайтесь тверды и сообщите родителю, что у вас начинается другой урок, вам нужно подготовить кабинет, у вас намечено собрание, вы должны забрать ребенка с образовательной организации. После этого добавьте, что с радостью обсудите все оставшиеся проблемы при другой встрече в назначенное время. Не стоит после этого делать паузу, дожидаясь согласия родителя, - просто улыбнитесь и продолжайте свою работу.

Также полезно держать в уме две рекомендации:

- организовывайте процесс общения с родителями: в начале года назначайте день для экстренных встреч с родителями, чтобы не отвлекаться на беседы ежедневно;

- если родитель подкараулил вас под дверью, либо сошлитесь на наличие отдельно определенного времени для встреч, либо заранее сообщите, сколько времени у вас имеется в данный момент.

Обращайтесь за помощью

Иногда ситуация выходит из-под контроля. Порой мы не компетентны решать вопросы, с которыми к нам пришли родители. Часто мы перестаем удерживать себя в руках. В этом случае не смущайтесь попросить помощи у директора, других его заместителей, психолога. Как правило, все они уже имеют опыт работы с трудными родителями. Кроме этого, родители обычно остывают перед лицом начальства. Однако вам стоит учитывать и занятость вашей администрации, чтобы беспокоить их только по необходимости, а также не делать этого в неудобное для них время. Предпочтительней, чтобы родитель был должен записаться на прием к директору, чем чтобы директор прерывал из-за него совещание.

Будьте терпимы с родителями, которые иногда кажутся младше своих детей. Помните, что вы педагог! Это подразумевает вашу компетентность во всем, что касается вашей работы. Поэтому грубость со стороны родителей не стоит принимать на свой счет, а следует списывать на их недостатки. В то же время будьте честны с собой и умейте признавать собственные ошибки, которые случаются в работе даже самого опытного профессионала.

Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не залезайте в «долгосрочный кредит» ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами вне меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.

Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!

8. Методические материалы (диск): локальные акты, анкеты:  

Ссылка на материалы: https://drive.google.com/drive/folders/1QCNCnj6M-xQ1LIldb0TYXmUwICyPjmSt?usp=sharing                                                                                                                                   

Диагностический пакет социального педагога:

Анкета для обучающихся СОП

Анкета для обучающихся «Что вы знаете о здоровом образе жизни?»

Анкета «Критерии агрессивного ребенка»

Анкета «Лидер ли я»

Анкета «О курении»

Анкета «О насилии»

Анкета «Об отношении к наркомании»

Анкета определение детей СОП

Анкета оценка воспитанности

Анкета «Права ребенка и обязанности родителей»

Анкета «Я и ценности моей жизни»

Опросник Шмишека

Тест «Если хочешь быть здоров»

Тест «Конфликтная ли вы личность»

Тест «Любят ли вас окружающие»

Тест «О правах ребенка»

Тест по вопросам «ВИЧ и СПИДа»

Тест школьной тревожности Филипса

Шкала одиночества

8. Приложения: профилактические мероприятия.Ссылка на материал:

https://drive.google.com/drive/folders/1eVRZxoU8tt3PbtDc-mzXWr05Vr_7yt8K?usp=sharing


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: