С этими целями можно использовать такие программы, как:. «я — человек» С. А. Козловой;. «Основы коммуникации», или «Азбука общения» Л. М. Шипицыной и др.;
• «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой;
• «Я учусь владеть собой» Н. П. Слободяник;
• «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной и др.
При организации данной работы психологу важно уметь учитывать факторы, охлаждающие общение детей со взрослыми и в целом снижающие эффективность образовательного процесса в семье и детском саду.
Саботажники общения детей и взрослых
Саботажник общения | Пример | Кто делает это? | |
Воспитатель | Родители | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Приказ, команда | «Сейчас же перестань ныть!» | ||
Предупреждение, предостережение, угроза | «Смотри, как бы не стало еще хуже...», «У тебя ничего не получится...» | ||
Нравоучение, проповеди | «Ты должен хорошо себя вести...» | ||
Советы, готовые решения тогда, когда уже все произошло | «Я бы на твоем месте...» | ||
Доказательство, доводы | «Сколько раз я тебе говорила...» | ||
Негативная критика, обвинения | «Все из-за тебя...»; «Ты все время...»; «Ты во всем виноват...» | ||
Неискренняя похвала | «Ты же и так самая красивая! Отдай ленточку...» | ||
Догадка, интерпретация | «Я знаю, что все из-за того, что...»; «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь» | ||
Выспрашивание, расследование | «Что случилось? Я все равно узнаю...» | ||
Обзывание, высмеивание | «Плакса-вакса...» и т.д. |
|
|
Содержание работы по психокоррекции | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Сочувствие на словах, успокаивание отрицанием | «Не волнуйся, все равно пройдет...»; «Не расстраивайся...» | ||
Обобщение по негативному признаку | «Вечно все у тебя из рук валится! Ничего никогда нельзя поручить!» | ||
Эмоциональный шантаж | «Если ты этого не сделаешь, я тебя не буду любить...» | ||
Проявление внешнего эмоционального расположения к ребенку | Улыбка на лице взрослого, слегка наклоненная поза в сторону ребенка, «открытая» система жестов | ||
Речевое комментирование действий ребенка с признаками заинтересованности взрослого | «Рисуешь домик. Сверху — солнышко. Интересно, там тепло или жарко?» | ||
Отсутствие вопросов по поводу очевидных событий | Замена вопросов на утверждение и констатацию чувств ребенка | ||
Использование стратегии на стимуляцию чувства удивления | «Интересно, что сейчас будет...» | ||
Использование стратегии на стимуляцию чувства юмора | «Кто лучше улыбнется, тот...» |
В противоположность саботажникам общения воспитатель и родители могут использовать фасилитаторы общения с ребенком.
|
|