Родитель — заведующий

Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.

Любой из перечисленных конфликтов может оказать поло­жительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, раз­витие педагогического коллектива или, напротив, спровоциро­вать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.

Говоря о прогнозировании конфликтов в ДОУ, следует учитывать личностные особенности воспитателей, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессо­вых факторов у воспитателя.

Работающий в ДОУ психолог, составив психологические портреты воспитателей, может рекомендовать заведующей гра­мотную расстановку кадров (таким образом, можно исключить личную антипатию), разработать методические рекомендации для коррекции стиля общения с другими сотрудниками ДОУ и родителями воспитанников стиля педагогической деятельнос­ти. Для администрации детского сада это облегчит работу по

координации действий сотрудников, контролю и делегирова­нию полномочий.

Обсуждая конструктивное разрешение конфликтов1 в ДОУ (если все же они возникли), можно рекомендовать участникам конфликта, не вступая в полемику, в кабинете психолога заве­дующей определить:

1) Что вы решили сделать, чтобы разрешить конфликт?

2) Каковы ваши ожидания относительно ответа другого чело­века?

3) Что вы сделаете, если он не будет вести себя предполагае­мым образом?

4) Как будут восстановлены дружеские, сотруднические отно­шения после вашей реакции, связанной с нарушением ожи­даний?

Психологу необходимо выслушать, понять конфликтующие стороны и найти пути ослабления напряжения и урегулирова­ния конфликта.

Несколько упражнений, способствующих профилактике и разрешению конфликтов.

Выберите какую-нибудь интересную проблему, о которой члены коллектива имеют разные мнения (или создайте такую ситуацию искусственно). Разделитесь на две подгруппы, каж­дая из которых займет противоположную позицию.

Каждая подгруппа в течение 15 минут готовится представ­лять свое мнение по проблеме.

Каждый человек из подгруппы образует пару с членом дру­гой подгруппы (А и Б), они представляют противоположные точки зрения (А и Б). На представление своей позиции дается 5 минут каждому. Затем они меняются ролями: в течение 5 ми­нут Б представляет позицию А, а А представляет позицию Б.

Затем паре дается 15 минут, чтобы достичь взаимного со­глашения по обсуждаемому вопросу, при этом оба участника подчиняются правилу: перед тем, как ответить на высказыва­ние, нужно правильно и с теплотой передать своими словами утверждение другой стороны.

1 Рекомендации М. А. Ураловой из статьи «Управление конфликта­ми» / Управление ДОУ. № 2, 2002.

Следующие упражнения можно проводить в середине дня, по очереди со всеми воспитателями для профилактики конф­ликтов и снятия напряжения.

1. «Толкание». Два участника должны поднять руки над
головами, взяться за руки, переплетая пальцы, и толкать друг
друга таким образом, чтобы заставить противника прикоснуть­ся к стене.

2. «Хлопнуть руками». Человек А протягивает руки ладоня­ми вниз. Человек Б протягивает руки ладонями вверх и поме­щает их под руками человека А. Цель упражнения: Б старается хлопнуть по ладоням А, быстро передвигая руки в направлении
ладоней А. Как только Б начинает двигаться, А старается ото­двинуть руки, перед тем как Б может хлопнуть по ним.

3. Человека просят свернуться в «упругий мяч»; кто-то из группы, кого он выберет, «разворачивает» его, он может сопротив­ляться, а может поддаться. Одни участники группы стараются помочь ему сохранить положение, другие «развернуть» его.

Упражнения должны проводиться весело, если кто-то не захочет участвовать, не стоит его принуждать, лучше предло­жить позже присоединиться к остальным.

4. Использование метода игрового моделирования проблем­ных ситуаций. При этом воспитателям чаще всего предлагает­ся конкретная ситуация из практики работы с детьми, в кото­рой педагог должен принять педагогически правильное реше­ние. Данный метод помогает выбрать наиболее обоснованный
выход из множества предложенных моделей развития собы­тий. А это возможно только в том случае, если глубоко и все­сторонне проанализировать предложенную ситуацию, сравнить различные варианты, обосновать выбранное решение.

Такие методы и приемы педагог-психолог может использо­вать, подключаясь к проведению родительских собраний и пед­советов детского сада. Они особенно эффектны, если в ДОУ используются нестандартные формы методической работы: круглый стол, КВН, конкурс профессионального мастерства, игра «Что? Где? Зачем?», психологический ринг, «мозговой штурм», деловая игра и др. Они повышают интерес, позволяют проявить творческую активность, совершенствуют умения в решении реальных проблем воспитания детей в семье и детском саду и взаимодействия в коллективе.

Об успешности работы психолога по данному направлению свидетельствует гармонизация психологического климата1 в педагогическом коллективе ДОУ.








double arrow
Сейчас читают про: