Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

Оцените уровень социально-психологического климата в кол­лективе по степени приближения к полярным профилям.

 

Положительная 3 2 1 0 -1 -2 -3 Негативная
оценка               оценка
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон               Преобладает подавленное
настроения               настроение
Доброжелательность               Конфликтность
в отношениях,               в отношениях
взаимные симпатии               и антипатии
В отношениях между группировками, внутри коллектива               Группировки конфликтуют между собой
существует взаимное                
расположение,                
взаимопонимание                
Членам коллектива нравится вместе проводить время,               Проявляют безразличие к более тесному общению,
участвовать в совместной               выражают отрицательное
деятельности               отношение к совместной
                деятельности

Оценка психологического климата приводится по методике Е. И. Ро-

гова.

Положительная оценка 3 2 1 0 _  -1 _   п -3 Негативная оценка
Успех или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива               Успех или неудачи товарищей остав­ляют равнодушными или вызывают злорадство, зависть
С уважением относятся к мнению друг друга               Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей
Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные               Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива
В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех и все за одного»               В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность взаимного обвинения
Чувство гордости за коллектив, если его отличают руководители               К похвалам, поощ­рениям коллектива здесь относятся равнодушно
Коллектив активен, полон энергии               Коллектив инертен и пассивен
Участливо- и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им осво­иться в коллективе               Новички чувствуют себя чужими, к ним часть проявляет враждебность

 

Положительная оценка 3 2 1 0 -1 -2 -3 Негативная оценка
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно               Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах
В коллективе сущест­вует справедливое отношение ко всем членам, поддержива­ют слабых, высту­пают в их защиту               Коллектив заметно разделяется на «привилегирован­ных» и нет; пренебрежительное отношение к слабым

Оценка данных параметров производится следующим образом: 3 — свойство проявляется в коллективе всегда; 2 — в большинстве случаев; 1 — свойство проявляется нередко;

0 — проявляется в одинаковой степени и то, и другое свой­ство.

Обработка полученных данных осуществляется в несколь­ко этапов.

1 этап: отдельно складывается все отрицательные и поло­жительные величины, затем из большего вычитается меньшее.
Так обрабатываются ответы всех сотрудников ДОУ.

// этап: все полученные цифры складываются и делятся на количество отвечающих. Затем результат сравнивают с «клю­чом» методики:

+22 и более — высокая степень благоприятности социаль­но-психологического климата;

от +8 до +22 — средняя степень благоприятности социаль­но-психологического климата;

от О до +8 — низкая степень социально-психологического климата;

от О до —8 — начальная неблагоприятность социально-пси­хологического климата;

от —8 до —10 — средняя неблагоприятность; от —10 и ниже — сильная неблагоприятность.

Законодательные основы работы практического психолога. Цели создания психологической службы в ДОУ. Права и обязанности педагога-психолога. Профессионально значимые качества педагога-психолога. Факторы, охлаждающие общение с ребенком. Направления деятельности педагога-психолога. Отличие педагога-психолога от психолога-исследователя. Формы отчетности педагога-психолога. Модель кабинета практического психолога. Модель психологической службы в ДОУ. Схема этапов работы практического психолога. Уровня адекватности родительского запроса по отношению к ребенку.

Условия проведения психотерапии.

Понятие социально-психологической адаптированности. Причины социальной дезадаптации ребенка-дошкольника. Признаки нарушения социальной адаптации в младенче­ском, раннем и старшем дошкольном возрасте. Этапы адаптации ребенка к новым условиям среды. Основные направления профилактики социальной дезадап­тации. Методические рекомендации по профилактике на­рушений адаптации ребенка к детскому саду. Признаки отклоняющегося поведения. Типы невротической защиты.

Методика формирования эффективных навыков общения. Проявления стрессового состояния у детей. Виды психоло­гической защиты.

Методические рекомендации по оказанию психологической помощи ребенку в стрессовом состоянии. Использование комбинированной психотерапии при работе с дошкольниками с проблемами в развитии. Положительные и отрицательные стороны психотерапевти­ческих методик, применяемых в работе с дошкольниками. Гештальт-терапия. Психотерапевтические приемы в рабо­те с детьми.

Метод конгруэнтной психотерапии. Техника конструиро­вания «Я» — высказываний и «Ты» — высказываний.

25. Истоки поведенческой терапии. Значение разработок Дж. Уотсона.

26. Этапы формирования позитивного поведения. Виды психо­логического подкрепления.

27. Метод статусной терапии Т. В. Сенько.

28. Метод арттерапии.

29. Стадии проведения арттерапии. Роль психолога-консуль­танта.

30. Работа с водой и песком. Роль психолога-консультанта.

31. Виды игровой терапии. Особенности проведения направ­ленной и ненаправленной игротерапии.

32. Методика А. И. Захарова по коррекции страхов.

33. Основные стратегии коррекции агрессивности у детей дош­кольного возраста.

34. Значение идей Дж. Морено для создания психодрамы и
драматической психоэлевации.

35. Методика психотерапии детских неврозов И. Я. Медведе­вой и Т. Л. Шишовой.

36. Методика нейролингвистического программирования:
«плюсы» и «минусы».

37. Основные черты терапевтической метафоры.

38. Программа Н. П. Слободяник и С. В. Крюковой по форми­рованию эмоциональной стабильности и положительной са­мооценки у детей.

39. Основные задачи работы психолога ДОУ с родителями.
Условия успешного сотрудничества.

40. Стили «неправильного» семейного воспитания. Наиболее
типичные ошибки родителей.

41. Формы работы практического психолога с родителями.

42. Интегральная телесная терапия (ИТТ) для родителей и детей
В. Н. Позднякова.

43. Роль психологического климата педагогического коллек­тива. Методика оценки психологического климата.

44. Виды работы педагога-психолога с персоналом ДОУ. Психо­терапевтические приемы и методы в работе с педагогами ДОУ.

45. Психологические рекомендации педагогам по работе с ре­бенком с нарушениями в поведении.

Литература

1. Агафонова И. Н. Социально-психологическое обучение детей
6-7 лет. СПб., 2001.

2. Айзенберг Б. И., Кузнецова Л. В. Психокоррекционная работа
с детьми, имеющими нарушение психического развития. М.,
1992.

3. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирова­ние. М., 1994.

4. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб.-Минск, 1997.

5. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогиче­ского процесса. М., 1990.

6. Анисимова Н.Л., Солнцева Л. и". Модель кабинета практиче­ского психолога в дошкольном учреждении для детей с нару­шениями зрения. // Дефектология. 1996, № 6.

7. Анохина Т. Педсоветы в нетрадиционной форме // Дошколь­ное воспитание. 1996, № 10.

8. Ануфриев А. Ф., Костпромина С. Н. Как преодолеть трудности
в обучении детей. М., 2000.

9. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г. А. Практикум по детской пси­
хологии. М., 1995.

10. Ахмедзянова Л. М. Педагогическое призвание и динамика его
развития у студентов. Л., 1972.

11. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.

12. Балабанова В. П., Богданова Л. Г., Бенедиктова Л.В.и др.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопе­дической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. СПб., 2001.

13. Баряева Л. Б., Зарин А. Я. Обучение сюжетно-ролевой игре
дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии.
СПб., 1996.

14. Белополъская Я. Половозрастная идентификация. Методики
исследования детского самосознания // Школьный психолог.
1999, № 20.

15. Битянова М. Р. Организация психологической работы в шко­ле. М., 1997.

16. Бондаренко А., Поздняк Л., Шкатулла В. Заведующий дет­ским дошкольным учреждением. М., 1984.

17. Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения
у дошкольников // Вопросы психологии. 1984, № 3.

18. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования лич­ности в детстве. М., 1990.

19. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок. М.,
2001.

20. Венгер А. А. Обучение глухих дошкольников изобразительной
деятельности. М., 1972.

21. Венгер Л. А., Мухина Б. С. Психология: Учебное пособие для
учащихся пед. училищ. М., 1988.

22. Веракса Н.Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения
детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1986,
№3.

23. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы
дефектологии. М., 1986.

24. Водоватова Ф.Ф., Бумагина Л. В. Организация деятельности
коррекционных образовательных учреждений. Сборник до­кументов. М., 2000.

25.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Пет­ровского. М., 1973.

26.Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошколь­ного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1980.

27.Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сбор­ник статей / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.,
1995.

28. Воронова А. П., Защиринская О. В. и др. Азбука общения. Раз­витие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей 3-6 лет). М., 1998.

29. Вулъфов Б. 3. Семь парадоксов воспитания. М., 1994.

30. Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ро-левым играм. М., 1975.

31. Гаврилушкина О. Я. Обучение конструированию в дошколь­
ных учреждениях для умственно отсталых детей. М., 1991.

32. Гаврилушкина О. П., Соколова Я. Д. Воспитание и обучение
умственно отсталых дошкольников. М., 1985.

33. Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996.

34. Гарбузов В. Я. Воспитание ребенка. СПб., 1997.

35. Гарбузов Б. Я. Нервные дети: Советы врача. Л., 1990.

36. Гарбузов В. Я. Практическая психотерапия. СПб., 1993.

37. Глезерман Т. Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983.

38. Головей Л. А., Грищенко Н.А. Первичная психологическая кон­сультация. Л., 1988.

39. Гоноболин Ф.Н.О педагогических способностях учителя. М., 1964.

40.Готовность детей к школе. Диагностика психического разви­тия и коррекция его неблагоприятных вариантов. Бугименко, Е. А., Венгер Л. А. и др. М., 1992.

41. Григорьева Г. В. Особенности формирования и развития средств
общения у дошкольников с нарушениями зрения. // Дефек­тология. 1996, № 4.

42.Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм./
К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и др. М.,
1989.

43.Диагностика и коррекция психического развития дошколь­ников./ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск,
1997.

44.Дошкольное воспитание аномальных дошкольников. / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1993.

45.Дошкольное образование России в документах и материалах.
Сборник действующих нормативно-правовых документов и
программно-методических материалов. / Ред.-сост. Р. Б. Стер-кина. М., 2001.

46.Дошкольное образование России в документах и материалах:
Сб. действующих нормативно-правовых документов и про­граммно-методических материалов/ Ред.-сост. Т. И. Оверчук. М., 1991.

47. Дробинская А. О. Синдром гиперактивности с дефицитом вни­мания. // Дефектология. 1996, № 3.

48. Егошкин Ю. В. Психологические рекомендации по работе не­рвными и психопатизированными детьми. / Под ред. Д. В. Ко­лесова. Рязань, 1995.

49. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педаго­гического обследования детей в медико-педагогических ко­миссиях. М., 1981.

50. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. М., 1986.

51. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.

52. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.
Л., 1992.

53. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тре­нинг. Л., 1989.

54. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов.
М., 1999.

55.Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1991.

56. Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспи­тание детей с церебральным параличом в семье. М., 1993.

57.История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986.

58. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребен­ка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Мате­риалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 1998.

59. Калижнюк Э. С. Психогенные реакции и особенности форми­рования личности при детских церебральных параличах: Методические рекомендации. М., 1982.

60. Карабанова О. А. Игра и коррекция психического развития
ребенка. М., 1997.

61.Клинико-педагогическое изучение детей со сложным дефек­том. / Под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой. М., 1980.

62. Ковалева Л. И. К вопросу о психолого-педагогическом изуче­нии слабовидящих дошкольников, поступающих в детский
сад. // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидя­щих. Л., 1981.

63.Компенсирующее обучение в России. Сборник действующих
нормативных документов и учебно-методических материалов.
М.,1997.

64.Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-си­рот: социально-экономические проблемы / Под ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. СПб., 2000.

65.Концепция психологической службы образования. / Н. В. Мо­розова, С. В. Кривцова и др. // Школьный психолог. 1999, №10.

66.Коррекционное обучение как основа личностного развития
аномальных дошкольников. / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1989.

67.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреж­дения для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М., 2001.

68. Корсунская Б. Д. Воспитание глухого дошкольника в семье.
М., 1970.

69. Кравцов Г. Г., Кожарина Л. А., Плошаева Е. М. Царевна Не­смеяна и другие или воспитание произвольности. // Дош­кольное воспитание. 1991, №11.

70. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хва­стаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практи­ческое пособие. М., 2000.

71. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1997, № 7.

72. Кузнецова Л. В. Особенности мотивационной готовности де­тей с ЗПР к школе. // Дефектология. 1981, №6. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

73. Лазарев В. С. и др. Руководство педагогическим коллекти­вом: модели и методы. М., 1995.

74. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в дет­ском возрасте. Прага, 1984

75. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е.А. Я не хочу мол­чать. М., 1990.

76. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. М., 1991. Линде Н. Д. Современные психотерапевтические школы и под­готовка психосоциальных работников и практических пси­хологов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реаби-литационной работы. 1998, № 1.

77. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики ано­мального развития детей. М., 1989.

78. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969. Марковская И. М. Тренинг эффективного взаимодействия ро­дителей с детьми. СПб., 2001.

79. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития де­тей. Пособие по практической психологии. М., 1997. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошколь­ный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., 1997. Медведева И., Шишова Т. Дети нашего времени. Размышления детских психологов. М., 2000.

80. Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Разноцветные белые вороны. М., 1996.

81. Миллс Д., Кроули Р. Терапевтическая метафора для детей и «внутреннего ребенка». М., 2000.

82. Минкевич Л. Рекомендации по организации и проведению пе­дагогических советов // Дошкольное воспитание. 1993, № 4. Мясищев В. Н. О связи склонностей и способностей // Склон­ности и способности. Л., 1962. Немое Р. С. Психология: В Зт. Т. 1. М., 1990.

83.О введении в штат дошкольных учреждений должности пси­холога и о подборе на эту должность специалистов // Инф. сб. МО России. 1990, № 12.

84. Овчарова Р. В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в
предупреждении педагогической запущенности детей. М., 1994.

85. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М.,
1993.

86.Одаренный ребенок / Под ред. О.М.Дьяченко. М., 1997.

87. Одинцова Л. О новых подходах к работе с педагогическими
кадрами в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспи­тание. 1989, № 1.

88.Особенности развития и воспитания детей дошкольного воз­раста с нарушением слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Нос­ковой. М., 1984.

89. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном вос­питании дошкольников. М., 1990.

90. Павлий Т. Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции
эмоциональной сферы детей с ЗПР // Дефектология. 2000, № 4.

91. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика не­рвно-психического развития детей первых трех лет жизни. М., 1979.

92. Панфилова М. А, Игротерапия общения: Методическое посо­бие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений.
М., 1995.

 

93. Пахалъян В. Э. Работа психолога при проведении педагоги­ческого консилиума // Вопросы психологии. 1990, № 4.

94. Петровский А. В. Введение в психологию. М., 1995.

95.Лиз А Язык телодвижений. Н.Новгород, 1992.

96. Подласый и". Л. Педагогика. Новый курс: Учебник для сту­дентов пед. вузов: В 2 кн. М, 1999.

97. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. М.-Воронеж, 1996.

98. Поздняков В. Н. Новая телесная терапия для детей и родите­лей. М., 1998.

99.Положение о службе практической психологии в системе
образования России // Школьный психолог. 1999, № 33.

100.Программа «Одаренный ребенок». М., 1995.

101.Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1987.

102.Программы для специальных дошкольных учреждений: Вос­питание и обучение умственно отсталых детей дошкольного
возраста. М., 1991.

103.Программы для специальных дошкольных учреждений: Вос­
питание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М.,
1991.

104.Программы для специальных дошкольных учреждений: Вос­
питание и обучение слабослышащих детей дошкольного воз­
раста. М., 1991.

105. Прохорова Г., Бочкарева М. Конкурс профессионального ма­
стерства // Дошкольное воспитание. 1990, № 7.

106. Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. М., 1995.

107.Психологическая помощь и консультирование в практиче­ской психологии. / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб., 2001.

108.Психологические тесты (для деловых людей) / Сост. Н. А. Лит-винцева. М., 1994.

109.Психология личности: Тексты. М., 1982.

110.Психолого-педагогическая диагностика развития детей дош­кольного возраста./ Под ред. Е. А. Стребелевой. М., 1998.

111.Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение
развития ребенка / Под ред. Е. И. Казаковой и Л. М. Шипи-цыной. СПб., 1998.

112. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в об­разовании. М., 1996.

113. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии: В 3 т. Т. 2. М.,
1989.

114.Руководство практического психолога: психическое здоро­вье детей и подростков в контексте психологической служ­бы. // Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.

115. Рычкова Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагно­стика, профилактика, коррекция. М., 1998.

116. Саймон Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. М., 1996.

117. Свиридюк Т. П. Коррекционно-воспитательная работа со сла­бовидящими детьми дошкольного возраста. Киев, 1981.

118. Селиверстов В. И. К вопросу о психологической модели фе­номена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте. // Учитель-дефектолог. М., 1989.

119. Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилита­ция и социальная адаптация больных детским церебраль­ным параличом. Ташкент, 1979.

120.Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования./ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.

121. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в
онтогенезе. М., 1985.

122. Слободяник Н.П. Коррекционно-развивающие программы по
формированию у детей начальной школы эмоциональной
стабильности и положительной самооценки // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы.
1998, №1.

123. Соколова Н.Д. Развитие игровой деятельности умственно от­сталых дошкольников в процессе направленного обучения. /
/ Особенности развития, воспитания и обучения детей дош­кольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта. / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1984.

124. Солнцева Л. И., Хорош С. М. Советы родителям по воспита­нию слепых детей раннего возраста. М., 1983.

125. Сорокина Т. М. Амбивалентное поведение у детей раннего воз­раста. // Новые исследования в психологии. 1978, № 1(18).

126. Спиваковская А С. Нарушения игровой деятельности. М., 1980.

127. Спок Б. Разговор с матерью. М.,1991.

128. Стеркина Р. Современные проблемы научно-методического
обеспечения системы дошкольного образования // Дошколь­ное воспитание. 1991, № 5.

129. Страковская В. Л. Подвижные игры в терапии больных и
ослабленных детей. Самара, 1978.

130. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. М., 1989.

131. Татаржинская Е. О нетрадиционных методах проведения пе­дагогических советов в детском саду // Дошкольное воспи­тание. 1995, № 1.

132.Теории личности в зарубежной психологии. М., 1984.

133. Теплюк Т. Как подготовить малыша к детскому саду. // Дош­кольное воспитание. 1991, №8.

134. Токринкова Г. Самообразование в системе непрерывного об­разования // Дошкольное воспитание. 1991, №5.

135. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрас­те. М., 1986.

136. Трофимова Г. В. Развитие движений у дошкольников с нару­шением слуха. М., 1979.

137. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994.

138. Урунтаева Г. А Дошкольная психология. Учебное пособие. М., 1996.

139. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990.

140.Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя
детского сада. В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. М., 1993.

141. Филичева Т.Е., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвити­ем речи. Воспитание и обучение. М., 1999.

142. Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. Минск,
1998.

143.Хрестоматия по возрастной психологии. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994.

144. Чиркова Т. И. Методы изучения общения воспитателя с деть­ми дошкольного возраста. Н. Новгород, 1995.

145. Чиркова Т. Я. Психологическая служба в детском саду. М., 1998.

146. Шакуров Р. Социально-психологические проблемы руковод­ства педагогическим коллективом. М., 1982.

147. Шванцара И. к др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

148. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

149. Шишова Т. Л. Страхи -- это серьезно. Как помочь ребенку
избавиться от страхов. М., 1997.

150. Юницкий А. В. Психология детской потери // Вестник МГУ.
Сер. 14. Психология. 1991, №2.

151. Яссман Л. В., Данюков В. Я. Основы детской психопатоло­гии: Учебно-методическое пособие для психологических фа­культетов педагогических вузов. М., 1999.


 

 

Содержание

Введение..................................................................... 3







































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: