| Фасилитатор общения | Пример | Кто делает это? | |
| Воспитатель | Родители | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Уменьшение физической дистанции общения | От 15-20 до 50см | ||
| Тактильный контакт с ребенком | Поглаживание по голове, прикосновение к руке и др. | ||
| Увеличение доли зрительного контакта «глаза в глаза» с ребенком | До 70% и выше | ||
| Идентификация с ребенком | «Отзеркаливание» поз ребенка. Частное называние в речи имени ребенка | ||
| Элепатия | «Вчувствование» в состояние ребенка, умение посмотреть на ситуацию его глазами | ||
| Использование стратегии на положительное подкрепление | «Я загадаю про тебя хорошее слово — отгадай, какое» | ||
| Отражение в речи чувств ребенка и его эмоций | «Ты обиделась. Тебе стало обидно, потому что...» | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | |
| Эмоциональное предвосхищение в речи успехов ребенка | «Мама так обрадуется, когда увидит, что это ты нарисовал!» | ; | ||
| Отсутствие в речи слов «должников» | Замена на вопросительные фразы: «Ты хочешь...?» |
| ||
| Отсутствие в речи фраз, начинающихся с «Ты не можешь», «У тебя не получается» | Замена утвердительной вопросительной фразой: «Ты не хочешь...?» + Обобщение позиций ребенка и взрослого: «Давай сделаем...» |
| ||
| Предоставление альтернативы действий | «Ты хотел бы так или иначе?» |
| ||
| Рационализация неприятностей | «Даже если... (проблема), все равно...»; «...(проблема), но...» |
| ||
| Использование слов самоподдержки | «Мы сможем!»; «У нас все получится!»; «Мы справимся!»; «Все будет хорошо!» |
| ||
| Использование «Я-высказыва-ний» | Высказывания, которые содержат 4 основных компонента: 1) констатацию чувств взрослого («Мне не нравится...»); 2) описание ситуации в безличной форме («...когда в меня бросают мячом»); |
| ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | |
| 3) описание послед- |
| |||
| ствий ситуации; |
| |||
| 4) предоставление |
| |||
| альтернативы пове- |
| |||
| дения ребенку: «по- |
| |||
| этому выбирай: или |
| |||
| ты будешь бросать |
| |||
| мяч. в корзину, или |
| |||
| я заберу у тебя его» |
| |||
| Проведение ана- | «Карабас-Барабас |
| ||
| логии поведения | очень обрадовался |
| ||
| ребенка со | и захотел бы с то- |
| ||
| Сказочным | бой дружить, если |
| ||
| персонажем | бы ты толкнул сей- |
| ||
| час Марину» |
| |||
Естественно, что использование в общении как с детьми, так и со взрослыми факторов, затрудняющих или облегчающих его, напрямую коррелирует с наличием проблем в осуществлении профессиональной деятельности воспитателей.
Профилактика конфликтов в коллективе ДОУ
Психолог (в силу особенностей своей профессии) должен первым сделать шаг навстречу педагогу: помочь разобраться, проанализировать и найти пути решения проблем в сферах профессиональной деятельности воспитателя1.
• «Воспитатель — ДОУ» (взаимодействие с администрацией и коллегами по работе);
• «Воспитатель — группа» (общение со всей группой детей, малой группой);
1 Использованы материалы из раздела «Сопровождение сопровождающих» в кн.: Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПБ., 2003.
• «Воспитатель — ребенок» (диалоговое общение с ребенком и его родителями);
• «Я — воспитатель» (профессиональная саморегуляция и
личная психотехника).
В каждой из этих областей, составляющих профессиональную деятельность педагога, психолог может помочь воспитателю в решении его проблем:
• поддержать педагога в раскрытии его индивидуальности, не дать ему «потерять свое лицо», «устать от профессии педагога», что чревато для него нервными срывами;
• раскрыть «секреты» общения с большой и малой группой
детей-дошкольников разного возраста; найти свой стиль
общения с детьми, соответствующий индивидуально-психологическим особенностям педагога, чтобы постоянный контроль над своим «правильным» поведением не привел к изматывающей усталости, частым головным болям и другим проблемам со здоровьем;
• помочь правильно выбирать коммуникативную позицию в общении с ребенком и его родителями; чувствовать ритмику разговора, владеть приемами «Я-сообщения», компромисса, индивидуализации педагогических воздействий и др.
Ориентируясь на представленную типологию проблем, характерных для профессионального общения педагогов ДОУ, можно все конфликты, которые возникают в детском саду, классифицировать следующим образом (по М. А. Араловой).
Воспитатель — воспитатель
Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, заведующей, ощущение собственной нереализованности.
Методист (старший воспитатель) — воспитатель
Причины: недостаточная заинтересованность методиста в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений методиста, новых разработок.
Отсутствие конструктивной модели взаимодействия методист — воспитатель.
Заведующий — методист
Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.
Заведующий — воспитатель
Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям заведующей, неудовлетворенность стилем руководства.
Воспитатель — родитель
Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе.






