Тема: Объект, предмет и содержание экономики ж/д транспорта.
План:
1.Основные понятия экономики.
2.Содержание экономики как науки.
1. Железнодорожный транспорт является сложной производственно экономической и социальной системой со своей внутренней территориально производственной и функциональной структурой.
Объектами изучения являются отдельные звенья и подразделения железнодорожного транспорта по видам их деятельности то есть эксплуатационная работа, производство транспортной продукции, транспортное обслуживание клиентуры и транспортное обеспечение регионов.
Экономика железнодорожного транспорта изучает транспорт с точки зрения производственно экономических отношений, то есть тех отношений, которые возникают как в процессе перевозочной деятельности, так и в процессе подсобно вспомогательной деятельности.
Предметом изучения экономики является:
- производственные отношения и экономические интересы возникающие между:
- железнодорожным транспортом и потребителем транспортных услуг;
|
|
- трудовыми коллективами железнодорожных предприятий и коллективами других видов транспорта;
- трудовыми коллективами и работниками отдельных коллективов, трудовыми звеньями;
- предприятиями и подразделениями железнодорожного транспорта между собой.
Экономика исследует действия на железнодорожный транспорт общих экономических законов, таких как:
- закон стоимости,
- закон спроса и предложения,
- закон роста производительности труда.
Экономика наука историческая, так как с течением времени меняет объект изучения и предмет изучения.
2. Экономика как наука исследует условия и разрабатывает практические рекомендации, при соблюдении которых обеспечивается полное и качественное, своевременное и надёжное удовлетворение потребностей пользователей в перевозке грузов и пассажиров, а так же в услугах по подсобно вспомогательной деятельности. Экономика разрабатывает научно обоснованные рекомендации по установлению темпов развития материально технической базы. Исследует принципы построения транспортных тарифов и договорных цен на перевозки. Выявляет оптимальные пропорции между отдельными взаимодействующими конкурирующими видами транспорта, между техническими средствами постоянными устройствами и состоянием, между подразделениями и службами железнодорожного транспорта. Важнейшей задачей экономики является:
- развитие в современных условиях теоретических основ изменения качества и эффективности изменения транспортного производства. Включая эксплуатационную работу в грузовом и пассажирском движении, транспортную продукцию, транспортное обслуживание грузовладельцев и населения и транспортное обеспечение производства и населения страны.
|
|
Экономика устанавливает характер и меру влияния, объёмы перевозок грузов и пассажиров и их структуры на себестоимость, прибыль, рентабельность, фондоотдачу и фондоёмкость.
Важнейшей составляющей экономики железнодорожного транспорта является: проблемы экономики труда, планирование и организация заработной платы.
В содержании экономики как науки необходимо выделить 2 группы проблем:
1. Проблема удовлетворения потребностей в перевозках и транспортном обслуживании грузовладельцев и населения по объёму и качеству.
2. Проблема экономической (коммерческой эффективности работ и развития отросли).
Тема: Роль железнодорожного транспорта в социально экономической жизни страны.
План:
1.Место транспорта в социально-экономической жизни страны.
2. Железнодорожный транспорт в транспортном комплексе страны.
3. Основные преимущества и недостатки железнодорожного транспорта.
1. Для достижения прогрессивных культурных сдвигов в производстве и экспорте продукции, повышения на этой основе эффективности производства и конкурентно способности продукции, необходимо осуществлять структурные реформы в экономике.
Глобальная цель структурной реформы в сфере транспорта – обеспечить экономический рост на макро и микро уровне, создать условия для осуществления интенсивности в высокотехнологические сферы деятельности при одновременном уменьшении транспортной составляющей в цене произведённой продукции.
Развитие транспортных услуг не возможно без внедрения высокотехнологичных производственных и информационных технологий современных устройств связи и телекоммуникации систем управления качеством и безопасностью движения поездов. Решающим шагом в реструктуризации управления должна быть работа конкурентного рынка транспортных услуг с учётом фирменного транспортного обслуживания, а также упорядочение деятельности транспортно экспедиционных фирм и других обеспечивающих структур при справедливом распределении доходов.
2.Транспортная система страны представляет собой совокупность транспорта обеспечивающих процессы производства, сферы материального обращения и перемещения людей. Вместо того или иного вида транспорта в народнохозяйственном комплексе и транспортной системе страны определяются его долей во внутреннем валовом продукте ВВП, численности работников и других показателей. Все вида транспорта в современных условиях взаимодействуют, конкурируют друг с другом. Историческим ведущим звеном в транспортной системе России является железнодорожный транспорт. Его доля ВВП составляет 4,7% стоимости основных производственных фондов страны 13%, среднегодовой численности работников 2,7%.
Эксплуатационная длина магистральных железных дорог России на 01.01.2000г. составляет 86,2 тыс.км. Это примерно 7% мировой железнодорожной сети во внутреннем грузообороте транспорта удельный вес железных дорог составляет 80%. Доля железнодорожного транспорта во внутреннем пассажирообороте составляет 42%.
3. Основные преимущества:
1. Возможность массовых перевозок грузов и пассажиров высокая.
2. Пропускная и провозная способность железнодорожных линий, исчисляется десятками миллионов тонн груза и миллионов пассажиров в год в каждом направлении.
3.Регулярность перевозок не зависит от климатических условий, времени года и суток.
4. Более высокая скорость доставки грузов и как правило более короткий путь перевозки по сравнению с речным, морским транспортом, в том числе по транспортным коридорам.
|
|
5. Большая эффективность при перевозках массовых грузов на средние и дальние расстояния особенно маршрутами.
6. высокая безопасность движения, более низкий уровень ущерба окружающей среде.
Недостатки железнодорожного транспорта.
1. Высокая стоимость сооружения железной дороги и относительно медленная отдача авансированного капитала.
2. Большой удельный вес условно постоянных расходов себестоимости перевозок до 70%, что ограничивает возможность управления затратами и расходами.
3. Большой расход металла, в том числе цветного (более 150 тонн на 1км. пути).
Законодательство РФ «о железнодорожном транспорте» основывается на конституции РФ, гражданском кодексе РФ и состоит из федерального закона «о железнодорожном транспорте РФ» федерального закона «устав железнодорожного транспорта РФ» и других федеральных законов.
Деятельность в области железных дорог также регулируется, актами президента РФ, правительство РФ, а также федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством возложены соответствующими функциями.