Гостиничный сервис как любой вид предпринимательской деятельности регламентируется нормативно-правовыми актами, в частности различными видами стандартов.
Законодательную основу гостиничного сервиса в России составляют: Гражданский кодекс РФ, Налоговый Кодекс, закон РФ «О защите прав потребителя», закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, Правила предоставления коммунальных услуг в РФ, ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др.
Гражданский кодекс РФ – определяет основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защищает экономические и личные права граждан, устанавливает правила об имущественном и рыночном обороте. А также регламентирует систему предпринимательства в гостиничном и ресторанном бизнесе, правоприменительных и договорных отношений.
Налоговый кодекс РФ определяет финансовые обязательства перед государственными органами и муниципальными учреждениями.
Закон РФ «О защите прав потребителей». Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получении информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в РФ» определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в России. Он регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан на отдых, свободу перемещения и других прав при совершении путешествий и определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ.
В качестве основных целей государственного регулирования туристской деятельностью названы: обеспечение права граждан на отдых, развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, развитие международных контактов и др. В законе дается понятие индустрии туризма.
Правила предоставления гостиничных услуг в РФ – это основной нормативный документ, регламентирующий взаимоотношения исполнителя и потребителя гостиничных услуг. Состоит из четырех разделов.
Правила предоставления гостиничных услуг в РФ разработаны в соответствии с ГОСТами.
Предприятия питания независимо от форм собственности обязаны руководствоваться следующими ГОСТами и СанПинами (санитарные нормы и правила):
- ГОСТ 50764-95 «Услуги общественного питания»;
- ГОСТ 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий»;
- ГОСТ 28-1-95 «Общественное питание. Требования к производственному персоналу».
СанПин 42-123-5777-91 «Санитарные правила. Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов»
К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России, относятся:
1. государственные стандарты РФ — ГОСТ Р;
2.общероссийские классификаторы технико-экономической информации - ОКТЭИ;
3. стандарты отраслей - ОСТ;
4. стандарты предприятий - СТП;
5. стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций.
Кроме этого к НД по стандартизации законодательно отнесены применяемые в установленном порядке международные (региональные международные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.
Деятельность гостиничных предприятий и других средств размещения в нашей стране регулируется следующими государственными стандартами:
1. ГОСТ Р 51185-98 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования;
Область действия: Стандарт распространяется на средства размещения, предназначенные для проживания туристов. Стандарт устанавливает виды средств размещения, общие требования к средствам размещения и услугам средств размещения.
Данный документ ссылается на:
- ВСН 62-91* Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения;
- ГОСТ 12.1.004-91* ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования;
- ГОСТ 12.1.036-81 ССБТ. Шум. Допустимые уровни в жилых и общественных зданиях;
- ГОСТ 17.1.3.13-86 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения;
- ГОСТ 17.4.3.04-85 Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения;
- ГОСТ 2874-82* Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством.
2. ГОСТ Р 50644-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов;
Область действия: Стандарт устанавливает требования к туристским и экскурсионным услугам, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья туристов и экскурсантов, методы их контроля и предназначен для целей обязательной сертификации туристских услуг.
3. ГОСТ Р 50645-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц;
Отменен без замены (ИУС 9-2003).
4. ГОСТ Р 50681-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг;
Комментарий: Принят в качестве межгосударственного стандарта.
Область действия: Стандарт устанавливает порядок разработки документации при проектировании туристских услуг и предназначен для предприятий, организаций различных организационно-правовых форм и граждан - предпринимателей, оказывающих туристские услуги.
5. ГОСТ Р 51617-2000* Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия;
Область действия: Стандарт распространяется на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению. Стандарт устанавливает общие технические требования к жилищно-коммунальным услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и охраны окружающей среды.
6. ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования;
Область действия: Стандарт устанавливает общие требования к туристским услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья туристов, сохранности их имущества и охраны окружающей среды. Стандарт распространяется на юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальных предпринимателей, оказывающих туристские услуги.
7. ГОСТ Р 51870-2002 Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия;
Область действия: Стандарт устанавливает общие технические требования к услугам по уборке (внутри и снаружи) зданий и сооружений, прилегающей территории, по уходу за оргтехникой, компьютерами, мебелью, полами, деталями отделки внутренних и наружных поверхностей зданий, сооружений, а также требования безопасности услуг для жизни и здоровья потребителей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.
8. ГОСТ Р 52024-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования;
Область действия: Стандарт устанавливает классификацию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, общие требования, требования безопасности услуг, включая методы их контроля.
9. ГОСТ Р 52142-2003 Наименование: Социальное обслуживание насечения. Качество социальных услуг. Общие положения;
10. ГОСТ 28681.4-95 Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания» (основные положения).
Строительные нормы и правила (СНиП), используемые в гостиничном хозяйстве, в основном касаются характеристик зданий и сооружений, входящих в гостиничный комплекс. Например, СНиП 2.08.02 – 89 «Общественные здания и сооружения» [13, c.251].
Нормативные требования к современным зданиям и их характеристикам содержатся в большом количестве документов, причем часть из них устарела, но, тем не менее, не отменена. Проектирование следует вести с учетом указаний и ограничений действующих строительных норм:
- СНиП 2.08.01-89 <Жилые здания>;
- СНиП 2.08.02-89 <Общественные здания и сооружения>;
- СНиП 2.09.04-87 <Административные и бытовые здания>;
- СНиП 2.09.02-85 <Производственные здания>;
- СНиП 3.03.01-87 <Несущие и ограждающие конструкции>;
- СНиП 21-01-97 <Пожарная безопасность зданий и сооружений>;
- СНиП II-22-81 <Каменные и армокаменные конструкции>;
- СНиП II-3-79* <Строительная теплотехника>.