Тема 16. Президент РФ

 

1. Президент РФ: место в системе государственных органов, порядок вступления в должность, срок полномочий, досрочное прекращение полномочий, неприкосновенность.

 

2. Функции и полномочия Президента РФ.

 

3. Акты Президента. «Указное право».

 

4. Администрация Президента РФ, Государственный совет Российской Федерации и другие органы при Президенте РФ.

 

При определении места Президента РФ в системе государственной власти следует различать его положение по формальной конституции и по фактической, подверженной динамичным трансформациям, исходя из особенностей личности, занимающей должность Президента РФ, и конкретно-исторической обстановки.

 

При рассмотрении вопроса об избрании Президента РФ следует обратить внимание на дифференциацию требований к выдвижению кандидатов политическими партиями и самовыдвижению, в частности различное количество подписей избирателей, которое необходимо собрать в поддержку кандидата.

 

При изучении вопроса о досрочном прекращении полномочий необходимо обратить внимание на неопределенность порядка прекращения полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту РФ полномочия. Эту неопределенность не удалось устранить и Конституционному Суду РФ в Постановлении от 11 июля 2000 г. № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия». В соответствии с правовой позицией, изложенной в данном решении, досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия. В таком случае - в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания - волеизъявление Президента Российской Федерации может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. Приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой. Однако кто должен участвовать в этой процедуре, давать заключение о необратимом характере расстройства функций организма и принимать решение о досрочном прекращении полномочий Президента РФ, осталось неясным. На семинарском занятии предлагается обсудить возможные варианты решения этих вопросов.

 

При рассмотрении вопросов неприкосновенности Президента РФ следует учесть абсолютный характер иммунитета, предполагающий невозможность привлечения действующего Президента к уголовной ответственности, а также допустимость привлечения к уголовной ответственности Президента РФ, прекратившего осуществление полномочий, только по особой процедуре, предусматривающей необходимость снятия неприкосновенности. Студентам необходимо уяснить связь института неприкосновенности с институтом отрешения Президента РФ от должности. Для этого необходимо изучить статью 93 Конституции РФ, а также Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

 

При подготовке ко второму вопросу следует обратить внимание, что в Конституции в статье 80 определены функции Президента РФ, а в статьях 83-89 – полномочия. Для случаев, когда порядок реализации полномочий не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в статьях 83 - 89 Конституции Российской Федерации, их общие рамки определяются принципом разделения властей (статья 10 Конституции) и требованием статьи 90 (часть 3) Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации. Данная правовая позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ по так называемому «чеченскому делу» (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994

 

г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации»). Признание полномочий Президента Российской Федерации, не перечисленных в статьях 83 - 90 Конституции, означает введение в конституционную практику России института "скрытых (подразумеваемых)" полномочий Президента.

Далее студентам нужно раскрыть функции Президента РФ как главы государства; гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; функции по охране суверенитета Российской Федерации, ее

 

независимостиигосударственнойцелостности;обеспечению

 

согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; определению основных направлений внутренней и внешней политики государства.

 

Полномочия Президента РФ целесообразно разбить на следующие группы: полномочия в отношении Правительства РФ, полномочия в отношении Государственной Думы и Совета Федерации, полномочия по формированию органов власти, полномочия в области внешней политики, полномочия по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, полномочия в сфере правового положения личности, полномочия в сфере обеспечения согласованного функционирования органов власти и гарантирования Конституции РФ.

 

При изучении третьего вопроса следует иметь в виду, что издание актов является своего рода «служебным» полномочием, оформляющим реализацию основных полномочий. Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы, как правило, являются нормативно-правовыми актами (могут носить и индивидуальный характер, например, указы о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о назначении на должности). Распоряжения представляют собой акты организационного, индивидуального характера.

 

Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, Федеральным конституционным законам и Федеральным законам. Но наряду с подзаконными актами, возможно издание актов, имеющих законодательное значение. Это право было подтверждено в ряде решений Конституционного Суда РФ (Постановление от 30 апреля 1996 г.; от 27 января 1999 г.; от 25 июня 2001 г.), в которых Суд указал на допустимость таких «законодательных» указов при восполнении пробелов в правовом регулировании при условии, что такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам, а их действие во времени ограничено периодом до принятия соответствующего законодательного акта; а также при осуществлении регулирования в условиях рассогласованности законодательных норм.

 

По последнему вопросу следует изучить положение Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ (в палатах Федерального Собрания, в высших судебных инстанциях, в федеральных округах), Совета безопасности РФ, Государственного Совета, Совета по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, Комиссий (по вопросам гражданства, по государственным наградам и др.), используя при этом следующие Указы Президента РФ: «Об Администрации Президента Российской Федерации»; «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации»; «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»;

«О Государственном совете Российской Федерации»; «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека»; «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»; «Об утверждении Положения о комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава»; «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам».

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

 

1. Составьте таблицу скрытых (подразумеваемых) полномочий Президента РФ (полномочий, прямо не установленных в Конституции РФ, вытекающих из функций Президента РФ и не закрепленных законодательно) с приведением наименования полномочия, правовой позиции Конституционного Суда РФ, в которой обосновывается полномочие, и реквизитов Постановления Конституционного Суда РФ, в котором оформлена правовая позиция.

 

2. Составьте схему полномочий Президента РФ, в отношении которых предусмотрены «сдержки» и «противовесы» со стороны иных высших органов государственной власти.

 

3. Составьте схему полномочий Президента РФ, представляющих собой «сдержки» и «противовесы» в отношении прерогативных прав иных высших органов государственной власти.

 

4. Составьте схему, отражающую положение Правительства РФ относительно Президента РФ. На данной схеме должны быть отражены, с одной стороны, функции руководства Правительства РФ со стороны Президента РФ, а, с другой стороны, гарантии автономии Правительства РФ.

 

5. Составьте схему, отражающую формы реализации функции Президента РФ по определению направлений внутренней и внешней политики.

 

6. Составьте схему, отражающую формы реализации функции Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти.

 

7. На основании анализа положений Конституции РФ и Постановления от 11 июля 2000 г. № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о

досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» составьте алгоритм принятия решения о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

 

Юридические источники:

 

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

 

7. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

 

8. О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: Федеральный закон от 12.02.2001 г. № 12-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

 

9. О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека: Указ Президента РФ от

 

01.02.2010 № 120.

 

10. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986.

 

11. О Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам: Указ Президента РФ от 02.12.2008 № 1712 (ред. от 09.11.2010).

 

12. Об Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.03.2004 № 400 (17.02.2010).

 

13. Об утверждении Положения о комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава: Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1318 (ред. от 07.04.2006).

 

14. О Государственном совете Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.09.2000 № 1602(ред. от 12.03.2010).

 

15. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13.05.2000

 

№ 849 (ред. от 07.09.2010).

 

16. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации

и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 №763 (ред. от 28.06.2005).

 

17. По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 №

 

12-П.

 

18. По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4)

 

и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 № 15-П.

 

19. По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1999 № 10-П.

 

20. По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 № 2-П.

 

21. По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по

 

совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 № 9-П.

 

22. По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом: Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П.

 

23. По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта»,

Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 № 10-П.

 

Дополнительная научная литература:

 

3. Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: роль, порядок выборов, полномочия. – М., 2008.

 

4. Дегтев Г.В. Конституционно-правовой статус президентов Российской Федерации и США: сравнительно-правовой анализ. – М., 2003.

 

5. Дегтев Г.В.Становление института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М., 2006.

 

6. Жилинский С.Э. Наш Президент: как он правит и как его избирают. – М., 2004.

 

7. Краснов М.А., Шаблинский И.Г. Российская система власти: треугольник с одним углом. – М., 2008.

 

8. Лучин В.О. «Указное право» в России. – М., 1995.

 

9. Лучин В.О., Мазуров В.А. Указы Президента Российской

 

Федерации: основные социальные и правовые характеристики. – М., 2000.

 

10. Марино И. Президент Российской Федерации: конституционно-правовые отношения. От Конституционного Совещания до современной практики. – М., 2007.

 

11. Мирзоев Г.Б. Институт полномочного представителя Президента Российской Федерации. – М., 2002.

 

12. Огородников А.А. Конституционные основы института президентства: США и Россия. – М., 2001.

 

13. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996.

 

14. Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента. – М., 1999.

 

15. Президент – Правительство – исполнительная власть: российская модель / Под ред. И.Г. Шаблинского. – М, 1997.

16. Президент Российской Федерации в системе разделения властей / Под ред. В.И. Радченко. – Саратов, 1996.

 

17. Сахаров Н.А. Институт Президентства в современном мире. –

 

М., 1994.

 

18. Тарасов А.М. Президентский контроль: понятие и система. –

 

С-Пб., 2004.

 

19. Тихон Е.А. Президент Российской Федерации - гарант прав и свобод человека и гражданина. – Саратов, 2008.

 

20. Черкасов А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира: конституционно-правовое регулирование и практика. – М., 2006.

 

21. Черкасов К.В. Становление и развитие института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. – Саратов, 2006.

 

22. Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. – М., 2010.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: