1. Понятие и содержание местного самоуправления. Государственная власть и местное самоуправление.
2. Принципы организации местного самоуправления в Российской
Федерации: самостоятельность местного самоуправления в организационном, правовом и материально-финансовом отношениях; организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления и самостоятельности населения в определении структуры органов местного самоуправления.
3. Гарантии прав на осуществление местного самоуправления. Ответственность органов местного самоуправления перед населением и государством.
4. Виды муниципальных образований. Недопустимость подчиненности одних муниципальных образований другим.
При изучении первого вопроса студентам следует проанализировать ст. 12 и главу 8 Конституции РФ. При этом нужно обратить внимание на то, что согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, что, однако, не означает, что они являются сугубо общественными структурами. Для обоснования отнесения органов местного самоуправления к числу органов публичной власти студентам необходимо проанализировать их функции, специфику формализации их деятельности, а также формы взаимодействия с органами государственной власти.
|
|
При раскрытии содержания принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, закрепленных в Конституции РФ студентам следует обратиться к соответствующим правовым позициям Конституционного Суда РФ, а также к положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
По третьему вопросу студентам следует учитывать, что в законодательстве РФ закреплены как гарантии прав на осуществление местного самоуправления (для граждан, местного сообщества и органов местного самоуправления), в том числе гарантии судебной защиты прав, так и гарантии законности осуществления местного самоуправления с
установлением ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими лицами, населением и государством.
При рассмотрении последнего вопроса студентам следует изучить главу 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и обратить внимание на то, что Закон устанавливает двухуровневую территориальную организацию местного самоуправления. Первым (низовым) уровнем муниципальных образований являются сельские и городские поселения, вторым уровнем – муниципальные районы и городские округа. Главное различие между уровнями состоит в том, что осуществление отдельных государственных полномочий может быть возложено только на высший уровень местного самоуправления. Помимо него, существуют различия в критериях определения границ муниципальных образований и перечне вопросов местного значения, но они в большей мере привязаны к конкретным видам муниципальных образований, а не к уровням местного самоуправления.
|
|
Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:
1. Законодательный орган власти республики принял закон, по которому в столице республики в целях сокращения расходов на содержание аппарата упразднялся представительный орган местного самоуправления, а его полномочия передавались парламенту республики. Систему местного самоуправления в городе должны были представлять избираемый населением глава города, а также городская и районные в городе администрации. Оцените соответствие данного закона Конституции РФ и Федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».
2. Укажите орган территориального общественного самоуправления населения: а) глава сельского поселения; б) староста села,
входящего в состав сельского поселения; в) домовой комитет многоквартирного жилого дома.
3. Определите, в каких случаях избранный населением глава муниципального образования не может быть отозван по инициативе населения.
4. Местный референдум не может проводиться по вопросу: а) утверждения местных налогов; б) изменения территории муниципального
образования; г) переименования муниципального образования; д) учреждения муниципального предприятия.
5. По Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» определите допустимые модели органов местного самоуправления.
6. Составьте организационную модель местного самоуправления сельского района. При этом необходимо отразить, с учетом специфики данного муниципального образования: наличие представительного органа, его численность, структуру, полномочия, количество депутатов, работающих на постоянной основе или отсутствие таковых, порядок занятия должности председателя представительного органа; наличие исполнительного органа, его примерную структуру; порядок занятия должности главы муниципального образования; наличие органов территориального общественного самоуправления населения, порядок и принципы их формирования; наличие форм непосредственной демократии.
7. Составьте организационную модель местного самоуправления города с районным делением (численность 2 млн. человек, 5 районов в городе). При этом необходимо отразить, с учетом специфики данного муниципального образования: наличие представительного органа, его численность, структуру, порядок формирования, полномочия, количество депутатов, работающих на постоянной основе или отсутствие таковых, порядок занятия должности председателя представительного органа; наличие исполнительного органа, его примерную структуру; порядок занятия должности главы муниципального образования; наличие органов территориального общественного самоуправления населения, порядок и принципы их формирования; наличие форм непосредственной демократии.
8. Губернатор края издал постановление «О создании ассоциации местного самоуправления края», в соответствии с котором в ассоциацию объединялись все муниципальные образования края. В качестве основной задачи ассоциации определялось объединение усилий органов местного самоуправления края для реализации планов социального и экономического развития края, оказание помощи и поддержки органам государственной власти края. Председателем ассоциации по должности определялся Губернатор края. Устав ассоциации, принятый на первом собрании представителей органов местного самоуправления края и утвержденный губернатором края, был представлен на регистрацию в управление юстиции. Может ли управление юстиции зарегистрировать
|
|
данный устав? В каком порядке создаются ассоциации органов местного самоуправления?
9. Постановление главы муниципального образования, противоречащее закону, может отменить или признать недействующим: а) представительный орган местного самоуправления; б) суд; в) губернатор: г) прокурор.
10. К исключительным полномочиям представительного органа не относится: а) назначение руководителей муниципальных предприятий; б) утверждение программы приватизации муниципальной собственности; в) утверждение отчета об исполнении бюджета внебюджетного фонда.
11. Выборный глава местной администрации: а) является муниципальным служащим; б) не является муниципальным служащим.
Юридические источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
2. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. // Собрание договоров Совета Европы /СДСЕ/, № 122. Режим доступа: http://conventions.coe.int
3. О ратификации Европейской хартии местного самоуправления: Федеральный закон от 20.03.1998 № 55-ФЗ.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010).
5. По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»: Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-П.
Дополнительная научная литература:
|
|
1. Бабичев И.В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций. М., 2010.
2. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России.–
М., 2008.
3. Дмитриев Ю.А. Муниципальное право Российской Федерации / Ю.А. Дмитриев, А.А. Замотаев, В.В. Комарова и др. – М., 2008.
4. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник 3–е изд. перераб. и доп. / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. – М., 2009.
5. Муниципальное право России: учеб. / С.А. Авакьян, В.Л. Лютцер, Н.Л. Пешин и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. – М., 2009.
6. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. –
М., 2010.