Структура и содержание выпускной квалификационной работы

(бакалаврской работы)

 

Выпускная квалификационная работа состоит из:

· текстовой части – обязательной части ВКР;

· дополнительного материала (иллюстрации, графики, диаграммы, таблицы) – необязательной части ВКР;

· презентации – обязательной части ВКР.

Выбор структуры дипломного проекта, выражающей ее содержание, осуществляется в каждом отдельном случае индивидуально. Вместе с тем, существуют следующие ее обязательные элементы и разделы:

- титульный лист;

- задание на ВКР;

- содержание;

- введение;

- основная часть (2-3 главы, разбитые на параграфы);

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (проект кампании, коммуникационная программа, сценарий спецмероприятия, видеоролики, скриншоты, графики, диаграммы и т.п.).

Титульный лист ВКР. Титульный лист является первым листом ВКР. Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются. Пример оформления титульного листа ВКР приведен в Приложении А.

Задание на ВКР. Задание на ВКР – структурный элемент ВКР, содержащий наименование выпускающей кафедры, фамилию и инициалы студента, дату выдачи задания, тему ВКР, исходные данные и краткое содержание ВКР, срок представления к защите, фамилии и инициалы руководителя(ей) и консультантов по специальным разделам (при их наличии). Задание подписывается руководителем(и), студентом и утверждается заведующим выпускающей кафедрой. Форма бланка задания приведена в Приложении.

Содержание. Содержание – структурный элемент ВКР, кратко описывающий структуру ВКР с номерами и наименованиями разделов, подразделов, а также перечислением всех приложений и указанием соответствующих страниц.

Введение, 3 – 5 стр.

Во введении обосновывается

1. Актуальность темы исследования определяется как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий. Обосновать актуальность – проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. На этом фоне формируется противоречие, понимаемое как несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями внутри единого объекта. Следует отметить, что такие противоречия для технических и гуманитарных специальностей могут выражаться по-разному с учетом специфики специальностей. К примеру, в отсутствии однозначного подхода к одному и тому же явлению, в наличии нескольких условий или норм для регулирования одних и тех же закономерностей или правоотношений. Следует объяснить, почему проводимое исследование необходимо (н-р проблема отвечает современной социальной ситуации, привлекает внимание многих исследователей, требует усовершенствования, нуждается в новых технологиях и инструментах и т.д.)

При характеристике актуальности могут быть выделены два направления:

- первое связано со степенью изученности темы – исследование актуально, т.к. определенные аспекты темы изучены не в полной мере и исследование направлено на преодоление этого пробела.

Например: «Исследования роли социальной рекламы характеризуются большой разнородностью подходов, базируются на различных исходных посылках и основаниях. Поэтому особую актуальность приобретает целостное описание функций, значения, описание креативных составляющих социальной рекламы, позволяющее определить, в какой мере эмоциональное воздействие позволяет достичь основной цели».

- второе связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.

Например: «Данная работа посвящена одному из наиболее актуальных вопросов в сфере маркетинга и рекламы – вопросу создания и закрепления в сознании целевого потребителя сформированного позитивного образа бренда, т.е. вопросам позиционирования и продвижения».

2. Степень изученности проблемы (может не быть) -содержит описание различных подходов к изучению исследуемой проблемы (дается обзор литературы по этой теме (не менее 3-4 авторов) делаются ссылки на источники).

3. Объект и предмет исследования различаются тем, что объект всегда шире, чем его предмет. Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему работы.

объект - как правило, выступает объект окружающего мира: конкретное предприятие, рынок, отрасль. Это то большое «поле» исследования, анализ, на котором будет рассматриваться предмет

· предмет (что конкретно изучается). Это более узкая область исследования в рамках объекта.Для правильного отражения объекта и предмета исследования, в разрабатываемом задании обучающемуся рекомендуется четко обозначить их формулировки и согласовать с руководителем.

Пример: 

«Объект исследования - этномаркетинг, как новая технология транснациональных рекламных кампаний, а адекватный перевод рекламного текста как части рекламного обращения является предметом изучения в данной дипломной работе

4. Цель (что автор намерен достичь в своей работе.). Цель исследования представляет мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки работы. Сформулировать цель – это определить предполагаемый конечный результат, который должен быть достигнут. Конечным результатом исследовательской работы в области гуманитарных наук может быть, например, обоснование выводов. Например, формулировка предложений по совершенствованию законодательства; предложения по решению проблемы в исследуемой области. Для формирования цели целесообразно использовать гипотезу.Цель должна быть конкретной – выявить условия, определить наиболее эффективные средства и т.д. Целью не может быть анализ или рассмотрение чего-то (это может быть только задачами).

Цель исследования состоит:

- в выявлении и описании методов и приемов

- в разработке теоретического подхода к созданию...

- в поиске путей реализации...;

- в выявлении и описании  особенностей..;

- в системном исследовании... на основе комплексного подхода..;

- в выяснении... функций, значений и сфер употребления …

Пример:

«Целью данной работы является разработка концепции социальной рекламной кампании по пропаганде семейных ценностей».

5. Задачи (средства для достижения цели). Задачи ВКР определяются поставленной целью и представляют собой конкретные этапы (пути) решения обозначенных вопросов исследования по достижению основной цели. Сформулировать задачу – значит обозначить те основные моменты, которые предполагается проработать для достижения поставленной цели. Задачи (Вырабатываются строго по пунктам плана через слова: рассмотреть….., проанализировать….., дать оценку……, сделать комплексный анализ……).

Пример:

«Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть понятия и ключевые моменты социальной рекламной кампании;

· проанализировать существующую ситуацию на рынке социальной рекламы Москвы и Московской области;

· разработать творческую концепцию социальной рекламы, направленную на актуализацию основных семейных ценностей.

6. Гипотеза (может не быть этого пункта) представляет предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто, то есть – предполагаемое решение проблемы. Гипотеза определяет направление научного поиска, является основным методологическим инструментом, который организует весь процесс исследования. Гипотеза (Формулируется как логически обоснованное предположение о существовании и характере связи между явлениями о причинах, динамике развития и закономерностях протекания процессов. Гипотеза не может быть очевидным утверждением. Она должна содержать некоторые научные предположения об изучаемом явлении и быть краткой, конкретной, проверяемой, и не содержать оценочных суждений. Например, в качестве гипотезы может выступать предположение о повышении эффективности работы при применении новой технологии; о том, что улучшится имидж руководителя вследствие реализации ваших предложений; повысятся репутационные характеристики и т.д.

7. Методы научного исследования (инструментарий исследования), это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Очень часто студентами и преподавателями упускается обозначение методов исследования, под которыми понимаются те способы, с помощью которых может быть достигнута цель, обозначенная в работе. Такими способами являются:

˗ изучение и анализ научной литературы, нормативных правовых актов;

˗ изучение и обобщение практики;

˗ сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, аналогия и т.д..

В условиях развивающегося процесса интеграции научных дисциплин обычно применяется не один, а целая система исследовательских методов и приемов. На теоретическом уровне исследования применяются такие методы, как выдвижение гипотезы, проведение аналогий, анализ, синтез, моделирование, сравнение, классификация, обобщение. По функциям выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, мониторинга. Для практического уровня характерны такие методы, как наблюдение, описание, статистическая группировка фактов, социологический опрос, фокус-группа. При разработке креативной рекламы используют наиболее распространенные методики слома стереотипа и метод RAM-проводника.

8. Теоретическая и практическая значимость -основные исходные положения, опираясь на которые, автор строит собственные рассуждения, указание на научные исследования или школы, взгляды которых близки автору.  Можно указать, что полученные результаты вносят вклад в представления о закономерностях развития имиджа и в то же время будут полезны в работе специалистов.

9. Источники информации Указываются, например, нормативно-правовые акты, научно-теоретическая литература, нормативно-справочная литература, публикации в российских и зарубежных журналах, данные коммуникационного и информационного аудита, результаты мониторинга СМИ и другие источники (указать).

10. Термины Указываются 4-5 терминов, встречающихся в работе. Дается ссылка на словарь, справочник.

Основная часть должна состоять из взаимоувязанных теоретической, аналитической и проектной частей.

Глава 1. Теоретико-методологическая оценка изучаемой проблемы или объекта. Содержит 2-3 параграфа (1.1, 1.2, 1.3), объем – 25 стр.

В этом разделе в систематизированном виде излагаются теоретические основы конкретной темы ВКР, раскрывается сущность, роль и функция анализируемого явления, его место в системе современных связей с общественностью, рекламоведения и коммуникалогии. Теоретическая часть опирается на обзор нормативных актов, научных источников, включает критический анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, позицию автора дипломной работы по данной проблеме, обзор и анализ зарубежной теории и практики рекламы и PR.

Раздел содержит также характеристику методических положений, которые автор считает наиболее приемлемыми для изучения конкретного предмета исследования. Автор обосновывает свой выбор методов анализа, приводит эмпирические данные или иные материалы, подтверждающие его позицию. Если для получения результатов необходимо использовать уже имеющуюся методику, то на нее можно сделать соответствующую отсылку. Целесообразно не только в целом описать используемые методики, но и сформулировать особенности их применения для конкретной отрасли, региона, страны и т.п. Также необходимо показать знание основных нормативных материалов, регулирующих анализируемую автором сферу деятельности. При этом особое внимание необходимо обратить на то, как согласуются предлагаемые автором подходы к анализу с уже действующими официальными методиками, инструкциями, положениями.

Глава должна завершаться выводами по состоянию изученности вопроса и направлениям его совершенствования. По объему он не должен превышать 30 % от объема ВКР.

Глава 2. Практическая часть. Содержит 2-3 параграфа (2.1; 2.2; 2.3), объем – 30 стр.

Первый параграф второй главы работы (2.1) может называться «2.1. Краткая характеристика предприятия (СМИ)» (объекта исследования) и содержать схему организационной структуры предприятия, описание его организационно-правовой формы и видов деятльности.

Аналитическая часть ВКР (бакалаврской работы) выполняется на материалах деятельности конкретного предприятия (объекта исследования), собранных студентом самостоятельно или во время практики, с использованием литературных источников, компьютерных и справочно-информационных систем, статистической информации, различных прогнозных, законодательных, нормативных и прочих данных. Состав анализируемых проблем и показатели (критерии) определяются оглавлением работы ВКР (бакалаврской работы) и уточняются руководителем ВКР (бакалаврской работы).

В процессе анализа выявляются тенденции и особенности журналистской/маркетинговой/PR-деятельности на предприятии (СМИ). Анализируются темпы и закономерности изменения отдельных показателей, взаимосвязи между ними, факторы, влияющие на результаты финансово-экономической деятельности предприятия. Кроме того, анализ должен раскрыть причины отрицательных сторон деятельности объекта, определить способы повышения эффективности его работы.

Важнейшей составной частью ВКР (бакалаврской работы) является изложение результатов самостоятельного анализа практической журналистской деятельности. В этих разделах студент имеет возможность в наибольшей степени показать умение увязывать теоретические положения с практическими задачами.

Эта часть ВКР (бакалаврской работы) завершается конкретными выводами по результатам изложения практики анализа проблемы.

Глава 3. Проектно-аналитическая часть. Содержит 2 параграфа (3.1, 3.2), объем – 15 стр.

Параграфы главы должны быть посвящены описанию направлений деятельности предприятия (СМИ), которые требуют совершенствования, и содержать суть предлагаемых мероприятий по повышению эффективности работы предприятия или расчет экономического эффекта (или творческого) от вносимых предложений по совершенствованию журналистской деятельности предприятия.

Следует выделить основные группы предложений для обоснованного или улучшенного решения рассматриваемых в ВКР (бакалаврской работе) вопросов. Например, рекомендации могут быть подразделены на группы: творческого, организационного, методологического, социального и иного характера. После этого конкретно формулируются отдельные предложения, обосновывается целесообразность их внедрения на изучаемом объекте.

Каждое рекомендуемое предложение сопровождается изложением его сущности и содержания, профессиональным обоснованием. Определяется место возможного внедрения предложения на конкретном предприятии, его возможное влияние на результаты деятельности. Глубина разработки отдельных предложений и обоснование их эффективности устанавливаются совместно с научным руководителем в зависимости от содержания и важности рекомендации.

При наличии практического внедрения рекомендуемых в ВКР (бакалаврской работе) предложений прилагается соответствующий документ (акт о внедрении, решение руководителей предприятия о целесообразности внедрения предложений и т.д.).

Глава должна заканчиваться коротко изложенными выводами по практической значимости разработанных рекомендаций.

В целом при написании основной части работы необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

1) каждый раздел должно завершать краткое резюме, обобщающее изложенный материал и служащее логическим переходом к следующему разделу;

2) при написании работы недопустимо использование устаревших фактических данных и нормативных материалов;

3) при компоновке разделов необходимо соблюдать соответствие текстовой части, табличного и графического материалов, как с точки зрения объемов, так и с точки зрения необходимых комментариев. Таблица (диаграмма) не может быть приведена в работе (в том числе, в Приложении), если в тексте на нее не сделана логическая ссылка, показывающая, какую именно позицию автора или какой вывод иллюстрирует данный материал.

Заключение, 3 – 5 стр.

Заключение является итоговой частью всей ВКР (бакалаврской работы). Здесь на основе выводов, сделанных в каждой главе, кратко излагаются основные теоретические и практические разработки студента, приводятся наиболее важные выводы, сделанные в каждой главе, и, в обобщенном виде, показывается эффективность рекомендуемых предложений. Заключение должно содержать в основном текстовый материал, не рекомендуется приводить в заключении числовые расчеты, дублирующие результаты проведенного анализа, даются практические рекомендации по совершенствованию рекламной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: