Минимальная длина интервала для установки пакера

Глубина установки пакера, м

Минимальная длина интервала для установки пакера в м при погрешности замеров

0,001 0,002 0,003 0,004 0,005
500 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5
1000 3,0 4,0 5,0 6,0 7,0
1500 3,5 5,0 6,0 8,0 9,5
2000 4,0 6,0 8,0 10,0 12,0
2500 4,5 7,0 9,5 12,0 14,0
3000 5,0 8,0 11,0 14,0 17,0
3500 5,5 9,0 12,5 16,0 19,5
4000 6,0 10,0 14,0 18,0 22,0
4500 6,5 11,0 15,5 20,0 24,5
5000 7,0 12,0 17,0 22,0 27,0
5500 7,5 13,0 18,5 24,0 29,5
6000 8,0 14,5 20,0 26,0 32,0

     Если по кавернограмме не удается найти «ровного» участка длиной l, то необходимо для надежной установи пакера применить метод точной привязки.

2.3.3. Выбор интервала установки пакера на основе метода точной привязки заключается в следующем: кавернометрию (профилеметрию) и каротажные замеры следует проводить одним и тем же подъемником. После этих работ спускаются бурильные трубы с воронкой так, чтобы последняя находилась на 15-20 м. выше выбранного места установки пакера. Затем спускается каротажный зонт через бурильные трубы и делается каротажная запись участка открытого ствола скважины ниже труб. Так им образом определяется положение воронки относительно каротажной записи разреза скважины, и по этим данным рассчитывается длина хвостовика. По этому методу отклонение глубины установки пакера от выбранной не превышает 0,5 м.

2.3.4. Другой способ точной привязки связан с фиксированием магнитным локатором местоположения всех замковых соединений труб, спущенных для подготовки скважины к промыслово- геофизическим исследованиям. Сопоставлением диаграмм магнитного локатора и каротажа уточняется длина колонны труб и определяется «площадка» для установки пакера.

2.3.5. Точность определения места установки пакера может быть повышена при «привязке» пласта к забою скважины. При этом по каверномеру определяется расстояние l от забоя скважины до «ровного» пласта. Поскольку интервалы испытания обычно не превышают 100 метров, то ошибка в подборе длины хвостовика не будет превышать 1-2 метра. Этим и определяется допустимый интервал выделенного по кавернограмме

«ровного» участка ствола скважины.

2.3.6. При испытании пластов, значительно удаленных от забоя с опорой на стенки скважины следует применять способ контроля точности установки пакера, разработанной во ВНИИНПГ, который заключается в следующем.

В компоновке испытательного оборудования устанавливается репер. При спуске испытателя за 50-75 м. до предлагаемого интервала испытания и места пакеровки, выбранного по кавернограмме (профилеграмме), производят запись кривой магнитной локации замковых соединений и отбивку репера по кабелю. По замерам уточняют длину труб и расстояние до места установки пакера. Точность привязки испытываемых пластов обеспечивается комплектованием магнитного локатора с прибором гамма- каротажа, диаграмма которого сопоставляется с ранее записанной.

Проведение испытания

Подготовка оборудования к работе

3.1. Подготовительные работы.

3.1.1. Перед началом проведения испытания должен быть выполнен комплекс работ по проверке состояния бурильных труб, подготовки элементов устьевой обвязки и сборке узлов ИПТ в соответствии с требованиями безопасного производства работ (см. раздел 7).

3.1.2.При сборке компоновки ИПТ хвостовик желательно собирать из гладких утяжеленных бурильных труб. Такой хвостовик имеет те преимущества, что

- обеспечивает возможность работать при повышенных статических и динамических нагрузках, более прочен;

- легче извлекается из скважины при оседании утяжелителя, обломков пород на забое, отсутствие замковых соединений снижает сопротивление его движению при контакте со стенками скважины.

3.1.3. Для облегчения условий спуска пакера в скважину необходимо, чтобы вес нижерасположенного хвостовика с фильтром был равен не менее 10 кВ. Это предотвратит преждевременное сжатие резинового элемента при возникновении повышенных давлений под пакером Особенно это касается работ с опорой на стенки скважины, где необходимо подвешивать ниже пакера длинный хвостовик (для 114 мм труб 30-40 м).

3.1.4. Нагрузку на пакер лучше создавать не разгрузкой 400-600 метров нижней части колонны труб, а с помощью нескольких УБТ, которые следует устанавливать над комплектом ИПТ. Тогда упрощается контроль за процессом испытания (не требуется учитывать сложные особенности деформации труб над пакером, снижается вероятность прилипания инструмента). Кроме того, улучшаются условия работы гидравлического ясса за счет того, что УБТ действуют как сосредоточенный груз, подвешенный на колонне труб: сила удара ясса при извлечении инструмента, определяется в основном массой УБР.

Спуск ИПТ в скважину

3.2.1. В соответствии с выбранной компоновкой последовательно спускаются в скважину секции оборудования. Так, при испытании скважины с опорой на забой испытателем типа КИИ сначала спускают хвостовик, состоящий из фильтра и бурильных труб (при необходимости- утяжеленных бурильных труб) с заглушкой на конце. Затем пакер с предохранительным переводником, пробоотборник, испытатель пластов, запорный клапан. В зависимости от выбранной схемы в компоновку включают один, два или три переводника с манометрами, которые устанавливаются в соответствующих местах сборки. При необходимости в компоновку включают дополнительные узлы: левый переводник, безопасный замок, ясс.

Через две- три свечи над запорным клапаном устанавливается циркулярный клапан. Затем в скважину спускают бурильные трубы, утяжеленные в нижней части колонны, или трубы, имеющие повышенную прочность. В средней части колонны трубы могут быть меньшей прочности, в верхней- должны быть трубы повышенной прочности.

3.2.2. При использовании циркулярного клапана механического действия не следует выше его устанавливать какие- либо приборы.

3.2.3. При спуске оборудования все замковые соединения бурильных труб и испытательного комплекса, расположенного выше пакера, необходимо уплотнить с помощью ленты «ФУМ» или пенькового шнура.

Резьбовые соединения смазывают консистентной смазкой и крепят АКБ или машинными ключами до полного схождения торцов.

3.2.4. Герметичность бурильной колонны контролируют по наличию уровня жидкости в кольцевом пространстве.

3.2.5. Скорость спуска оборудования при отсутствии осложненных интервалов ствола скважины, уступов и сужений не должна превышать 1,5 м/с.

В момент входа ИПТ из башмака технической колонны и при прохождении инструмента в суженных интервалах ствола скорость спуска сокращается до 0,5- 1,0 м/с.

Нельзя допускать резких остановок, торможений и ударов элеватора с колонной труб о ротор. Длина тормозного пути при посадке инструмента на ротор должна быть не менее 2 метров.

3.2.6. В интервалах посадок нельзя допускать разгрузку инструмента более чем на 30-50 кН

(3-5 делений по индикатору), что может привести к преждевременному открытию приемного клапана испытателя.Сжимающая механическая нагрузка на испытатель должна быть кратковременной (не более 15-20 с).

 После каждой посадки необходимо поднять инструмент на 2-3 метра и затем с расхождением без подворачивания ротором продолжать спуск. В случае значительных посадок оборудование следует поднять для переподготовки скважины.

3.2.7.  Заливку труб водой или глинистым раствором производят каждый раз после спуска очередных 5-10 свечей колонны бурильных труб.

Для предохранения каналов клапанов испытательного оборудования от засорения первую свечу над циркулярным клапаном необходимо заполнять отработанным, хорошо очищенным термостойким раствором.

3.2.8. При планировании работ с жесткой обвязкой устья по окончании спуска производится поворот последней трубы с закрепленной на ней устьевой вертлюжной головкой (при отсутствии последней может быть использована цементировочная головка).

3.2.9. Вертлюжная устьевая головка (цементировочная) через шарнирные соединения и трубки высокого давления присоединяется к заранее подготовленным элементам устьевой обвязки (раздел 7) и дополнительно опрессовывается при закрытом шаровом кране на полуторократное ожидаемое устьевое давление.

 

Установка пакера

3.3.1. Частичной разгрузкой колонны бурильных труб создают сжимающую нагрузку на испытательное оборудование и пакер. Через 30-120 секунд после создания нагрузки закрывается уравнительный и открывается впускной клапан испытателя. Момент открытия клапана фиксируется на устье по показаниям индикатора веса.

3.3.2. После открытия приемного клапана испытателя проверяют герметичность установки пакера по уровню жидкости в затрубном пространстве. При падении уровня скважину доливают. Если при доливе промывочной жидкости в скважину уровень восстанавливается, то это свидетельствует о негерметичности пакеровки.

Колонну бурильных труб приподнимают на 2-3- метра и повторяют попытку установить пакер с увеличением нагрузки на него на 20-25%. Если вновь пакер установить не удается, то необходимо произвести подъем оборудования и после переподготовки скважины к испытанию повторить спуск оборудования в скважину.

Снятие пакера

3.4.1. При снятии пакера инструмент медленно приподнимают (остановками на 1,5- 2 минуты). Если пакер сразу не снимается, то продолжают увеличивать нагрузку на 20, 30,40,50 кВ.

Натяжку делают постепенно, доводя нагрузку на крюке до величины, превышающей 10-15% натяжку, необходимую для открытия уравнительного клапана. Если в этом случае пакер не снимается, натяжку повышают с остановками 2-3 минуты до срабатывания ясса. Удары ясса повторяют до снятия пакера.

3.4.2. Если оторвать инструмент от забоя не удается, то необходимо восстановить циркуляцию, промыть скважину и повторить работы по расхождению инструмента до срабатывания ясса. При отрицательном результате дальнейшие работы проводить по специальному плану, как аварийные.

Подъем инструмента

3.5.1. После снятия пакера осуществляют подъем колонны труб до появления уровня жидкости в устье. Затем, воздействуя на исполнительный узел циркуляционного клапана механическим или гидравлическим путем, открывают его отверстия, сообщая внутреннюю полость бурильных труб с затрубным пространством, и производят обратную промывку. При работе с гидравлическими циркуляционными клапанами с помощью цементировочного агрегата через устьевую головку создают избыточное давление в трубах для срабатывания циркуляционного клапана, а при установки циркуляционных клапанов механического действия их вскрытие осуществляют срабатыванием внутри бурильных труб тяжелого груза (например, штока)

3.5.2. В случае испытания с заливкой до устья или подъема уровня залитой жидкости до устья во время испытания инструмент приподнимают от забоя на 10-15 метров и производят открытие циркуляционного клапана. После замещения жидкости в трубах глинистым раствором продолжают подъем оборудования на поверхность. При подъеме необходимо доливать промывочную жидкость в затрубное пространство.

3.5.3. При подъеме испытательного оборудования нельзя допускать поршневания скважины. Первым признаком начинающего поршневания являются затяжки инструмента. В таком случае подъем следует прекратить и приступить к расхаживанию инструмента. Расхаживание необходимо производить до полного исключения явления поршневания. Допускается расхаживание инструмента сочетать с поворотом вправо и проиывкой.3.5.4. После подъема испытательного оборудования на поверхность разъединяют его секции, которые тщательно промывают водой из глубинных манометров извлекают бланки и оборудование перевозят на базу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: