Индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для

обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются

способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и

иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима,

поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и

достижения, демонстрирует способности.

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со

сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики

любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности,

совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников

устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и

целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся

объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла,

поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных

положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию

дружеских взаимоотношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для

детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект. Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном

пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).

Фронтальный (коллективный) проект. Выполняется всем коллективом.

Краткосрочные проекты. Направлены на решение небольшой проблемы или

части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких

специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или

самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение

деятельности художника в мастерской).

Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в

течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику), путешествию;

сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную

проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время

(например, исследование своей родословной).

 

 

В Задачи и этапы работы над проектом

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является

развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется

задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2) развитие познавательных способностей;

3) развитие творческого воображения;

4) развитие творческого мышления;

5) развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе

с педагогом);

формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности

(практические опыты),

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она

распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1. формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта). 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежестко). 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта.
2 этап 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа.
3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.
4 этап 9. Подготовка к презентации. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт. Деятельное.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: