Поэтапное развитие проектной деятельности

I. Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. До 5 лет

ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие

необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять

самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего возраста выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно исполнительском уровне.

II. К концу пятого года жизни дети накапливают определенный

социальный опят, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень

проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность.

Ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо

выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль, самооценка. Они принимают проблемы, ставят цель, способы выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.

III. На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и

личностным развитием. К концу 6-го и 7-го года жизни формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая.

Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.

Для проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы.

В пространстве групповой комнаты воспитатель сосредотачивает документы на различных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира. (Полочка умной книги. Дуб мудрости).

В ДОУ можно оборудовать и детскую библиотеку, включающую абонемент и читальный зал для дошкольников, аудио-видео центры. Здесь дети с помощью взрослого находят необходимые справочники, доступные для их понимания энциклопедии. Воспитатели заботятся о том, чтобы воспитанники могли воспользоваться видеомагнитофоном и посмотреть художественные, учебные фильмы и мультфильмы, получить навыки работы с компьютером, освоить электронные, развивающие игры.

Если информационного поля ДОУ недостаточно, возможно выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в библиотеках, музеях и других культурных центрах.

Конкретным результатом работы для дошкольников могут быть рисунки,

поделки, аппликации, альбом, книга, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль. В ходе совместной работы над проектом улучшается микроклимат в детском саду, повышается творчество.

Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации

профессионального пространства. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Реализация проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомство с циклами проектирования.

В разработке и процессе проектирования участвуют творческие группы ДОУ.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мысль деятельности воспитателей, что позволяет:

- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе

родителей.

Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни

творчества разной тематики и образовательной направленности, творческие недели, проведение каникул.

Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим

процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию

профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной

деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет

сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающую пространство и себя в нем.

Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой

квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и

развития детей.

Литература

1. Алексеева О., Круглова Н. «Кем быть?» // Ребенок в детском саду. 2005 № 3.

С.34.

2. Бакина М. Современные дети, //Дошкольное образование. 2005. № 4. С.58.

3. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное

воспитание. 2005 № 4. С. 14.

4. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного

возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. – М. «Издательство Скрипторий

2003», 2005

5. Мищенко О., Никишкина О., Гоменюк Е., Осипова М. Мы помним героев//

Ребенок в детском саду. 2007. № 2. С.36.

6. Молева И. Познаем окружающий мир через игру// Дошкольное воспитание.

2007. № 7. С.24.

7. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.Я.

Михайленко, Н.А. Короткова. – 2-е изд. Испр – М. Издательство «Гном и Д»,

2000 – 96 с.

8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для

руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – сост. Л.С. Киселева,

Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 4 – е изд. Испр. И доп. – М. АРК-

ТИ, 2006 – 112с.

9. Проектирование развития ДОУ. Методическое пособие / С.В. Кузнецова. И

кол. Авт. – М. ТЦ сфера. 2006 – 112 с.

10.Патранова И. Проектный метод //Дошкольное воспитание. 2007 № 3. с81.

11.Растим играя: Сред. И ст. дошк. Возраст: Пособие для воспитателей и

родителей / В.А. Недоспадова. 2-е изд. – М: Просвещение. 2003 – 93с.

12.Ролевые игры для детей/ Т.Н. Образцова – М: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ

«Лада». 2005 – 192с.

13.Разноцветные игры: По материалам Московской городской недели «Игра и

игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы/ Авт. Сост.

Белая К.Ю., Сотникова В.М. – М: Линка-Пресс, 2007 – 336с.

14.Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 251с.

15.Солнцева О. Играем в сюжетные игры// Дошкольное воспитание. 2005 № 4

с33.

16.Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова – М.: ТЦ Сфера. 2006

64с.

17.Шитова Т. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх //Ребенок в детском саду. 2004 № 6. с.33.

 

Тема________________

Вид проекта__________________________________

Возрастная группа_______________________

Срок проведения_____________________________

Цель__________________________

Задачи
1.

2.

3.

4.

 

Виды детской деятельности

Мероприятия и участники

Срок

Итоговое мероприятие

Педагоги Сотрудники Родители
           
           
           
           
           

 


 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: