I. Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. До 5 лет
ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие
необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять
самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего возраста выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно исполнительском уровне.
II. К концу пятого года жизни дети накапливают определенный
социальный опят, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень
проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность.
Ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо
выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль, самооценка. Они принимают проблемы, ставят цель, способы выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.
|
|
III. На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и
личностным развитием. К концу 6-го и 7-го года жизни формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая.
Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.
Для проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы.
В пространстве групповой комнаты воспитатель сосредотачивает документы на различных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира. (Полочка умной книги. Дуб мудрости).
В ДОУ можно оборудовать и детскую библиотеку, включающую абонемент и читальный зал для дошкольников, аудио-видео центры. Здесь дети с помощью взрослого находят необходимые справочники, доступные для их понимания энциклопедии. Воспитатели заботятся о том, чтобы воспитанники могли воспользоваться видеомагнитофоном и посмотреть художественные, учебные фильмы и мультфильмы, получить навыки работы с компьютером, освоить электронные, развивающие игры.
|
|
Если информационного поля ДОУ недостаточно, возможно выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в библиотеках, музеях и других культурных центрах.
Конкретным результатом работы для дошкольников могут быть рисунки,
поделки, аппликации, альбом, книга, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль. В ходе совместной работы над проектом улучшается микроклимат в детском саду, повышается творчество.
Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.
Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации
профессионального пространства. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Реализация проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомство с циклами проектирования.
В разработке и процессе проектирования участвуют творческие группы ДОУ.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мысль деятельности воспитателей, что позволяет:
- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;
- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе
родителей.
Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни
творчества разной тематики и образовательной направленности, творческие недели, проведение каникул.
Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим
процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию
профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной
деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет
сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающую пространство и себя в нем.
Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой
квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и
развития детей.
Литература
1. Алексеева О., Круглова Н. «Кем быть?» // Ребенок в детском саду. 2005 № 3.
С.34.
2. Бакина М. Современные дети, //Дошкольное образование. 2005. № 4. С.58.
3. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное
воспитание. 2005 № 4. С. 14.
4. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного
возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. – М. «Издательство Скрипторий
2003», 2005
5. Мищенко О., Никишкина О., Гоменюк Е., Осипова М. Мы помним героев//
Ребенок в детском саду. 2007. № 2. С.36.
6. Молева И. Познаем окружающий мир через игру// Дошкольное воспитание.
2007. № 7. С.24.
7. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.Я.
Михайленко, Н.А. Короткова. – 2-е изд. Испр – М. Издательство «Гном и Д»,
2000 – 96 с.
8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для
руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – сост. Л.С. Киселева,
Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 4 – е изд. Испр. И доп. – М. АРК-
|
|
ТИ, 2006 – 112с.
9. Проектирование развития ДОУ. Методическое пособие / С.В. Кузнецова. И
кол. Авт. – М. ТЦ сфера. 2006 – 112 с.
10.Патранова И. Проектный метод //Дошкольное воспитание. 2007 № 3. с81.
11.Растим играя: Сред. И ст. дошк. Возраст: Пособие для воспитателей и
родителей / В.А. Недоспадова. 2-е изд. – М: Просвещение. 2003 – 93с.
12.Ролевые игры для детей/ Т.Н. Образцова – М: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ
«Лада». 2005 – 192с.
13.Разноцветные игры: По материалам Московской городской недели «Игра и
игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы/ Авт. Сост.
Белая К.Ю., Сотникова В.М. – М: Линка-Пресс, 2007 – 336с.
14.Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 251с.
15.Солнцева О. Играем в сюжетные игры// Дошкольное воспитание. 2005 № 4
с33.
16.Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова – М.: ТЦ Сфера. 2006
64с.
17.Шитова Т. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх //Ребенок в детском саду. 2004 № 6. с.33.
Тема________________
Вид проекта__________________________________
Возрастная группа_______________________
Срок проведения_____________________________
Цель__________________________
Задачи
1.
2.
3.
4.
Виды детской деятельности | Мероприятия и участники | Срок | Итоговое мероприятие | ||
Педагоги | Сотрудники | Родители | |||