Введение
Административное право как отрасль права включает в себя нормы, регулирующие отношения публичного характера, связанные с организацией и функционированием исполнительной власти, а также деятельностью иных субъектов, осуществляющих государственное управление.
Административное право регулирует права и обязанности участников государственно-управленческих отношений, методы и формы управления, способы обеспечения законности государственного управления, а также государственное регулирование в сфере экономики, социальной и административной деятельности.
Семинарские занятия по административному праву нацелены на формирование у студентов системы общекультурных и профессиональных компетенций юриста в сфере государственного управления в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата).
В области общепрофессиональных компетенций (ОПК) задачами изучения дисциплины являются формирование способностей:
соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);
|
|
работать на благо общества и государства (ОПК-2);
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОПК-5).
В области профессиональных компетенций (ПК) задачами изучения дисциплины являются формирование способностей:
нормотворческая деятельность:
участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
правоприменительная деятельность:
обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3);
применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владением навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
правоохранительная деятельность:
к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12);
экспертно-консультационная деятельность:
толковать нормативные правовые акты (ПК-15).
|
|
Общая характеристика структуры методических рекомендаций к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов.
Методических рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов (далее – методические рекомендации) содержит учебно-методические материалы, используемые при изучении курса административного права для бакалавров, состоят из двух разделов:
I. Методических рекомендации к семинарским занятиям;
II. Методические рекомендации по самостоятельной работе.
Раздел I. Методические рекомендации к семинарам содержит:
- планы семинарских занятий;
- теоретические вопросы;
- вопросы экспресс-опросов;
- задания и задачи (кейсы) по конкретным темам с указанием к каждой задаче (кейсу) перечня необходимых для решения нормативных правовых актов, судебной практики, научной литературы;
- вопросы для обсуждения и дискуссий;
- сценарии ролевых имитационных игр и указания по подготовке к ним.
Раздел II. Методические рекомендации по самостоятельной работе содержит:
- указания по решению задач (кейсов);
- пример модельного решения задачи (кейса);
- указания по подготовке к ролевым играм.
Особенности авторской концепции методических указаний.
Методические указания синхронизированы с курсом лекций по административному праву. Задачи отражают практикоориентированный характер семинарских занятий, их решение формирует навыки правоприменительной деятельности у студентов. В методических указаниях предложены определенные алгоритмы решения задач, основанные на авторской методике, разработанной в соответствии с передовыми европейскими методами преподавания административного права. В сценариях семинарских занятий предусмотрено широкое использование интерактивных методов преподавания.
Раздел I. Методические рекомендации к семинарам
Семинар 1. Вводный семинар в интерактивной форме (3 час) [1]
План
1. Общее понятие управления. Понятие и виды систем.
2. Социальное управление. Закономерности социального управления.
3. Государственное управление как вид социального управления.
4. Исполнительная власть: понятие, характерные черты, место в единой системе государственной власти.
Краткое изложение теоретического материала по вопросам № 1 и 2 находится в приложении № 1 к настоящим методическим указаниям.
Часть 1. Социальное управление (1 час)
Перед проведением имитационной игры в группе проводится э кспресс-опрос.
1. Понятие управления.
2. Определение системы.
3. Субъект и объект управления.
4. Прямая и обратная связь.
5. Информация.
6. Динамичность и стабильность системы.
7. Иерархичность системы.
8. Целенаправленность управления.
9. Типы систем.
10. Примеры систем.
11. Природа социального управления.
Цели занятия: определить и продемонстрировать в ролевых сценках характерные черты социального управления в различных исторических условиях.
Имитационная игра
Для проведенияимитационной игры «Путешествие в машине времени» группа делится на четыре равные по количеству студентов подгруппы. Каждая подгруппа готовит сценку, отражающую характерные черты социального управления на определенном этапе исторического развития:
а) в условиях первобытного общества;
б) в Древнем Новгороде (XIII век);
в) в современной Великобритании (Германии);
г) на планете Земля (3001 год).
Продолжительность сценки не должна превышать 10 минут.
Литература
Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб.: Лань, 1999.
Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983.
Князева Е.Н. Курдюмов С.П. Синергетика как новое мироведение: Диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12.
|
|
Козлов Ю.М. Фролов Е.С. Научная организация управления и право. М.: МГУ, 1986. Гл. I-III.