Часть 2. Судебный порядок защиты прав граждан (3 часа)

Экспресс-опрос

1. Основания судебного оспаривания нормативных правовых актов, решений действий (бездействия) государственных органов.

2. Сроки для судебного оспаривания нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов.

3. Распределение бремени доказывания при судебном оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов.

4. Виды требований при судебном оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов.

Задача 1.

Суд общей юрисдикции оставил без движения дело гр-на Я. об оспаривании Правил землепользования и застройки Ч-ского городского округа, поскольку в деле не было сведений о том, какие права, свободы и законные интересы заявителя нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение. Административный истец не исправил полностью недостатки административного искового заявления в срок, а потому заявление было ему возвращено. Гр-н Я. обратился в Конституционный Суд РФ, оспаривая конституционность ч.1 ст.208 КАС РФ, предусматривающей, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Заявитель полагает, что оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 15, 17, 18, 19, 42, 46 и 47 Конституции РФ, поскольку не позволяют жителю муниципального образования обжаловать правила землепользования и застройки этого муниципального образования.

Изучите определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2016 г. № 1145-О по данному делу, кратко сформулируйте мотивировочную часть и основные выводы судебного решения.

Задача 2.

Начальнику отдела по работе с обращениями граждан министерства здравоохранения субъекта №. администрации небольшого городка поступила коллективная жалоба на ненадлежащее медицинское обслуживание в стационаре городской больницы. Жалоба была подписана следующим образом: «больные палаты № 5». Юрист министерства объяснила, что, во-первых, данное обращение не является жалобой, поскольку в федеральном законе о порядке рассмотрения обращений граждан сказано, что жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц, а абстрактное «ненадлежащее обслуживание» не является нарушением права, а во-вторых, анонимные жалобы вообще не подлежат рассмотрению, после чего начальник отдела по работе с обращениями граждан министерства здравоохранения субъекта №. направил жалобу в архив.

Через 1,5 месяца начальник отдела по работе с обращениями граждан министерства здравоохранения субъекта №. получил повестку в суд по делу об обжаловании (оспаривании) его неправомерного бездействия. Одновременно с этим он был вызван к мировому судье по делу о привлечении к административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (ст.5.59 КоАП РФ), возбужденному постановлением прокурора (ст.28.4 КоАП РФ).

Дайте юридический анализ ситуации:

1. Правомерен ли отказ в рассмотрении жалобы по мотивам, указанным юристом министерства?

2. Каким, по вашему мнению, должно быть решение городского суда по делу об оспаривании неправомерного бездействия начальника отдела по работе с обращениями граждан министерства здравоохранения субъекта №.?

3. Исключает ли рассмотрение в суде дела об оспаривании неправомерного бездействия начальника отдела по работе с обращениями граждан министерства здравоохранения субъекта №. возможность привлечения его к административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (ст.5.59 КоАП РФ)?

Проведите имитационное судебное заседание по рассмотрению данной жалобы (по желанию группы).

При решении задачи руководствуйтесь следующими актами:

Кодекс административного судопроизводства РФ: Федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

О порядке рассмотрения обращений граждан РФ: Федеральный закон от 21.04.2006 г. // Российская газета. 2006. 5 мая.

Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ (с изм., и доп.) // // СПС КонсультантПлюс.

Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. ФЗ 195-ФЗ (ред. от 28.07.2012) (ст.ст 5.59, 23.1, 28.4 КоАП РФ) // СПС КонсультантПлюс.

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» // СПС КонсультантПлюс

Литература

О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 2 июля 1992 г. (с изм. и доп.) // Ведомости … РФ. 1993. № 33.

Кодекс административного судопроизводства РФ: Федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.07.2012)// Российская газета. 2008. 30 дек.

 

Семинары 9-10. Органы исполнительной власти и иные субъекты, осуществляющие государственное управление (6 часов)

План

1. Система субъектов, осуществляющих государственное управление.

2. Понятие органа исполнительной власти. Компетенция органа исполнительной власти.

3. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

4. Система и структура органов исполнительной власти РФ.

5. Правительство РФ: административно-правовой статус.

6. Виды федеральных органов исполнительной власти.

7. Органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти Красноярского края.

8. Административно-правовой статус органов местного самоуправления, иных субъектов, осуществляющих отдельные государственные полномочия.

Часть 1. (3 часа)

Пункты 1-4 плана.

 

Экспресс-опрос

1. Соотношение понятий «государственный орган», «орган государственной власти», «орган исполнительной власти».

2. Характерные черты органа исполнительной власти.

3. Субъекты, осуществляющие государственное управление (понятие органа исполнительной власти в институциональном/статусном и функциональном смысле).

4. Делегирование государственно-властных полномочий.

5. Понятие юридического лица в публичном праве.

6. Государственные корпорации.

7. Публично-правовые компании.

8. Саморегулируемые организации.

9. Аутсорсинг управленческих процессов (на примере МФЦУ).

5. Принципы построения системы органов исполнительной власти.

6. Принципы деятельности органов исполнительной власти.

Задание 1.

 

1. На основе анализа признаков государственного органа (органа исполнительной власти), нормативных правовых актов, информации на официальных сайтах, определите правовой статус перечисленных организаций:

1. ПАО «Сбербанк»,

2. Министерство здравоохранения РФ,

3. Правовой департамент Минздрава России,

4. Министерство здравоохранения Красноярского края,

5.ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае»,

6. Красноярский краевой суд,

7. Департамент финансов администрации города Красноярска,

8. ФГАУ ВО «Сибирский федеральный университет»,

9. Управление делами Губернатора и Правительства Красноярского края,

10. УФАС по Красноярскому краю.

11. Государственное предприятие Красноярского края «Губернские аптеки»

12. ФГУ «Енисейское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: