Семинары 7-8. Способы реализации и защиты субъективных публичных прав граждан и организаций (6 час)

План

1. Административный порядок рассмотрения обращений граждан и организаций.

2. Судебный порядок защиты прав граждан.

 

Часть 1. Административный порядок рассмотрения обращений граждан и организаций (3 часа)

Экспресс-опрос

1. Способы защиты прав граждан в сфере государственного управления.

2. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок рассмотрения обращений граждан.

3. Альтернативный и последовательный порядок защиты прав.

4. Общий и специальный порядок рассмотрения обращений.

5. Виды обращений граждан.

6. Сроки при рассмотрении обращений граждан.

7. Требования к письменному обращению гражданина.

8. Виды обращений, на которые не дается письменный ответ.

Задание 1.

Проанализируйте статьи ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», регулирующие права гражданина и обязанности государственного органа при его рассмотрении. Определите корреспондирующие связи данных прав и обязанностей. При отсутствии корреспондирующих прав и обязанностей предложите их формулировку.

Задача 2.

Должностное лицо органа местного самоуправления не стало рассматривать несколько обращений граждан по следующим причинам:

а) доверенность на представление интересов по жалобе Рыжова не была заверена нотариально;

б) Немову, обратившемуся с предложением об улучшении работы муниципального транспорта, не исполнилось 18 лет;

в) обращение Миткова содержало грубые выражения в адрес руководителя подразделения органа местного самоуправления;

г) Смирнов указал место пребывания (санаторий, в котором он будет находиться ещё два месяца), не указав места жительства.

Определите, в каких случаях действия должностного лица юридически обоснованы?

Задача 3

Изучите Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», найдите и систематизируйте содержащиеся в нем способы защиты прав юридических лиц (организаций). Особое внимание обратите на ст.ст. 5,16, 18, 20, 21-24 указанного закона. Сравните данные способы защиты прав организаций со способами защиты прав граждан.

 

Задание 4.

Составьте две сравнительные таблицы. В качестве критериев сравнения используйте:

– правоотношения, на которые распространяется действие указанных законов;

– требования к письменному обращению или запросу,

– предусмотренные законами сроки регистрации, рассмотрения, а также все иные сроки,

– основания отказа в рассмотрении обращения или запроса,

– иные критерии.

 

Таблица № 1 - Сопоставление порядка рассмотрения жалоб:

а) по Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,

б) по главе 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»,

в) по главе 30 КоАП РФ.

 

Таблица № 2. - Сопоставление порядка рассмотрения заявлений (запросов):

а) по Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,

б) по Федеральному закону от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,

в) по Федеральному закону от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ст. 8 и др.).

 

Задача 5.

Кандидат в депутаты краевого законодательного органа Ф. в рамках проведения предвыборной агитации создал некоммерческую организацию «Бюро жалоб» и разместил в средствах массовой информации сообщение о том, что Бюро жалоб принимает от населения любые жалобы на деятельность органов публичной власти и принимает меры по их эффективному рассмотрению уполномоченными органами. В Бюро жалоб поступило обращение гражданки Р. по поводу незаконности отказа краевого министерства в предоставлении ей высококвалифицированной медицинской помощи. Бюро жалоб за подписью руководителя направило в краевое Правительство письмо с просьбой рассмотреть обращение гражданки Р., приложив копию обращения. Краевое Правительство направило в Бюро жалоб ответ, согласно которому Правительство не вправе рассматривать жалобу гражданки Р., поскольку у Бюро жалоб отсутствуют полномочия на представление интересов гражданки Р. при реализации права на обращение.

Правомерно ли поступило краевое Правительство, не рассмотрев обращение гражданки Р.?

Возможна ли реализация права на обращение через представителя? Каким образом оформляются полномочия представителя в административном праве?

При решении задачи руководствуйтесь:

Федеральным законом от 21.04.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Федеральным законом от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Гражданским кодексом РФ (ст. ст. 182, 185).

.

Задание 6. Проведите ролевую игру на тему «Личный приём граждан» (по желанию группы).  

Условия:

– время игры –15 минут;

- предварительное изучение соответствующих положений Федерального закона от 21 апреля 2006 г. (с изм. и доп.) «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;

– предварительная подготовка необходимых атрибутов: информации о времени приёма, паспорта, карточки личного приёма и т.п.

Участники:

1. Гражданин. 2. Должностное лицо, рассматривающее обращение. 3. Помощник лица, рассматривающего обращение (факультативно).

Сущность обращения и орган (организация), в которой осуществляется личный приём, определяется участниками игры.

Навыки и умения, которые студенты должны приобрести в результате игры:

– навык ведения устных формальных переговоров;

- умение обращающегося коротко и доходчиво изложить суть вопроса;

- способность лица, рассматривающего обращение, принять верное решение по существу поставленного вопроса;

– навык применения на практике положений закона об обращениях.

Критерии оценивания результатов игры:

– соответствие процедуры рассмотрения обращения закону;

– правильное определение вида обращения;

– соответствие поведения участников игры правилам проведения формальных переговоров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: