Часть 2. Государственное управление как вид социального управления (1 час)

Экспресс-опрос

1. Понятие государственного управления в широком смысле.

2. Понятие государственного управления в узком смысле.

3. Соотношение понятий: «публичное управление», «государственное управление», «исполнительная власть», «администрирование».

4. Виды государственной деятельности: общие и отличительные черты.

5. Характерные черты исполнительной власти.

6. Понятие относительной самостоятельности исполнительной власти.

7. Внутриорганизационная управленческая деятельность органов государства.

8. Внешненаправленная деятельность органов исполнительной власти.

Литература

Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М.: Наука, 1987.

Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Л.Л. Попова. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 230 с.

Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / Э.П. Андрюхина, И.В. Ахрем, Н.Н. Бакурова и др.; под ред. С.А. Старостина. Москва: Проспект, 2017. 336 с.

Семинар 2. Предмет и метод административного права. Административно-правовые нормы (3 часа)

Часть 1. Предмет и метод административного права.

План

1. Общественные отношения, регулируемые административным правом.

2. Метод административного права.

3. Система административного права, её понятие, элементы.

4. Место административного права в правовой системе РФ. Отграничение административного права от смежных отраслей.

 

Экспресс-опрос

1. Определение предмета административного права.

2. Императивный метод правового регулирования.

3. Диспозитивный метод правового регулирования.

4. Единый метод правового регулирования.

5. Соотношение административного права и иных отраслей:

а) конституционного права,

б) гражданского права,

в) уголовного права,

г) иных отраслей права.

6. Понятие и виды институтов административного права.

 

Задания

Определите, какой метод правового регулирования использован при установлении следующих правил поведения:

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере технического осмотра относится установление правил проведения технического осмотра, в том числе установление параметров и требований, предъявляемых к транспортным средствам при проведении технического осмотра, формы и содержания диагностической карты (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.07.2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ).

3. Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд (ст. 53 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»).

4. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам (п. 4.1. Правил дорожного движения, утв., постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090).

5. Основным принципом защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю (п. 8 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Часть 2. Административно-правовые нормы.

План

1. Понятие и особенности норм административного права.

2. Виды норм административного права.

3. Действие административно-правовых норм во времени и в пространстве.

4. Реализация административно-правовых норм.

5. Источники административного права.

Экспресс-опрос

1. Особенности норм административного права.

2. Виды норм административного права.

3. Формы реализации норм административного права.

4. Иерархия федеральных нормативных правовых актов.

5. Иерархия нормативных правовых актов Красноярского края.

6. Международные нормы как источник административного права. Международное административное право.

7. Постановления Европейского Суда по правам человека как источник административного права.

9. Акты Конституционного Суда РФ как источник административного права.

10. Аналогия закона в административном праве.

11. Аналогия права в административном праве.

12. Виды конкуренции норм административного права.

13. Способы толкования норм административного права.

14. Действие норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

Задания

1. Приведите письменно по одному примеру источников административного права каждого вида:

а) федеральные нормативные правовые акты: закон, кодекс, устав, правила, положение, инструкция,

б) нормативные правовые акты Красноярского края: закон, кодекс, устав, правила, положение, инструкция.

На основе анализа содержания и характера нормативных положений обоснуйте отнесение каждого нормативного правового акта к источникам административного права.

Соблюдайте правила библиографического описания нормативных актов: указывайте точное название актов, даты их принятия и место опубликования.

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

 

2. Изучите Федеральный закон от 21.04.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и выберите в его тексте несколько отдельных статей (пунктов), в которых изложены:

1) только диспозиция нормы права (а гипотеза подразумевается);

2) гипотеза и диспозиция нормы права;

3) диспозиция и санкция нормы права;

4) принципы, основные понятия;

5) две (или более) нормы в одной статье.

 

Для групповой работы и обсуждения на семинаре всех найденных студентами примеров следует принести весь текст указанного закона.

3. Верховный Суд РФ, рассматривая дело об административном правонарушении, пришел к выводу, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в процессе рассмотрения дела вправе в устной форме заявить ходатайство о допуске к участию в деле своего представителя, хотя КоАП РФ не предусматривает данного правила. Проанализируйте постановление ВС РФ № 4-Ад10-7 (размещено в Обзоре судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2010 г., утв., постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2011 года). Какой способ восполнения пробелов правового регулирования использовал Верховный Суд РФ?

 

4. Изучите Постановление ЕСПЧ от 19.11.2015 «Дело «Михайлова (Mikhaylova) против Российской Федерации» (жалоба N 46998/08) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. 2016. № 3(165).

По делу рассматривается жалоба заявительницы-пенсионерки на отказ в предоставлении помощи бесплатного адвоката при рассмотрении в судах первой и второй инстанций ее дела об административных правонарушениях, совершенных в ходе пикета против разгона «Марша несогласных». По делу допущены нарушения пункта 1 и подпункта «c» пункта 3 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Определите, является ли данное постановление источником административного права.

Литература

Бахрах Д.Н., Бурков А.Л. Конвенция о защите прав человека и основных свобод в российском законодательстве и практике рассмотрения административных дел // Журнал российского права. 2010. № 6. С. 67 - 78.

Ломакина Л.А. Влияние правовых позиций Конституционного Суда РФ на развитие законодательства об административной ответственности // Журнал российского права. 2012. № 2. С. 61-68.

Побежимова Н.И. Перспективы формирования международного административного права в современных условиях // Административное право и процесс. 2016. № 8. С. 29 - 35.

Старилов Ю.Н. Реализация Конституции Российской Федерации и современное административное право // Закон. 2013. № 12. С. 81 - 96.

Старилов Ю.Н. Значение стандартов конституционного регулирования и конституционных гарантий для модернизации российского административного права // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 6. С. 43 - 53.

Тихомиров Ю.А. Модернизация административного права: от «наказательности» к «регулирующему обеспечению» // Административное право и процесс. 2015. № 4. С. 5 - 11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: