Психосоциальное развитие

У младших школьников происходят большие изменения в отношениях друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинает формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов. Другая особенность – признание авторитета учителя. Дети этого возраста общительны, отзывчивы, доверчивы. На рубеже 3–4 класса идет резкая переориентация со взрослых на сверстников.

Р. Селман (1980) говорит о том, что дошкольникам и ученикам 1–2 классов свойственен эгоцентрический характер дружбы. Затем дети начинают устанавливать более близкие отношения и характер дружбы меняется. Иногда зародившаяся в детстве дружба продолжается всю жизнь, но гораздо чаще она прерывается по объективным причинам.

Вопросы

1. Какие основные психические новообразования младшего школьного возраста выделяли Э. Эриксон и Л.С. Выготский?

2. Какой вид мышления преобладает у младших школьников?

3. Назовите основные линии эмоционального развития в младшем школьном возрасте.

4. Какие социальные мотивы являются ведущими у младших школьников?

5. В чем заключаются особенности психосоциального развития в младшем школьном возрасте?

6. Опишите особенности Я-концепции младших школьников.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Общая характеристика. Главное содержание подросткового возраста – переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования: появление новых интеллектуальных возможностей, развитие рефлексии, открытие подростком собственного «Я», формирование характера. Центральное новообразование подросткового возраста – развитие самосознания и его особой формы – чувства взрослости.

Главный критерий – переходность на всех уровнях. Другая особенность – интенсивность изменений. Психологическое содержание подросткового возраста – проявление самостоятельности (чаще в форме самоутверждения). Ведущий тип деятельности – интимно-личност­ное общение. Но также важна практическая, социально значимая деятельность.

Изначально подростковый возраст рассматривался как крити­ческий. Тем не менее, специалисты в области возрастных кризисов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, К.Н. Поливанова) рассматривают подростковый возраст как стабильный. Кризисным является переход от младшего школьного к подростковому возрасту – «предподростковый кризис». Так, Д.Б. Эльконин говорит о «кризисе 11 лет», который разделяет две эпохи в развитии – детство и подростничество. Этот кризис может носить затяжной характер.

Существуют различные мнения и о границах подросткового периода (особенно верхней). Так, Л.С. Выготский определяет верхнюю границу подросткового возраста в 18 лет, Л.И. Божович – в 16 лет, Д.Б. Бромлей, Д.Б. Эльконин, Е.Ф. Рыбалко – в 15 лет. В целом, мы будем определять рамки подросткового возраста как период от 10–11 до 15 лет.

Основные проблемы подросткового возраста находятся в области общения со сверстниками, со взрослыми, в принятии себя, в сфере мотивации.

Физическое развитие

Переход к отрочеству связан с бурными физиологическими изменениями, с процессом полового созревания. Это период неравномерного, дисгармоничного развития отдельных органов и систем. Биологические признаки наступления отрочества: значительное прибавление в весе, увеличение скорости роста, быстрое развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков. При этом большинство изменений носит половую специфику.

Неравномерность развития приводит к повышенной возбудимости, раздражительности, быстрой утомляемости, головокружению и сердцебиению у младших подростков. В старшем подростковом возрасте отмечается гармонизация физического развития.

У девочек скачок роста и другие биологические изменения происходят приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков. Существует и большая индивидуальная вариативность (крайние типы: акселерация, ретардация).

Физическое развитие – стимулятор различных форм поведения, оно также отражается на самооценке. Изменения внешности требуют адаптации к нему подростков, могут возникать различные отклонения (нервная анорексия и булимия, дисморфофобии).

Когнитивное развитие

Внимание. В подростковый период внимание характеризуется большим объемом, устойчивостью, избирательностью. Ему свойственны произвольность и подконтрольность. При этом возраст 10–13 лет отличается замедленным и разнонаправленным ростом свойств внимания. По оценкам продуктивности ведущее положение занимают избирательность и объем. Отмечается расструктурированность свойств внимания. В возрасте 13–16 лет обнаружен ускоренный, однонаправленный рост продуктивности свойств внимания, особенно устойчивости, интегрированность всех свойств внимания. Внимание становится более избирательным, зависит от направленности интересов и моти­вации.

Память. Характерная особенность подросткового возраста – рост произвольности памяти. Продуктивность долговременной памяти увеличивается в 1,6 раза, а кратковременной – в 1,8 раза. Интенсивные изменения происходят и в образной, и в вербально-логической памяти, но по уровню развития вербальная память начинает занимать ведущее положение. Отмечается гетерохронность различных видов памяти: в 8–11 лет высший уровень продуктивности достигается в сфере образной памяти, а в 16 лет – в вербальной памяти при запоминании отдельных слов. Замедляется развитие механической памяти. Для подросткового возраста характерна большая амплитуда и большая частота микровозрастных колебаний памяти. Изменяются приемы запоминания. Особенности функционирования памяти начинает определять мышление.

Итак, память активно развивается, ведущим становится произвольное и осмысленное запоминание вербального и невербального материала.

Воображение. Для подростков характерна склонность к фантазированию. Воображение начинает рисовать картины своего будущего. Появляется планирование, пока еще некритичное. Временная перспектива направлена в далекое будущее – расширяется психологическое время жизни, меняется масштаб времени. Подростки все чаще обращаются к творчеству.

Мышление. Согласно Ж. Пиаже, с 11–12 лет начинается построение формальных операций и перестройка всего интеллекта, появляется «обратимость» мышления. Д. Китинг (1980) выделил 5 особенностей мышления подростка в период формальных операций: умение размышлять о возможностях, которые не даны непосредственно; опережающее мышление, планирование; гипотетико-дедуктивное мышление; так называемое метапознание, или мышление второго порядка (включает в себя мысли о мыслях, поиск связей между отношениями и маневрирование между реальностью и возможностью); мышление, выходящее за общепринятые рамки, которое часто связывают с юношеским идеализмом.

На уровне формальных операций появляется способность открывать законы и различать факторы, определяющие то или иное событие. Формируется экспериментальное мышление.

Представители информационного подхода (Р. Стернберг и др.) считают, что когнитивное развитие в отрочестве–юности включает в себя более эффективное использование отдельных механизмов обработки информации, развитие более сложных стратегий для различных типов решения задач, более эффективные способы получения информации и ее хранения в символической форме, развитие исполнительных функций более высокого порядка (метафункций), в том числе планирования и принятия решений, и повышение гибкости при выборе методов из более широкой базы сценариев.

В подростковый период активно развивается понятийное мышление. Возрастает способность к абстрактному мышлению. Развивается умение доказывать, делать широкие обобщения. Растут самостоятельность и критичность мышления.

Речь. Подросток постепенно овладевает сложными синтаксическими конструкциями, усложняется структура предложений, которыми он оперирует. Увеличивается словарный запас, в основном за счет специальных научных терминов. Речь подростков отличается более частым и точным употреблением абстрактных и метафорических выражений, более тонкой дифференциацией различных оттенков речи и значения близких, сходных по смыслу слов. Особое значение имеет освоение письменной речи.

Развитие личности

Подростковый период считают периодом «второго рождения» личности – сознательной личности. У подростка формируются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, активно развивается самосознание, формируются эталоны женственности и мужественности. Центральное новообразование в развитии личности – появление «комплекса взрослости» (или чувства взрослости). Оно выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний.

Показатели сформированности чувства взрослости: возникновение у подростка желания и требований, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому, уважали его и признавали его права на определенную самостоятельность; наличие стремления к самостоятельности и желания оградить некоторые сферы жизни от вмешательства взрослых; наличие собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание.

Новообразованием подросткового возраста в развитии личности является также потребность в самовоспитании.

Я-концепция и самооценка. Подростковый возраст характеризуется бурным ростом самосознания, склонностью к самонаблюдению. В результате осуществляется резкий переход от фрагментарного видения себя к относительно полной Я-концепции. Развивается когнитивный компонент Я-концепции: увеличивается широта признаков при самоописании. У подростков растет адекватность самооценки, связанная с ее понижением. При этом уровень притязаний остается очень высоким – отсюда неудовлетворенность, конфликтность. Сильное влияние на самооценку начинает оказывать оценка сверстников. У младших подростков самооценка ситуативна, у старших она становится более устойчивой. У подростков 12–14 лет наблюдается существенное понижение самоуважения, особенно у девочек.

Развитие эмоционально-волевой сферы. Подросткам свойственна некоторая неуравновешенность с преобладанием возбуждения над торможением. Повышенная возбудимость объясняет склонность подростка к аффектации – страстному, резкому и бурному выражению переживаемых чувств: радости, печали, гнева, возмущения (особенно ярко – в младшем подростковом возрасте). Для подросткового возраста характерна высокая эмоциональная лабильность. Другая особенность – «полевая реактивность»: сильная эмоциональная реакция на большинство стимулов.

Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства и эмоции. Чувства подростка чрезвычайно напряжены, характерен «аффект неадекватности». В целом, число страхов уменьшается, но социальные страхи и тревожность достигают своего максимума к 15 годам.

В подростковом возрасте происходит коренная перестройка структуры волевой активности, появляется регуляция поведения на основе внутренней стимуляции. В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства. Для подростков характерна переоценка своих волевых качеств.

Развитие потребностно-мотивационной сферы. В подростковом возрасте продолжается усложнение структуры мотивов. С развитием самосознания наблюдаются качественные изменения мотивов, ряд их характеризуется большой устойчивостью. Ведущим мотивом поведения становится стремление занять удовлетворяющее подростка положение среди сверстников. Сильны потребности в общении и аффилиации (принадлежности к группе). Если эти потребности фрустрированы, то возникают тяжелые переживания. Идет активное развитие ценностных ориентаций, смена идеалов, образцов поведения.

Социальное развитие

Общение со сверстниками. В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает всё большую ценность. Оно выступает важным специфическим каналом информации, специфическим видом межличностных отношений и специфическим видом эмоционального контакта. Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе двух противоречивых потребностей: обособления (приватизации) и принадлежности (аффилиации). Меняется представление о содержании такого понятия, как одиночество – оно приобретает психологический смысл, при этом имея не только отрицательную, но и положительную сторону.

Формируется потребность в группировании со сверстниками. Типичная черта подростковых групп – высокая конформность.

В подростковом возрасте происходит смена авторитетов в группе. Г.С. Салливен выделяет следующие стадии общения: 10-12 лет – изофилическая стадия (потребность в общении с максимально похожим индивидом); 13–14 лет – гетерофилическая стадия (потребность в общении с другом противоположного пола).

Половые различия заключаются в том, что для мальчиков характерно экстенсивное общение, а для девочек – интенсивное. Возраст 11–12 лет – период обособленности полов.

Общение со взрослыми. Основная проблема – борьба за новые права, активное сопротивление требованиям, ограничивающим самостоятельность. Подросток претендует на уважение его личности, на доверие и активно добивается равноправия со взрослыми. От инициативы взрослого зависит благополучный переход к новому типу отношений. В семье возможны конфликты 3 основных типов: разное понимание самостоятельности у родителей и детей, конфликты, связанные с разными ценностями, их неприятием, и конфликты, связанные с выбором жизненного пути.

Конфликт и трудности возникают из-за расхождения представлений взрослого и подростка о характере прав и степени самостоятельности подростка. Если взрослый не изменяет отношения к подростку, то последний сам переходит на новый тип отношений. Если же взрослый сопротивляется новым отношениям, то возникают различные формы непослушания подростка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: