Кризис подросткового возраста (предподростковый кризис)

Кризис подросткового возраста относится к «большим» кризисам по Д.Б. Эльконину и может протекать достаточно ярко. Его психологическое содержание – проявления самостоятельности, эмансипации от взрослых.

Основные психические новообразования: развитие теоретического, понятийного мышления, возникновение рефлексии, новый уровень произвольной саморегуляции поведения и психической деятельности, коренная перестройка всей системы интересов, изменение мотивов поведения, «мотивационный вакуум», кризис самооценки, расширение временной перспективы и появление чувства взрослости.

Симптомы кризиса. К симптомам подросткового кризиса можно отнести аффект неадекватности (бурная неуправляемая реакция, не соответствующая по выраженности вызвавшему ее поводу), реакции имитации (подражание), оппозиции (активный протест), гиперкомпенсации (настойчивое стремление подростка добиться успеха именно в той области, в которой он слаб), группирования (включение в различные группы), эмансипации (независимость от родителей) и хобби-реакции (появление новых увлечений и интересов).

Е.А. Личко наметил к ритерии перехода этих реакций в патологические: они распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли; к ним присоединяются невротические расстройства; развивается склонность к генерализации; появляется характер патологического стереотипа; превышается «потолок» нарушений поведения, допустимый в данном обществе; они нарушают или затрудняют социальную адаптацию.

Становясь патологическими, эти реакции могут обусловливать различные виды делинквентных поступков (мелкие кражи, брань, хулиганство и т. д.), побеги из дома и бродяжничество, пьянство, наркоманию, суицидальные попытки и другие личностные расстройства.

Вопросы

1. Как бы Вы обозначили основное психологическое содержание подросткового возраста?

2. В чем заключается центральное новообразование этого пери­ода?

3. Охарактеризуйте стадию формальных операций в развитии интеллекта.

4. Назовите особенности эмоционального развития подростков.

5. Почему для подросткового возраста характерны проблемы в общении со взрослыми, и как они могут проявляться?

6. В чем заключается и как протекает подростковый кризис?

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Общая характеристика. Юношеский возраст по различным периодизациям охватывает период от 15–16 лет до 23–25 лет. В нем можно выделить 2 этапа: ранняя юность (15–18 лет) и поздняя юность (18– 23–25 лет). Позднюю юность чаще относят к периоду ранней взрослости. Период 15–16 лет называют также старшим школьным возрастом. Итак, границы юношеского возраста (ранняя юность) – 15–18 лет.

Юношеский возраст – это период перехода к самостоятельной жизни. Социальный статус юношества неоднороден: учащиеся школ, колледжей, ВУЗов и работающая молодежь. Это завершающий этап вторичной социализации. Главная социальная задача – выбор профессии. Основные новообразования – личностное и профессиональное самоопределение.

Физическое развитие

Юность – это период завершения физического созревания. На его долю выпадает задача устранения диспропорций в развитии. К концу этого периода основные процессы биологического созревания обычно завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.

Юношам, как и подросткам, свойственно повышенное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица, поведения и движений. Они склонны находить у себя физические отклонения даже в тех случаях, когда все показатели соответствуют норме. Это может вызывать конфликтные реакции или даже хронические психические нарушения невротического характера. Общее эмоциональное самочувствие юношей становится более ровным.

Познавательное развитие

Внимание. Отмечается внутреннее противоречие развития внимания: объем, переключение растут, но внимание становится более избирательным, зависит от направленности интересов. Возникают трудности концентрации внимания, рассеянность. Характерной чертой можно назвать и неумение сосредоточиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей – «невоспитанность» внимания (Д. Хэмилтон, 1983).

Память. Ведущим является произвольное и осмысленное запоминание вербального и невербального материала. На этот период приходится расцвет вербальной памяти (особенно при запоминании отдельных слов). Возможно активное использование различных стратегий запоминания. В целом тенденции развития памяти такие же, как и в подростковом возрасте.

Мышление. По Ж. Пиаже мышление достигло стадии формальных операций. При этом свои новые умственные качества подростки и юноши применяют выборочно, к тем сферам деятельности, которые для них наиболее значимы и интересны.

Ж. Пиаже заканчивает развитие интеллекта стадией решения проблем. Но есть и более высокий уровень – способность находить и ставить проблемы! Так, А. Арлин (1975) предлагает выделять еще одну стадию интеллекта, связанную именно с этими умениями. Свойства этой стадии: нестандартный подход к уже известным проблемам; умение включать частные проблемы в более общие, родовые; постановка плодотворных общих вопросов даже на основе плохо сформулированных задач и др.

Характерными особенностями мышления в юношеский периодявляются:склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию; интеллектуальное экспериментирование, интеллектуальные игры.

Развитие креативности. Юношеский период – это период активного развития и проявления творческих способностей. Характерна литературная деятельность, в частности написание стихов, интерес к рисованию и сочинению музыки. Это связано с поиском себя, развитием самосознания. Отчасти это можно объяснить и с точки зрения сублимации (юношеская гиперсексуальность).

Развитие личности

Характерная черта – юношеский максимализм – склонность к идеальным переживаниям, принципиальное отношение к людям, бескомпромиссность.

Эмоциональная сфера. Для периода характерна повышенная эмо­циональность: легкая возбудимость, страстность, частая смена настро­ений, высокая эмоциональная лабильность.

По данным психиатра А.А. Меграбяна, после 13–14 лет резко возрастает число личностных расстройств. По мнению психиатра
А.Е. Личко, возраст от 14 до 18 лет – критический период для психопатий. В этом возрасте выражены акцентуации характера, что повышает возможность психических травм и отклоняющегося поведения. Одновременно с этим возрастают возможности психологической защиты.

Итак, расширяется круг факторов, способных вызвать эмоциональное возбуждение. Но вместе с этим идет развитие механизмов внутреннего торможения и самоконтроля, растет избирательность реакций. Так, разница в уровне реакции на эмоционально заряженные и нейтральные стимулы у юношей гораздо больше, чем у подростков. Они лучше контролируют свои реакции, поэтому их труднее «за­вести».

В настоящее время юность не рассматривается как «невротический» период развития. Наоборот, отмечается улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия. Симптомы и тревоги, появляющиеся в юности, – часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм.

Развитие самосознания. Развитие самосознания – центральный психический процесс в подростковом и юношеском возрасте. Встают вопросы: «Кто я?», «Кем я стану?», «Каким я хочу и должен быть?». Главное приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира.

Идет активное развитие Я-концепции, особенно ее когнитивного компонента. Это отражается в самоописаниях: они становятся разнообразнее, глубже, субъективнее. Самооценка становится адекватнее, приобретает автономию от внешних оценок. Уровень притязаний стабилизируется. После 15 лет отмечается рост самоуважения.

Переходный возраст сопряжен со значительными изменениями в Я-концепции, причем в основном в области будущего «Я» (оценка своих возможностей и перспектив). Временная перспектива расширяется: как вглубь – охватывает отдаленное прошлое и будущее, так и вширь – включает уже не только личные, но и социальные перспективы. Близкая перспектива становится менее значимой по сравнению с подростковым возрастом. Идет сближение личного и исторического времени. Ускоряется субъективная скорость течения времени. Актуальной становится идея необратимости времени.

Важной линией развития самосознания является формирование идентичности. Идентичность может быть понята в двух измерениях: временном и ситуативно-ролевом. Формирование идентичности требует переосмысления своих связей с окружающими, особенно с родителями.

По Э. Эриксону, юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений.

Если не удается разрешить эти задачи, то формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по 4 основным линиям: уход от психологической интимности; размывание чувства времени; размывание продуктивных, творческих способностей; формирование «негативной идентичности».

Дж. Марсиа выделяет следующие этапы и статусы идентичности:

• Диффузная (размытая) идентичность – первый этап. Если рассматривать его как форму идентичности, то характерным является состояние избегания решений, отказ от поиска идентичности, продление детства.

• Предрешенность (досрочная идентификация) – принятие на себя обязательств, не проходя через кризис идентичности, следуя чужому мнению, авторитету.

• Мораторий – как этап – является самым центром кризисного противоречия. Это собственно период построения своей идентичности, состояние поиска ответов на вопросы: «Кто я?», «Какой я?».

• Достижение идентичности (зрелая идентичность)– благополучное завершение кризиса идентичности, возникновение новой самотождественности. Люди связали себя обязательствами вследствие сделанного им выбора.

С понятием идентичности тесно связано понятие самоопреде­ления. Самоопределение – это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества

Одним из основных психологических новообразований раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое (личностное, профессиональное, шире – жизненное), а психологическую готовность к самоопределению, которая предполагает: а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности; в) становление предпосылок индивидуальности как результата развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником.

Проблема юношеского самоопределения разбивается на два основных аспекта: профессиональное и ценностно-смысловое самоопределение. Именно с процессом самоопределения связан так называемый юношеский кризис. Основное противоречие кризиса – между сложностью и важностью жизненного выбора и нехваткой жизненного опыта юноши, незавершенностью процессов становления самосознания.


Социальное развитие

Общение со взрослым складывается сложно. Оно является важной сферой общения. При этом общение со взрослым ценится в том случае, если оно имеет доверительную форму. Отсутствие близких, доверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте – одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Юноши трепетно относятся к своим личным делам и интересам, но нуждаются в тактичной помощи, не нарушающей их личных границ.

Общение со сверстниками. Общение в юношеском возрасте, как и в подростковом, строится на основе двух противоречивых потребностей: обособления (приватизации) и принадлежности (аффилиации).

Интенсивное физическое и умственное развитие приводит к возрастанию интереса к миру и деятельности; усиливается необходимость в новом опыте, познании и в защищенности. Это отражается в особенностях общения и взаимодействия. Для юношей становится важным комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.

Особенностью периода является появление феномена «ожидания общения», выражающегося в самом поиске общения и в постоянной готовности к контактам. При этом дружеские привязанности отличаются избирательностью, а в диадных отношениях максимально выражена требовательность. При высокой ценности общения основная его цель – поделиться собственными переживаниями, что приводит к напряженности в отношениях, так как интерес к переживаниям партнеров невелик.

Наиболее сложными для данного возраста можно назвать ситуации, когда нужно оказать поддержку или принять сочувствие, а также ситуации, в которых нужно реагировать на провоцирующее поведение или несправедливую критику.

 

 

ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ

Общая характеристика. Характерной особенностью периода взрослости является принципиально новый характер: он не связывается напрямую с физическим созреванием и приобретением новых когнитивных навыков и в большей степени определяется внутренней субъектной позицией человека, т. е. приобретает качественно новую форму саморазвития.

В связи с нарастающей ролью жизненного опыта, сложностью выделения четких границ и отсутствием ярко выраженных новообразований периодизация развития взрослого человека является сложной методологической задачей психологии развития. Приведенная ниже схема дает обобщенное представление о возможных делениях внутри периода взрослости.    


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: