Ошибки при выполнении заданий, связанных с орфографией, обусловлены многими причинами.
1. Неточное понимание или незнание правил правописания. Эта ситуация возникает тогда, когда учащийся не осознанно анализирует каждый конкретный пример путём обращения к орфографическим правилам, а руководствуется догадками.
2. Незнание морфологических признаков слова, неумение определять часть речи по условиям контекста, определять грамматическое и лексическое значение слова, различать созвучные словоформы.
3. Неумение анализировать морфемный состав слова, определять значение созвучных морфем, подбирать родственные слова; неумение анализировать звуковой состав слова, который подразумевает различение звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных и т.д.
4. Неумение / нежелание использовать определённую последовательность действий (алгоритм). В результате ученик упускает некоторые важные элементы, учитывает не все условия задания, а лишь отдельные его компоненты.
Примеры тренировочных заданий
1. Определите вид безударной гласной в корне слова в каждой паре слов. Заполните таблицу: запишите номера этих пар в соответствующие ячейки таблицы.
Вид безударной гласной | Номер пары слов |
Проверяемая | |
Непроверяемая | |
Чередующаяся |
1) зарница, растение
2) капуста, карьера
3) голосование, объединение
4) обмакнуть, уравнение
5) наслаждение, задрожать
2. Среди приведённых ниже выделенных слов найдите слово, написание которого соответствует следующему правилу орфографии: «После шипящих под ударением в окончаниях глаголов слышится О, а пишется Ё». Запишите номер этого слова.
1) (среди) девч..нок
2) освещ..нный (пламенем)
3) печ..т (пирожки)
4) сильный (ож..г)
5) (выглядеть) пугающ..
3. Найдите слово, которое соответствует следующему утверждению: «Разделительный Ъ пишется после приставок на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я».
1) подняться на п..едестал
2) сер..ёзный разговор
3) зарос бур..яном
4) сильная в..юга
5) закончить с..ёмки