Методические рекомендации

1. Прежде всего, обратите внимание на то, что в эпоху Возрождения трансформируются фундаментальные представления о Боге, о человеке и его возможностях, о мире, характерные для средневековой философской мысли.

Что, главным образом, понимают под Возрождением? Рассмотрите причины появления этого феномена в Италии в конце XIV в. (социально-экономические, политические, культурные и мировоззренческие).

 Поясните, чем был вызван возросший в этот период интерес к историческому прошлому, к древности, которую воплощала собой эпоха античности. В чем состояла особенность восприятия наследия Античности? Подумайте, являются ли перечисленные идеи и настроения результатом своеобразного синтеза двух традиций – христианства и античности: идея практического индивидуализма и понимание собственной жизни как некоторого предназначения; поиск «живой веры» или «религии души»; универсализм; эстетическое отношение к человеку и миру; появление светской культуры и возникновение многочисленных Академий?

Почему многие представители эпохи Возрождения говорили о ней как об абсолютно новой, с чем связана эта новизна? Важно, что в новом мире человек помнит и о Боге, не исключает его, не выносит «за» границу мира. Это нашло свое выражение в пантеизме Ренессанса, преодолевающим средневековый дуализм небесного и земного: «любое» существует в «любом» и все существует во всем – тождество абсолютного максимума и абсолютного минимума (Н. Кузанский).

2. Можно ли говорить о том, что возрожденческий гуманизм - это «свободомыслящее сознание и светский индивидуализм» (А.Ф. Лосев), связанный с «практикой» человека? Почему? Поясните, в чем состоит отличие понимания человека (его сущности, способностей и смысла жизни) гуманистами Возрождения от христианских мыслителей. Как стали понимать индивидуальность? Почему она обретает ценность? (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 180-182).

Как объяснить, что индивидуальное «Я» оказалось сопоставимо с неповторимой Вселенной, и индивид оказался «огромен как мир и бессмертен как мир» (Л.М. Баткин)?

Можно говорить о том, что человек Возрождения ищет не спасения от мира, а стремится к активному самоутверждению и  полному самовыражению в нем, поэтому деятельность приобретает свою ценность и значимость. Поясните, почему высоко оценивалась именно художественное творчество, которое было тесно связано с философией, и почему оно оценивалось порой как «особая наука» (для Леонардо живопись – это наука, причем первая среди прочих).

Формируется и новое отношение к миру, прежде всего, к окружающему человека миру природы. Последняя буквально «открывается» в своей красоте, гармонии и совершенстве, а одним из способов такого открытия становится искусство. Эстетическое восприятие природы выразилось и в том, что разрешение астрономических задач должно было удовлетворять эстетическим требованиям. Для Коперника занятие астрономией есть изучение красоты и совершенства неба, этого «видимого бога».

Познание природы понимаетсч как единство чувственного (что побуждает к собственной деятельности ум человека), рационального и эстетического. Природная вещь, явление должны быть преобразованы человеческим искусством (связанным с математикой и геометрией). Тогда в них проступят универсальные формы, законы, производящее ее начало, которые способен измерить человек с помощью ума. Познание обнаруживает себя как своеобразная творческая деятельность разума (подобие творящей божественной силы) способного создать/конструировать природу. Как позже скажет Г. Галилей: «То, что дает нам одно только чувство зрения, представляет собой как бы ничто по сравнению с чудесами, открытыми на небе разумом понимающих людей».

Природа для мыслителей Возрождения не есть нечто застывшее, завершенное в своем творении. Н. Кузанский говорил о том, что процессуальность, творческая мощь присуща тварному миру; его вечное становление делает его подобным миру божественному. Понимая Бога как Единое, а мир как многое, Бог есть потенциальный мир, а мир -  актуально представленный Бог. Подумайте, какие возможности открываются перед человеком благодаря такому пониманию природы и процесса ее познания?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: