Семинарское занятие №2

1. Следующим этапом развития средневековой философии является период схоластики («средневековой учености»). Укажите хронологические рамки данного периода в целом. Назовите главную цель и задачи схоластики. Что лежало в основе «исследовательской программы» схоластики? Обратите внимание на то, что в это время «учение церкви определяет, во что следует верить,… почему предмет веры истинен» (К. Фишер), а сама схоластика была тесно связана с системой образования средневековой Европы (университетами). Как вы можете пояснить движущий принцип схоластики: «Верую, чтобы познать»?  

Укажите хронологические рамки этапов развития схоластики, имена наиболее ярких представителей и круг проблем, характерный для каждого из них. Обратите внимание на то, что различные этапы развития схоластики представляют собой разрешение разными способами проблемы согласования веры (признание авторитета Священного Писания и святых Отцов церкви) и разума/свободного мышления.

Одной из центральных проблем схоластики стала проблема универсалий. Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите сущность этой проблемы; охарактеризуйте позиции номинализма, реализма и концептуализма (Пьер Абеляр) в разрешении спора об универсалиях. Обратите внимание на значение античного наследия (идеи Платона, Аристотеля).

2. Поясните, почему можно говорить о том, что XIII век – это «великое время» схоластики? Почему схоласты в это время начинают размышлять о «царстве природы», каково их отношение к нему? Как относится церковь к наследию Аристотеля в это время; чем объяснить популярность работ античного философа?

Назовите задачи, стоявшие перед Фомой Аквинским как христианским мыслителем данного периода схоластики, разрешение которых позволили ему создать завершенную систему христианского аристотелизма. Как относится Фома к идеям Аристотеля? Рассматривая систему Аквината, обратите внимание на то, что он говорит о соотношении веры и разума; какую позицию занимает Фома в споре об универсалиях. Поясните утверждение о божественной природе таких способностей человека как чувственное восприятие и мышление. Чем выступает мышление по отношению к разумной душе человека. Каково значение мышления в процессе познания?

Что говорит Аквинат о познании божественного через изучение сотворенного Богом мира? Каким предстает мир у Фомы? Связывает ли Аквинат путь истинного познания с познанием форм (отдельных вещей), созданных Богом? Если связывает, то как?

3. Реакцией на учение Аквината (томизм) становится его критика и постепенное утверждение номинализма в XIV – XV вв.  Наиболее ярким критиком томизма был Ионанн Дунс Скотт. Он утверждает «двойственность истины», непреодолимую разницу философии и теологии и в предмете, и в методе. Какие аргументы использует Скотта, доказывая правоту своей позиции?

Усиление позиций номинализма во многом было связано с зарождением «экспериментального естествознания», главным образом, в Оксфордском университете, из стен которого выходит и Уильям Оккам. Что он говорит о возможностях рационального познании? Как он определяет предмет истинного знания? Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите позицию именуемую «бритвой Оккама». Поясните, как данный принцип связан с эмпирическим естественнонаучным познанием.

 

 

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Как можно прокомментировать утверждение о том, что философия в эпоху средневековья была «спасена религией»?

2. В чем состоит философский смысл спора об универсалиях между реалистами и номиналистами?

3. Какие догматы христианской веры лежат в основе христианской антропологии?

4. Как бы Вы смогли прокомментировать следующее суждение Августина: «Я ошибаюсь (заблуждаюсь, обманываю себя), следовательно, существую».

5. «Люби и тогда делай что хочешь!» - каков смысл этого утверждения Августина?

6. В чем состоит сущность метода экзегетики?

7. Как Вы считаете, удалось ли Аквинату гармонизировать веру и разум?

8. Каково значение схоластики, особенно поздней схоластики, для последующего формирования и развития научного мировоззрения?

9. Можно ли согласиться с мыслью Климента Александрийского о том, что «эллинская философия» вела человечество к христианству, хотя и окольным путем?

10.Чем понимание человека в средневековье отличается от понимания человека в античности?

11. Как вы считаете, почему путь познания Бога может быть отрицательным, апофатическим?

12. Можно ли согласиться с Р. Транасом в его оценке Августина как самого «современного из всех древних» и одновременно «самого средневекового из всех древних»? Ответ обоснуйте.

13. Почему «Исповедь» Аврелия Августина можно принять как обоснование «метафизики «душевных глубин»»?

14. По каким ступеням на пути к схоластической учености должен был «подняться» ученик?

15. Почему философская позиция В. Оккама может рассматриваться как «эпилог» средневековой схоластической учености?

16.Каково новое «измерение» человека, открытое христианством («Сердце человека глубже глубин античной мудрости» Р. Гроссе)? Как это повлияло на средневековую философию?

17. Как вы считаете, выступала ли философия в эпоху средневековья «интегралом» веры?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: