Тест для самопроверки

1.  Одна иззадач философии, с точки зрения схоластов, состояла

  1. в исследовании природы и законов существования социальной действительности
  2. в защите христианского вероучения от нападок язычников
  3. в разработке методов секуляризированной эпистемологической деятельности
  4. в исследовании человеческих познавательных способностей
  5. в рациональном (логическом) анализе христианских догматов

 

2. Помимо души и тела христианские мыслители выделяют в человеке сферу ____________.

 

3. Причина существования зла в мире, по мысли Августина Аврелия

  1. несовершенные законы
  2. свободная воля человека
  3. Бог
  4. государство
  5. человеческое невежество

 

4. «Отцом схоластики» принято считать

1. Фому Аквинского

2. Иоанна Скота Эриугену

3. Северина Боэция

4. Оригена Александрийского

5. Климент а Александрийского

 

5. Нравственное зло, по мысли Августина, имеет форму

  1. болезней
  2. смерти
  3. социальных беспорядков
  4. нарушения божественных заповедей
  5. душевные муки

 

6. Ансельм Кентерберийский в споре об универсалиях занимал позицию

  1. номинализма
  2. реализма
  3. концептуализма
  4. томизма

 

7. «Не следует умножать сущности без необходимости» - этот принцип получил название _________________.

 

8. Благодаря переводам арабских мыслителей Авиценны и Аверроэса европейцы в XII веке познакомились с наследием

  1. Платона
  2. греко-язычных апологетов
  3. Плотина
  4. Аристотеля
  5. стоиков

9. Период развития схоластики завершается в XIV веке победой

  1. реализма
  2. томизма
  3. номинализма
  4. волюнтаризма
  5. концептуализма

 

10.   Автор «Суммы против язычников»

  1. Фома Аквинский
  2. Филон Александрийский
  3. Максим Исповедник
  4. Аврелий Августин
  5. Дионисий Ареопагит

 

 

Основная учебная литература

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 177-204, С. 209-239.

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 128-174.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический Проект, 2003. С. 152-226.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье/в переводе С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 357-472, С. 481-502, С. 534-593, С. 630-648.

Рассел Б. История Западной философии/ Б. Рассел – Новосибирск: Изд-во Новосиб. университета, 2001. С. 427-443; 542-556.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 130-161.

 

Дополнительная литература

Тарнас Р. История западного мышления/пер. с английского Т.А. Азаркович. – М.: КРОН-ПРЕСС,1995. С. 86-91; С. 123-128; С. 152-161; С. 168-175.

Сенкевич Г. Камо грядеши: Роман/ Г. Сенкевич. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. – 976 с.

Августин Аврелий. Исповедь/ Аврелий Августин. – М.: «Издательство АСТ», 2003. – 286 с.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 161-162.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье/ в переводе С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 447-448, С. 451-453.

 

Ко 2 реферату

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье/ в переводе С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 617-620; 645-6484 652-656.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с английского Т.А. Азаркович. – М.: КРОН – ПРЕСС, 1995. С. 163-168.

 

К 3 реферату

Чикин С.Я. Врачи-философы/ С.Я. Чикин. – М.: Медицина, 1990. С.58-64.

Ибн-Сина. Избранные философские произведения

 

Тема 4. Философия эпохи Возрождения (2 часа)

План семинарского занятия

1. Своеобразие эпохи Возрождения, ее место в истории человечества. Синтез античного и средневекового духовного наследия в эпоху Ренессанса.

2. Гуманистическое и естественнонаучное направления философской мысли Возрождения.

Темы рефератов

1. «Титанизм» как феномен Эпохи Возрождения. Проблема величия и трагизма человеческой личности. (Л. да Винчи; Микеланджело)

2. «Научная революция» Н. Коперника и И. Кеплера.

3. Христианский гуманизм Эразма Роттердамского.

3. Медицинское учение Теофраста Парацельса

 

Ключевые понятия

Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм, эстетика.

 

Цели изучения темы

· получить представление об общекультурных и философских основаниях Ренессанса

· выявить специфику философской мысли Ренессанса; раскрыть содержание «возрожденческого гуманизма»

· рассмотреть основные идеи и проблемы, существующие в рамках философского знания данного периода

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: