1. Одна иззадач философии, с точки зрения схоластов, состояла
- в исследовании природы и законов существования социальной действительности
- в защите христианского вероучения от нападок язычников
- в разработке методов секуляризированной эпистемологической деятельности
- в исследовании человеческих познавательных способностей
- в рациональном (логическом) анализе христианских догматов
2. Помимо души и тела христианские мыслители выделяют в человеке сферу ____________.
3. Причина существования зла в мире, по мысли Августина Аврелия
- несовершенные законы
- свободная воля человека
- Бог
- государство
- человеческое невежество
4. «Отцом схоластики» принято считать
1. Фому Аквинского
2. Иоанна Скота Эриугену
3. Северина Боэция
4. Оригена Александрийского
5. Климент а Александрийского
5. Нравственное зло, по мысли Августина, имеет форму
- болезней
- смерти
- социальных беспорядков
- нарушения божественных заповедей
- душевные муки
6. Ансельм Кентерберийский в споре об универсалиях занимал позицию
- номинализма
- реализма
- концептуализма
- томизма
7. «Не следует умножать сущности без необходимости» - этот принцип получил название _________________.
8. Благодаря переводам арабских мыслителей Авиценны и Аверроэса европейцы в XII веке познакомились с наследием
- Платона
- греко-язычных апологетов
- Плотина
- Аристотеля
- стоиков
9. Период развития схоластики завершается в XIV веке победой
- реализма
- томизма
- номинализма
- волюнтаризма
- концептуализма
10. Автор «Суммы против язычников»
- Фома Аквинский
- Филон Александрийский
- Максим Исповедник
- Аврелий Августин
- Дионисий Ареопагит
Основная учебная литература
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 177-204, С. 209-239.
Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 128-174.
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический Проект, 2003. С. 152-226.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье/в переводе С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 357-472, С. 481-502, С. 534-593, С. 630-648.
Рассел Б. История Западной философии/ Б. Рассел – Новосибирск: Изд-во Новосиб. университета, 2001. С. 427-443; 542-556.
Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 130-161.
Дополнительная литература
Тарнас Р. История западного мышления/пер. с английского Т.А. Азаркович. – М.: КРОН-ПРЕСС,1995. С. 86-91; С. 123-128; С. 152-161; С. 168-175.
Сенкевич Г. Камо грядеши: Роман/ Г. Сенкевич. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. – 976 с.
Августин Аврелий. Исповедь/ Аврелий Августин. – М.: «Издательство АСТ», 2003. – 286 с.
Литература к рефератам
К 1 реферату
Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 161-162.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье/ в переводе С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 447-448, С. 451-453.
Ко 2 реферату
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье/ в переводе С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 617-620; 645-6484 652-656.
Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с английского Т.А. Азаркович. – М.: КРОН – ПРЕСС, 1995. С. 163-168.
К 3 реферату
Чикин С.Я. Врачи-философы/ С.Я. Чикин. – М.: Медицина, 1990. С.58-64.
Ибн-Сина. Избранные философские произведения
Тема 4. Философия эпохи Возрождения (2 часа)
План семинарского занятия
1. Своеобразие эпохи Возрождения, ее место в истории человечества. Синтез античного и средневекового духовного наследия в эпоху Ренессанса.
2. Гуманистическое и естественнонаучное направления философской мысли Возрождения.
Темы рефератов
1. «Титанизм» как феномен Эпохи Возрождения. Проблема величия и трагизма человеческой личности. (Л. да Винчи; Микеланджело)
2. «Научная революция» Н. Коперника и И. Кеплера.
3. Христианский гуманизм Эразма Роттердамского.
3. Медицинское учение Теофраста Парацельса
Ключевые понятия
Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм, эстетика.
Цели изучения темы
· получить представление об общекультурных и философских основаниях Ренессанса
· выявить специфику философской мысли Ренессанса; раскрыть содержание «возрожденческого гуманизма»
· рассмотреть основные идеи и проблемы, существующие в рамках философского знания данного периода