Семинарское занятие №1

1. Формирование средневековой философии тесно связано с историей христианства как особого религиозного учения и культурой Римской Империи конца I в. до н.э. – I в. н.э. в. В связи с этим, определите причины популярности христианского учения среди интеллектуалов эллинистической эпохи. Рассмотрите идеи, которые благодаря библейскому посланию вошли в пространство философской мысли: понимание Библии как «боговдохновенного текста», идея личного Бога, идея творения, идея человека как «любимейшего творения» Бога, открытие веры как особой способности души, христианское понимание любви как божественной благодати. Объясните, почему эти идеи, с одной стороны, могли вызывать живой и серьезный интерес, а с другой - являлись «безумием» для «эллина» и представляли собой «самую радикальную переоценку ценностей в истории человечества»?

Поясните, почему первые апологеты христианства (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген) заявляли о том, что «эллинская философия» вела человечество к христианству, значит философия не может быть просто отброшена, а должна быть подчинена Богопознанию как движению христиан к истинной вере (предмет размышления богословия и философии один). К чему привело подобное отношение к эллинскому наследию? Способствовало ли это созданию пространства теологической и философской рефлексии библейских текстов?

Христианская теология началась как апологетика и ее целью была защита христианской веры, при этом мы можем говорить о складывании своеобразного «союза» языческой философской мысли и христианства в период апологетики. Подумайте, почему и зачем апологеты христианства обращались к языческой философской традиции с ее развитым категориальным аппаратом? Что дал данный «союз» христианству?  

Следующим этапом становится период, когда были сформулированы основные догматы христианства - период патристики («философствующего мышления в вере»). Обратите внимание на то, что философия и теология совместно разрешали в это время (III –V вв. н.э.) следующие проблемы: проблему Троичности, проблему отношения свободы и благодати, проблему отношения веры и разума, раскрывается философско-богословский смысл Христа как Логоса. Используя материал учебной литературы, охарактеризуйте каждую из указанных тем патристики, поясните их взаимосвязь. Поясните, в чем состоит сущность христологической темы (обозначенной в данный период) и разработанного эгзегестического метода изучения Библии. Что такое апофатическое богословие, какова его цель?

В это же время формируется и средневековая догматика. Основным принципом догматики является: «Вера выше разума». Чем объяснить такое понимание соотношения веры и разума в данный период развития средневековой философии?

2. Чтобы понять, почему позиция Августина – «верю, чтобы понимать», «понимаю, чтобы верить» является примером философствования в вере (средневекового рационализма), необходимо разобраться с пониманием Августином процесса познания и его главнейшей цели. При этом важно помнить, что в центре размышлений мыслителя – конкретный человеке, а не человек вообще. Подумайте, почему не индивид, но личность («внутренний человек») становится предметом размышлений мыслителя?

Поясните, как характеризует Августин человеческую личность (что говорится о бытии, познании и любви как трех фундаментальных качествах человека); в чем он видит связь процессов богопознания и самопознания и как, исходя из этого, он разрешает вопрос о достижении человеком Истины.

Августин размышляет над природой и причинами существования зла (проблема теодицеи). Мыслитель утверждает, что зло не субстанциально; можно говорить лишь о трех уровнях зла (метафизический, моральный и физический) - рассмотрите каждый из них. Почему и как Августин связывает проблему причины зла и свободы воли человека? В чем, по мысли Августина, состоит подлинная свобода и почему именно вера есть «высший акта воли»?

С проблемой «внутреннего человека» связаны размышления о времени. Реальность времени раскрывается через духовный мир человека и не является некоторой объективностью. Поясните идею Августина о том, что «время принадлежит душе», «время есть протяженность души». Обратите внимание, как раскрывается сущность прошлого – настоящего – будущего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: