Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Что из себя представляет «срединный путь» спасения, предложенный Буддой? Почему он обозначен именно как «срединный»?

2. В чем состоит особенность определения Дао, приведенного в данном отрывке?:

«Если Дао могут высказать, Дао не является незыблемым… Безымянность – вот начало Неба и Земли», «Это вид невидимого, образ отсутствия вещей. Оно расплывчато, неясно. При встрече с ним не видят его спереди, а следуя за ним, не видят сзади»?

3. Каково место и значение ритуала в социальной жизни человека в трактовке конфуцианства?

4. Существует ли, с вашей точки зрения, сходство между учением о добродетелях Сократа и представлении о добродетелях у Конфуция?

5. Поясните различие между двумя высказываниями, учитывая, что одно из них принадлежит европейцу, а другое представителю восточной культуры (дзен-буддизм): «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» и «Лети, мгновенье, ты прекрасно!».

6. Как бы вы объяснили такой феномен, как «молчание Упанишад»? С чем связано данное «молчание»?

7. Что вкладывается в понятие долга в традиции даосизма, конфуцианства и  в индийской культуре?

8. В чем, по вашему мнению, состоит отличие восточной медицинской парадигмы в целом от классической европейской парадигмы?

9. Истинное познание (в даосизме и дзен-буддизме) состоит в том, чтобы проницать вещи в их «Таковости». Иначе говоря, истинное познание есть познание того, что «это есть то» (тат твам аси)Что такое «Таковость» вещей? В чем состоит специфика данного познания?

10. Порой нирвану понимают как угасание жизни, отказ от нее. Однако нирвана предполагает более фундаментальный отказ, ведущий к свободе. Поясните, о каком отказе идет речь.

Тест для самопроверки

1. Трактат из пяти тысяч слов, в котором изложены основы учения Лао-Цзы называется___________________________.

 

2. Укажите качества, являющиеся главными для совершенного человека, по мысли Конфуция

  1. умение прощать
  2. чувство долга
  3. отказ от желания
  4. человеколюбие
  5. сострадание другому человеку

3. Проявление Брахмана в человеке

  1. Дао
  2. дэ
  3. Логос
  4. Атман
  5. ци

4. Учение о  5 первоэлементах в китайской мысли получило название

  1. даосизм
  2. буддизм
  3. джайнизм
  4. У-син
  5. легизм

5. Закон, раскрывающий обусловленность жизни человека телесными и ментальными действиями в предыдущих жизнях, сформулирован в древнеиндийской традиции, как закон_________________________.

 

6.  Сходным по значению и смыслу понятию мокша в буддизме является понятие

  1. нирвана
  2. у-вей
  3. ахинса
  4. майя

Основная учебная литература

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проспект,2003. С. 8-47.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина. – М.: Гардарики, 2008. С. 13-48.

Чанышев А.Н. Философия древнего мира: учебник для вузов/ А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. С.43-97; 110-118; 123-130.

Дополнительная литература

История философии. Запад – Россия – Восток/ под. ред Н. Мотрошиловой. – М.: Т.1.М., 1996. С. 378-429.

Ясперс К. Лаоцзы// Лаоцзы. Обрести себя в Дао. – М.: Республика,2000. С. 362-400.

Панфилова Т.В. Человек в мировоззрении Востока/ Т.В. Панфилосва. - М.: Знание, 1991. 38с.

Хамидов А.А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой валидности// Вопросы философии. – 2002. - №3.

Юнг К.Г. Различие восточного и западного мышления. Любое издание.

Григорьева Т.П. Философия красоты// Вопросы философии. – 2007. - №1.

Григорьева Т.П. Логика Срединного пути// Вопросы философии. – 2004. - №12.

Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Медитация как форма непосредственного познания// Вопросы философии. – 2008. - №8.

Бурмистров С.Л. Человек в Веданте и неоведантизме// Человек. – 2009. - №1.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Аюрведа. Любое издание.

Гарбузов И.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины/ И.И. Гарбузов.- М.: ПРЕСС, 1994.С.61-78.

 

Ко 2 реферату

Гарбузов И.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины/ И.И. Гарбузов.- М.: ПРЕСС, 1994. С. 25-53.

Катчмер Д. Дао биоэнергетики. Восток – Запад/пер. с английского Н.Г. Шпет. – К.: София, 1998.С.21-104.

Тема 12. Онтология: бытие как центральная проблема философского знания (4 часа)

План семинарского занятия №1

1. Природа онтологического знания. Философский и научный подходы в понимании проблемы бытия.

2. Базовые категории онтологии: «бытие», «небытие», «субстанция», «субстрат», «материя», «дух». Основные варианты субстанциального понимания бытия.

План семинарского занятия №2

1. Материя и ее основные свойства. Формы движения, основные виды и организация материи.

2. Пространство и время как формы существования материи: субстанциальная и реляционная концепции. Философское осмысление феномена времени: проблема соотношения времени и вечности.

3. Проблема самоорганизации материи. Основные идеи синергетики.

Темы рефератов

1. Бытие и небытие: проблема соотношения.

2. Бытие как «Объемлющее».

3. М. Хайдеггер: критика метафизики и возвращение к истокам онтологического мышления.

4. Хрономедицина: основные идеи и принципы.

Ключевые понятия

Онтология, бытие, субстанция, субстрат, сущее, материя, атрибут, структура, система, часть, целое.

 

Цели изучения темы

  • знать основные понятия философской онтологии
  • составить представление об основных характеристиках и соотношении пространства и времени
  • составить представление о проблеме самоорганизации материальных систем
  • уметь различать философский и научный подход к проблемам онтологии

 

Методические рекомендации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: