double arrow

Методические рекомендации


Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Древнеиндийская традиция сохранила большое количество текстов, которое носят характер философских размышлений. Однако древнейшим памятником, который имеет отношение к философской мысли относят самый поздний пласт ведической литературы упанишады (IX – Vвв. до н.э.). В упанишадах были впервые сформулированы основные идеи и понятия индуистской мысли: идея Абсолютного начала (идея Атмана и идея Брахмана), идея перерождения душ - Сансара, идея космического нравственного закона – Кармы, идея истинного познания (соотношение трех видов сознания пракрити – пуруша – майя), идея дхармы. Опираясь на материал учебной литературы, поясните, в чем состоит философский характер указанных идей (См.: Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина. – М.: Гардарики, 2008. С. 36-37; История философии. Запад – Россия – Восток/ под ред. Н. Мотрошиловой. – М.: Т.1.М., 1996. С. 378-429; Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проспект,2003. С. 20-22; Чанышев А.Н. Философия древнего мира: учебник для вузов/ А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. С. 45-48, 54-70).

Развитие философской мысли привело к формированию шести даршан (школ): санкхья и вайшешика, йога и ньяя, миманса и веданта. Это ортодоксальные философские системы. Объясните, что позволяет говорить об ортодоксальности данных школ и каковы те проблемы, которые рассматриваются в каждой из них. Чем эти школы отличаются друг от друга; чем отличается их понимание сущности мира, познания?

К неортодоксальным учениям относят буддизм и джайнизм. Какие идеи упанишад были критически переосмыслены буддизмом?  (См.: Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина. – М.: Гардарики, 2008. С. 37-40; Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проспект,2003. С. 30-34).

Как вы думаете, чем отличается философская мысль Древней Индии от европейской философской мысли?

2. Китайская философская мысль представлена двумя основополагающими учениями – даосизмом (связано с именем Лао-цзы) и конфуцианством (связано с именем Кун-цзы или Конфуция). Хотя второе учение берет за свою основу первое, между ними существует ряд отличительных особенностей.

Для даосизма основополагающим является понятие Дао. Дао не является трансцендентным началом: оно одновременно трансцендентно и имманентно миру. Обратите внимание на то, что отсутствует точное определение данного понятия. Подумайте, с чем это может быть связано? О Дао говорят и как о законе существования всего, как о порождающей все бесформенной силе, как о том, что вечно и присутствует везде. Дао в большей степени событийно: оно порождает все, находится в движении, хотя движение Дао обозначат «обратный ход». Поясните, в чем состоит особенность движения, обозначенного как «обратный ход».




Обратите внимание на особенность мышления Дао: линейному, альтернативному мышлению – «либо то, либо это» здесь противостоит диалектика с ее принципом существования динамичного единства противоположенностей – «и то, и это», причем - «то станет тем». Сами противоположенности здесь не имеют самостоятельного бытия, они относительны и взаимопроницаемы: друг без друга не существуют. Таким образом, мысль о Дао оказывается антагонистичной, противоречивой и парадоксальной.

Движение Дао есть естественный путь, которому следует все в мире. Этому естественному пути должен следовать и человек. Сопричастность человека Дао, как изначальной природе всего, проявляется в дэ –  правильном поведении, высшей добродетели, которой буквально оказывается проникнут человек. В дэ проявляется естественная природа самого человека, связанная с естественным ритмом Космоса а не с желанием собственного эгоистического самоутверждения. Тот, кто следует естественной природе, поступает согласно у-вэй, то есть, действует бездействуя (недеяние), не нарушая естественности: «Премудрый человек пребывает в деле недеяния», «тот, кого называют естественным человеком, свою природу приводит в соответствие с Дао. Поэтому его бытие подобно небытию, его сущность подобна пустоте». Обратите внимание, что знание о естественном пути (цзин), знание Дао понимается как врожденное и «находится» в сердце человека, точнее, питает его сердце и разум. Поэтому, если «совершенное цзин» погибает внутри, обнаруживается это в речах и поступках.



Поясните, что выражает собой понятие «недеяние» в соответствии с представлением о Дао, поскольку невозможно «осуществить недеяние, если не познаешь все взаимоотношения в природе». Обратите внимание на то, что недеяние связано с особым состоянием духа, когда «отдаешься тому, в чем совпадаешь с потоком», с Дао. Подумайте, к какому идеалу жизни стремиться даос, исходя из представлений о Дао и о познании Дао?

Конфуцианство признает существование Дао, но главным для Конфуция и его последователей является вопрос о социальном порядке, правилах совместного общежития, благодаря чему устанавливается порядок и единство в Поднебесной.

Такие вопросы, как роль и деятельность правителя, который воплощает волю Неба, связь правителя и его народа, вопрос о «великом» и «переменном» уделе человека, его природе, вопрос о существующих типах социальных связях, в которых естественным образом находится человек (муж – жена, сын – отец, правитель – подданные), делают конфуцианство в большей степени социально- этическим учением. То есть учением о правильном поведении человека в обществе, о благе всего человеческого сообщества, которое воплощает собой образ Поднебесной.

Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите, какое значение в социальной практике конфуцианство придает ритуалу. Поясните, каким образом ритуализация социальных отношений связана с такой целью, как «возвращение к Дао» (См.: Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина. – М.: Гардарики, 2008. С. 54-56; Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проспект,2003. С.44-45; Чанышев А.Н. Философия древнего мира: учебник для вузов/ А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. С. 123-130). Каково при этом отношение к ритуалу в даосском учении, отводится ли ему первостепенная роль в жизни человека?

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: