Семинарское занятие №2

1. Субстанциальное понимание материи и современные научные представления о ней предполагают, что материя, не обладая каким-то определенным единственным качеством, обладает рядом атрибутов и является своеобразной «системой атрибутов» - пространства, времени, движения, системности, структурности.

Движение, понимается философией как всеобщий и важнейший атрибут мироздания, включающий все процессы изменения (природы, общества, познания). Но само по себе движение достаточно противоречиво. Оно включает в себя моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности. Отсюда – проблема описать его на языке логики, описать противоречивость объекта формально непротиворечивым образом. В частности с этой проблемой столкнулись элеаты. Так знаменитые апории Зенона раскрывают, что движение не обладает истинным бытием, поскольку мыслить его можно только привлекая категорию покоя. Вспомните, какова была гносеологическая позиция элеатов, какое мышление о предмете они рассматривали как истинное и почему?

Постичь сущность движения как особого диалектического процесса, а именно таким предстает движение, можно лишь через синтез противоположенных мыслительных определений (диалектическое мышление). Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите с позиций диалектического понимания сущность движения как фундаментального свойства мироздания в целом. Поясните, что представляет собой движение как атрибут материи (представлением о всеобщей связанности и процессуальности мира) и какие процессы и изменения движение включает в себя.

Существующие материальные объекты могут быть как просто, так и сложно устроены, могут быть включены в состав образований более высокого уровня. Это ставит вопрос об организации материальных объектов и систем, а именно вопрос о соотношении «целого» и «части». Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите значение данных понятий и их соотношение. Поясните, почему данные понятия не раскрывают всю сложность организации материальных объектов и почему это оказалось возможно в рамках системного подхода. Рассмотрите внутреннюю классификацию целостных материальных систем. (См. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 458 - 471).

Исходя из представления о типах материальных систем, уровнях структурной организации материи обратите внимание на формы движения матери, выделенные Ф. Энгельсом, сравните их друг с другом: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальные формы движения.

2. Пространство и время определяются как формы существования материи. Опираясь на учебную литературу, охарактеризуйте основные свойства пространства и времени. Поясните, как раскрывается связь пространства и времени в субстанциальной и реляционной концепции. Рассмотрите философское значение теории относительности.

Время и пространство тесно связано со структурной организацией материи. Речь идет о специфичном проявлении времени и пространства в микромире, живой природе и социальной действительности. Обратите внимание и сравните между собой биологическое, субъективно-психологическое переживание времени, социальное (историческое) пространство-время.

Философское понимание времени оказывается связано с так называемым духовно-экзистенциальным временем (См.: Аврелий Августин. Время и жизнь/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 394-398), которое весьма опосредованно связано с внешней активностью человека и процессами, происходящими в окружающем человека мире. Поясните, что в этом случае представляет собой время, о чем оно нам говорит?

Для философского осмысления важно и прояснение отношения вечности и времени. Поясните, почему и как вечность обнаруживается в качестве истинного времени, что помогает отнестись к ней, увидеть ее (См.: Бердяев Н.А. Время и вечность/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 450-460)? Как само время оказывается тем, что способно хранить в себе вечность, бытие (См..:Хайдеггер М. Бытие и время/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 472-481)?

3. Понятие «самоорганизация» отражает процессуальность материальных систем на всех уровнях структурной организации материи и тесно связано с понятием «системности». Обращаясь к учебной литературе, поясните сущность принципа самоорганизации материи, его связь с представлением о процессах, протекающих в открытых системах. Что такое «открытая система»? Поясните такое свойство открытых систем как нелинейность. Какая дисциплина занята изучением открытых нелинейных систем, какие задачи она решает? (См.: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания/ В.М. Найдыш. - М.: Гарадарики, 1999. С. 420-427; Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса/Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 492-503). Какое значение для процесса самоорганизации открытых систем имеет хаос, и какова роль случайности в данном процессе? Рассмотрите такие понятия, как «диссипативные структуры», «точки бифуркации», «флуктуации». Как с помощью этих понятий описывается процесс самоорганизации? Как при этом преодолевается противоречие между детерминированным и случайным?

Поясните мысль И. Пригожина о том, что «искусственное может быть детерминированным и обратимым. Естественное, в свою очередь, непременно содержит элементы случайности и необратимости».

Новое понимание процессов самоорганизации, представленное в синергетике, подводит нас и к новому пониманию мира: чем новый взгляд на мир отличается от традиционного?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: