Семинарское занятие №1

1. Следует иметь в виду, что философское осмысление мира в целом связано с прояснением того, что делает возможным существование множества вещей и явлений (или сущего). Иначе говоря, задавая вопрос: что лежит в основе мира, философ спрашивает о том, что есть то ОДНО, скрепляющее МНОГОЕ; то, что не возникает и не исчезает, что есть как непреходящая, устойчивая основа всего мира. Со времен античности это основание принято обозначать как БЫТИЕ. Почему и как возможно говорить о бытии, понимая, что бытие и конкретно существующий мир (сущее) это не одно и то же?

Обратите внимание и поясните следующие характеристики бытия: неподвижность, самодостаточность, неизменность, целостность. Подумайте, в чем отличие понятия «бытие» от понятий «действительность», «реальность». Как можно объяснить то, что категория «бытие» оказывается слишком абстрактна, но вместе с тем она является центральной категорией онтологии и фундаментальной философской категорией? (См.: Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.: Омега, 2006. С. 56-64, 89-91).

Обратите внимание на гносеологическое значение категории «бытие». Наука, изучая мир, идет вслед за философской онтологией: наука оказывается предметно ограничена в своем исследовании, поэтому формируются лишь локальная картина мира; научные взгляды постоянно меняются; интеграция разных отраслей научного знания происходит медленно. В связи с этим поясните, значение метафизического (философского), как более фундаментального рассмотрения мира? Почему категория «бытия» становится для человека исходной предпосылкой предельного размышления о мире, и вне этой категории оказывается невозможно само познание мира?

Необходимо помнить, что научный опыт познания мира связан с эмпирико-теоретическим постижением всего существующего; философия – это, прежде всего, опыт мысли. Именно мысль открывает реальность бытия, как первоначала всего. Это обстоятельство, однако, не отменяет взаимодействия философского и научного знания о мире. Иначе говоря, наука дает представление о «горизонтальном» срезе мира (плоскость базисных слоев существующей реальности), философское мышление обращено к пронизывающей собой все слои реальности первооснове, которая может быть рассмотрена как «вертикальное» измерение мира.

2. В силу своеобразной «неконкретности» понятие бытие приобретает свое конкретное содержание, качественную определенность, раскрываясь через отдельные категории онтологии.

Обращаясь к философскому словарю, рассмотрите следующие категории онтологии: «небытие», «субстанция», «субстрат», «материя». Субстанциальный подходи в понимании сущности бытия занял центральное положение в онтологии. Проблема субстанции связана с выяснением того начала, из которого состоит все сущее (отождествление субстанции с субстратом как основы многообразия сущего); того, что является своеобразным производящим началом себя самого и всего (субстанция как то, что творит, что производит все – «перводвигатель»); того, что есть всегда как нечто неизменное, вечное.

Фундаментальной интерпретацией категории «субстанции» в истории философии является ее отождествление с идеальным или материальным началом. Рассмотрите, с чем связывают понятие «материя» и «дух» в учебной литературе. Какие концепции материалистического и идеалистического типа выделяют в философском знании?

Обратите внимание на то, что диалектико-материалистическая традиция задает субстанциональное понимание материи как «объективной реальности», включающей в себя образования от микро- до мегамира. В этом случае характеристики субстанции, (активность, становление) переносятся на понятие материи, что приводит к пониманию изменчивости и развития мира, возможности существования бесконечного многообразия видов, форм и состояний материи. Поясните, почему материалистический подход к проблеме бытия оказался близок научному пониманию мира?

Необходимо отметить, что сегодня можно говорить о сложности взаимосвязи идеального (духа/сознания) и материального. Рассмотрите и сравните следующие виды этой связи: актуальный (связан с субстратной, вещественной и квантово-полевой основой сознания); потенциальный (природа содержит в себе в виде возможности сознание) и диспозиционный (аксиологический аспект существования природного мира). (См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 431-437).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: