Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Прокомментируйте следующее высказывание В. Зеньковского: «Католицизм наполняет Чаадаева воодушевлением, энтузиазмом, - но вовсе не в своей мистической и догматической стороне, а в его действии на исторический процесс на Западе». Сравните это с размышлениями П.Я.Чаадаева: «На Западе все создано христианством…. Несмотря на всю неполноту, несовершенство и порочность, присущие европейскому миру… нельзя отрицать, что Царство Божие до известной степени осуществлено в нем». Можно ли говорить о том, что П.Я.Чаадаев был западником? Если «да», то в чем особенность его «западничества»?

2. Прокомментируйте следующие высказывания: «Не закопал Запад в землю талантов, данных ему от Бога! Россия признает это, как всегда признавала. И сохрани нас Бог от умаления заслуг другого. Это худое чувство… Россия чужда этому чувству и свободно отдает справедливость Западу» (К.С. Аксаков); «Все споры о превосходстве Запада или России, о достоинстве истории европейской или нашей и тому подобные рассуждения принадлежат к числу самых бесполезных, самых пустых споров» (И.В. Киреевский). Как отразилось в них славянофильское понимание отношения между Западом и Россией?

3. Прокомментируйте следующие высказывания В.Соловьева: «постепенное одухотворение человека через внутреннее усвоение и развитие божественного начала образует, собственно, исторический процесс человечества»; «космический процесс оканчивается рождением натурального человека, а за ним следует исторический процесс, подготавливающий рождение человека духовного». Раскрывают ли они сущность идеи Богочеловечества?

4. Как Вы считаете, можно ли говорить о различии в понимании идеи гуманизма русской и западной философскими традициями?

5. Перечислите и охарактеризуйте ценности, ставшие базовыми для славянофильства и западничества.

6. Как связаны между собой идея христианского гуманизма и антроподицея?

7. Сопоставьте понятия «индивидуализм» и «персонализм», опираясь на представления Вл. Соловьева и Н.А. Бердяева. В чем состоит принципиальная разница между персонализмом и индивидуализмом, почему они не могут быть синонимами друг друга?

8. Каково значение категории «всеединство» для русской философской традиции?

9. Объясните, почему русские дворяне, изучающие философию стали именовать себя не философами, а «любомудрами» (речь идет о кружке «московских любомудров», возглавляемого кн. В.Ф. Одоевским и Д.В. Веневитиновым)?  

10. Объясните, почему Герцен хотел избежать капиталистического развития для России?

11. Кого и почему А.И. Герцен называл вооружено спящим «средневековым рыцарем, караулившим Богородицу»?

12. Поясните, почему, по мысли славянофилов, на Западе «душа убывает»?

13. В чем состоит, по мысли Соловьева, историческая миссия России?

Тест для самопроверки

1. К представителям славянофильства не относятся

  1. Н.Г. Чернышевский
  2. И.В. Киреевский
  3. А.И. Герцен
  4. В.Г. Белинский
  5. Н. Я. Данилевский

 

2. Основополагающим для религиозно-философского учения А.С. Хомякова является понятие _____________________.

 

3. В.С. Соловьев является автором

1. «Чтений о Богочеловечестве»

2. «Апологии сумасшедшего»

3. «России и Европы»

4. «Самопознания»

5. «Смысла любви»  

 

4. Одним из самых ярких критиков Прудона и идей, которые он пропагандировал был

  1. А.И. Герцен
  2. Вл. Соловьев
  3. А.С. Хомяков
  4. В.Г. Белинский
  5. Т.Н. Грановский

 

5. Первое философическое письмо П.Я. Чаадаева было опубликовано в журнале

  1. «Европеец»
  2. «Отечественные записки»
  3. «Современник»
  4.  «Московский наблюдатель»
  5. «Телескоп»  

Укажите ценности, характеризующие «кушитство» как одну из движущих сил истории, по мысли А.С. Хомякова

  1. безличность
  2. мир
  3. война
  4. рассудочность
  5. творчество
  1. необходимость

 

7. Автором проекта вселенской теократии в истории русской философской мысли является

  1. А.С. Хомяков
  2. П.Я. Чаадаев
  3. Ф.М. Достоевский
  4. В.С. Соловьев
  5. С.Н. Булгаков

 

8. Подлинной формой социализма для Герцена был____________ социализм.

 

9. Проблема свободы и смысла творчества является центральной в философии

  1. П.Я. Чаадаева
  2. М.А. Бакунина
  3. И.А. Ильина
  4. Н.А. Бердяева
  5. И.В. Киреевского

 

10. Создателем учения о «цельном знании» в русской философии считают

  1. И.В. Киреевского
  2. П.Я. Чаадаева
  3. Ю.Ф. Самарина
  4. К.С. Аксакова
  5. А.И. Герцена

 

11. «Первой попыткой» русского самосознания, «первой самостоятельной у нас идеологией» Н.А. Бердяев называл философские идеи

  1. славянофилов
  2. западников
  3. народников
  4. почвенников
  5. евразийцев

 

Основная учебная литература

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 709 – 752; 778 – 803.

Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории/ Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская.- М.: Аспект Пресс, 2000. С. 65-114; 255-283.

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 257 – 388.

 

Дополнительная литература

Бердяев Н.А. Русская идея. М.,1999. 225 с.

Бердяев Н.А. Самосознание: Сочинения/ Н.А. Бердяев. – М.: ЭКСМО – Пресс, 1999. С.11-248.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2ч..Р-на-Д., 1999.

Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве/ В.С. Соловьев. - М.: АСТ, 2004. С. 3-250.

Соловьев В.С. Оправдание добра/ В.С. Соловьев. - М.: Республика,1996. С. 75-155; 432-451.

Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии/ Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Слово, 1996. С. 149-161.

Сто русских философов: Библиографический словарь/ Сост.: А.Д. Сухов. - М.: ТЕРРА; Республика, 1999.

Франк С.Л. Русская философия, ее характерная особенность и задачи/ Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Слово, 1996. С 205-213.

В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX вв. В 2ч.Ч.1. - М.,1994.

Рашковский Е.Б. Три оправдания: стержневые темы философии Вл. Соловьева 1890-х годов// Вопросы философии. – 2001. -.№6.

Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье// Вопросы философии. - 2003. - №5.

Порус В.Н. В. Соловьев и Л. Шестов. Единство в трагедии// Вопросы философии. – 2004. -№2.

Флоровский Г. Из прошлого русской мысли/ Г. Флоровский. – М.:АГРАФ,1998. С. 31-52; 74-87.

Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева// Вопросы философии. – 1994. -  №6.

Матюхин А.В. Общественная мысль в России XIX – начала XX века// Социо-гуманитарные знания. – 2009. - №3.

О. Игнатий Крекшин. В разломе бытия. Прологомены к антроподицее позднего Л.С. Франка// Вопросы философии. – 2006. - №8.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Бердяев Н.А. О назначение человека/ Н.А. Бердяев. - М.: Республика, 1998. С. 37-85.

Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения/ Н.А. Бердяев. – М.:ЭКСМО-Пресс,1999. С.11-240.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 803-840.

Ко 2 реферату

Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье// Вопросы философии. - 2003. - №5.

Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии/ Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Наука, 1996.С. 149-161.

Флоровский Г. Из прошлого русской мысли/ Г. Флоровский. – М.:АГРАФ,1998. С. 74-87.

К 3 реферату

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 376 - 383.

Евлампиев И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека// Вопросы философии. – 2002. - №2.

Мареева Е.В. Творчество Ф.М. Достоевского в зеркале философии Л. Шестова// Вопросы философии. – 2007. - №3.

К 4 реферату

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2т. Т.2./ В.В. Зеньковский. – Р-н-Д.: Феникс,1999. С. 368-378.

Шестов Л. Апофеоз беспочвенности/ Л. Шестов. – М.: АСТ, 2004. С. 3-221.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 840-868.

К 5 реферату

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2т. Т.2./ В.В. Зеньковский. – Р-н-Д.: Феникс,1999.С.147-165;С.296-299.

Сидорина Т.Ю. Кризис ХХ века. Прогноз русских мыслителей/ Т.Ю. Сидорина. - М.:ГУ ВШЭ, 2001.С.23-31.

К 6 реферату

Плимак Е.Г., Сабурова Т.А. «Русская идея» Н. Бердяева как наследие русской интеллигенции?// Вопросы философии. – 2006. - №9.

Кива А.В. Тернистый путь к самопознанию// Общественные науки и современность. – 2008. - №4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: