double arrow

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля. В своем содержании имеет процесс своего же собственного развития в виде последовательного движения от абстрактных определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

Агностицизм – филос. учение, утверждающее непознаваемость мира в его сущности.

Антиномии – исключающие друг друга равно доказуемые суждения

 

Антроподицея (букв. оправдание человека) – содержание нек-рых религиозно-философских учений, пытающихся объяснить противоречие между богоподобием человека и наличием несовершенства и зла в нем и от него, выявляющих пути исправления человека.

 

Антропологический материализм – материалистическое представление о мире, в котором человек предстает как венец творения, результат эволюционного развития.

Антропосоциогенез – процесс происхождение и развитие человека в его связи с процессом его общественного развития

 

Антропоцентризм – позиция, согласно которой человек является центром мироздания. Антропоцентризм предполагает рассмотрение и истолкование мира через человека и его существование.

Априорные формы познания – в философии И. Канта, доопытные формы познания, носящие всеобщий и необходимый характер – время и пространство. Априорные формы организуют познавательный процесс, придавая ему объективный характер.

Архэ – термин др.-греч. философии, означавший первоначало, первопричину существования всего.

Атман – безначальное и непреходящее духовное начало в человеке, постоянная сущность Я, его «духовное ядро».

 

Атрибут – то, что необходимым образом присуще субстанции; существенное свойство объекта, без которых его нельзя помыслить

 

Богочеловечество -  одно из ключевых понятий рус. религиозной философии. Богочеловечество для В.С. Соловьева связано с проблемой человека, который рассматривается как соединение Божества с материальной природой. Задача духовного человека заключается в подчинении природного Божественному, в стремлении к внутреннему единству с Богом путем отрицания в себе эгоистической воли, самости. В Боге для человека открывается всеединство, абсолютная полнота бытия, утерянная в результате грехопадения.

Бытие – филос.понятие обозначающее наличие явлений и предметов – самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Проблемы бытия изучает филос.дисциплина онтология.

 

Бессознательное – представляет собой самостоятельную, независимую сферу человеческой психики, хотя и непрерывно взаимодействующую с сознанием. Бессознательное способно ассимилироваться сознанием лишь в символических формах, т.е. в том виде, в каком оно предстает в сновидениях, творчестве и традиционных мифологических образах. К.Г. Юнг представляет бессознательное как нечто специфическое и творческое, как некую психическую перводействительность, главный источник свойственных всем людям основных мотивов и архетипов переживания, как источник творческой фантазии духа.

 

Биоэтика – комплексная область познания, для которой главной ценностью и предметом исследования является жизнь как таковая (жизнь как особый феномен). Для биоэтики жизнь – это самоценность, поэтому необходимо искать новые формы и методы (в медико-клинической практике) сохранения жизни.

 

Брахман – абсолютное первоначало бытия и глубинное содержание всех мировых феноменов

Веды – тексты индийской культуры, включающие в себя собрание священных гимнов, жреческих и магических формул, а так же пояснения и их интерпретацию.

Вера – глубокое, искреннее принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. Вера затрагивает и разум, и эмоции

Верификация – установление истинности или эмпирической осмысленности научных утверждений.

Всеединство – философская категория, означающая принцип совершенного единства множества, которому присущи полная органическая взаимопроникнутость и в то же время взаимораздельность всех его элементов.

 

Гуманизм – система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье, а так же утверждение способности человека к нравственному самосовершенствованию.

Глобальные проблемы – комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а так же отдельные регионы и страны.

Гносеология – (учение о познании), раздел философии, в котором рассматриваются особенности процесса познания человеком мира.

Дао -скрытый закон мироздания, путь существования мира, порождающая сила всего.

 

Дедукция – умозаключение, опирающееся на логические законы, благодаря следованию которым возможен переход от общего положения к частным.

 

Деонтология – врачебная этика; комплекс нравственно-этических норм, которые лежат в основе отношений врач-пациент.

 

Демаркация – проблема демаркации связана с вопросом о критериях, позволяющих отличить и отделить знание от мнения или веры, науки от псевдонауки.

 

Диалектика – филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным и единственным источником всякого движения и развития.

Диалектический материализм

Долг – в этическом учении Канта нечто безусловное и смаодостаточное; чувство долго непознаваемо в своих истоках. Это свободное самопоринуждение воли к безусловному нравственному закону (категорическому императиву). Присутствие в себе нравственного закона человек ощущает как веление долга.

 

Дэ – добродетель, которая проявляется в человеке как следствие его единства с Дао

Заблуждение – эпистемологическая характеристика знания, выражающая его относительный и ограниченный характер

Западничество – направление в русской общественной мысли, связанное с проблемой исторической судьбы России. Западники, по замечанию В. Соловьева, «стояли на том, что великие преимущества даром не даются и что когда дело идет не о внешнем только, но и о внутреннем духовном и культурном превосходстве, то оно может быть достигнуто только усиленною культурною работаю, при которой невозможно обойти общих условий всякой человеческой культуры, уже выработанных западням развитием». Именно в этом состоит одна из особых черт западничества, отличающих его от славянофильства.

Знание – результат процесса познания, обычно выраженный в языке или какой-либо знаковой форме.

Идеализация в научном познании – выступает в качестве допустимого и необходимого упрощения, которое позволяет исключить из рассмотрения те свойства и связи изучаемых объектов, учет которых затруднил бы усмотрение естественных закономерностей. Данное мысленное преобразование позволяет выйти за пределы собственно эмпирического рассмотрения и подняться на уровень теоретического описания.

Идея – в философии Платона – это форма, вид, природа, образ; вневременная сущность, динамическое и творящее начало существующего.

Индукция - умозаключение, ведущее от единичных утверждений к общим. Индуктивное умозаключение опирается на фактические основания.

Императив – «правило, которое характеризуется долженствованием, выражающим объективное принуждение к поступку»: императив носит объективный и обязательный для всех людей характер; определяется разумом. Императивы практического разума делятся на гипотетические и категорические. Последние является априорным и необходимым предписанием поведения человека и не может обладать субъективной значимостью.

 

Интеллигибельность – филос. термин, обозначающий постижение только умом, недоступное чувственному познанию. В платонизме понимается как мир идей, усматриваемых только умом.

Иррационализм – философская концепция, отрицающая возможность рационального познания действительности или ограничивающая такую возможность. Обычно иррационализм утверждает алогичный и иррациональный характер самой действительности.

 

Истина – гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной, если она соответствует своему предмету, представляет его таким, каков он есть на самом деле.

 

Карма – от «делать», «совершать», «поступок»; формирующая сила жизни человека, связанная с личной ответственностью за собственные деяния в прошлых жизнях и воплощениях.

Картезианство – совокупность положений учения Р. Декарта и его последователей.

Категории - наиболее общие фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления. Категориальная структура представляет собой систему координат мышления. Такая структура обеспечивает единство и целостность мышления.

Коммуникация – в широком смысле, сообщение. С точки зрения К. Ясперса «объективная» коммуникация обусловлена любого рода общностью между людьми (общие интересы, общая культурная принадлежность); «экзистенциальная» коммуникация имеет место в ситуации общения двух «самостей».

Креационизм – учение о сотворении мира Богом актом своей воли из ничего.

Культура – универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий своими закономерностями существования.

 

Логос – разумный принцип, управляющий миром, благодаря которому сохраняется единство и порядок в мире. Логос выражает собой одновременную власть меры и закона.

Максима – субъективное основа поведения человека; максимы связаны с субъективным желанием человека. Кант связывает максиму с чувствами.

Майевтика – метод, которой применял Сократ наряду с иронией («сомнение» и «опровержение») в процессе совместного диалога, помогая собеседнику избавиться от противоречий и заблуждений и обрести истинное знание.

Майя – сила и результат космической иллюзорности, на уровне субъективной рецепции ей соответствует неведение (авидья) относительно истинной природы вещей.

Материя – одно из наиболее многозначных философских понятий. Под материей могут понимать: 1) то, что составляет «данный в ощущениях мир»; то, определяющими характеристиками чего является протяженность, масса, вес, движение, непроницаемость и т.п.; 2)физическое, телесное или не-духовное; 3) то, что дано в опыте как противоположенное даваемому умом; 4) то, из чего нечто состоит; то, из чего вещь возникает или создается; 5) то, что в соединении с формой конституирует индивидуальное, частное противопоставляемое универсальному.

 

Материя и форма (в философии Аристотеля) -материя-начало всего чувственно воспринимаемого, это недетерминированная потенциальность предметного мира. Материя становится чем-то определенным, принимая некоторую форму, оформляясь. Форма есть то, что определяет и реализует материю.

Материализм – согласно этой идеи, материя является изначальной и фундаментальной составляющей универсума; только данные в ощущениях сущности и процессы реальны; универсум не управляется неким рассудком, целью или причиной; все строго причинно обусловлено материальными процессами, а умственные процессы всегда причинно обусловлены материальными причинами.

 

Метафизика – 1) синоним философии вообще, 2) определенный способ мышления, противоположенный диалектике как своему антиподу, отрицающий качественное саморазвитие через борьбу противоположенностей.

Метод – совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.

 

Методология – система методов, применяемых для получения научного знания, и общие принципы, которые направляют научное исследование.

Механицизм – теория, в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов; каждое явление представляет собой результат существования материи, находящейся в движении, и может быть объяснено на основе законов этого движения; природа, человек, общество подобно машине, функционирование которой автоматически обеспечивается функционированием ее частей.

Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Миф – представленный в вербальной форме феномен архаического, преимущественно пространственно-образного мышления.

Мокша – высшая из целей человеческого существования, означающая избавление индивида от страданий и будущих перевоплощений (сансара).

 

Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Натурфилософия эпохи Возрождения развивалась главным образом на основе пантеизма и гилозоизма (учение о всеобщей одушевленности материи). Широко использовался принцип тождества микро- и макрокосма, а понимание природы в это время включало астрологические и алхимические представления.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Научная революция – этап развития науки, который характеризуется полной или частичной заменой одной парадигмы (исследовательской стратегии) на другую в результате конкурентной борьбы между множеством альтернативных парадигм.

 

Нирвана – угасание, успокоение как достижение «безусловной свободы от всех зависимостей»

Номинализм - философское направление средневековой философии, признающее реальность лишь единичных вещей. Универсалии (общие понятия) же существуют не в действительности, но лишь в мышлении человека.

Ноумен/«вещь в себе» -скрытая сущность вещи, которая не может быть адекватно отражена в наших знаниях.

Объект – в широком смысле то, на что направлено индивидуальное или коллективное сознание. После И. Канта объектом называют то, что противостоит субъекту, его сознанию как часть внешнего мира.

Онтология – учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Предметом рассмотрения онтологии являются познаваемые, постижимые аспекты бытия – вопросы о способах и структуре бытия, о модальном и категориальном строении.

Отчуждение – отношение между субъектом и какой-либо его функцией, качеством, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства.

 

Панлогизм – учение, согласно которомумир есть актуализация разума, процесса мышления.

 

Пантеизм – философское учение, отождествляющее понятие «Бог» и «природа», объединяющее их в единое целое. Основой всех типов пантеизма является отрицание сущностного различия между Богом и миром.

Позитивизм – филос. направление подчеркивающее ценность положительного научного знания, отдающее предпочтение эмпирическим методам познания.

 

Постмодернизм – широкое культурное течение в чью орбиту попадают философия, эстетика, искусство и наука. Субъект перестает рассматриваться как центр системы представлений и источник творчества, его место занимают бессознательные языковые структуры. Для постмодернизма характерен маргинализм, описательность, безоценочность, толерантность, открытость; отказ от антропоцентризма, европоцентризма и этноцентризма.

 

Практика – материальная, чувственно-предметная деятельность человека. В марксизме практика предстала как конечный критерий Итины. Это связано с идеей о том, что процесс познания не способен сам по себе обеспечить удовлетворительное обоснование открываемых истин и что для этого требуется выход за пределы теории в сферу практической, предметной деятельности.

Провиденционализм – истолкование истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога.

Противоречие – взаимодействие противоположенных, взаимоисключающих сторон явления, находящихся одновременно во внутреннем единстве, которое выступает источником самодвижения и развития. Всякое развитее связано с возникновением противоречий, их разрешением и возникновением новых противоречий.

 

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

Рационализм – направление в эпистемологии, считающее разум единственным источником истинного познания.

 

Рациональный – постижимый с помощью разума, разумно обоснованный, целесообразный; осуществляющийся или существующий благодаря разуму.

Реализм – философское направление средневековой философии, признающее объективность существования универсалий (общие понятия). Их независимость от сознания человека.

 

Религия – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы.

 

Рефлексия – способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Данная способность является важнейшей отличительной особенностью человека как разумного существа.

 

Самопознание – познание человеком самого себя. Философия усматривает в нем условие всякой добродетели, начало или центр человеческой мудрости. Для Гете самопознание возможно только «при помощи действия». «Пытайся выполнить свой долг – и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено».

 

Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности. Самосознание связано с тем, что человек выделяет себя из окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий.

Силлогистика – логическая теория дедуктивных рассуждений, построенная Аристотелем.

Славянофильство – направление русской общественной мысли. Его приверженцы делали упор на самобытном развитии России, ее религиозно-историческом и культурно-национальном своеобразии.

Снятие – преобразование, в котором наличные формы устраняются, но вместе с тем сохраняют свое значение как подчиненные моменты новой целостности.

 

Соборность – автором данного понятия является А.С. Хомяков, который связывал его с «духом общинности» как «свободным единством в любви». Соборность является неотъемлемой чертой Церкви, как богочеловеческого организма, теряя сборную природу, сообщество верующих перестает быть Церковью. Через соборность Церковь являет себя как единая «коллективная личность».

Сознание – одно из основных понятий философии, обозначающее высший уровень духовной активности человека. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности сознанием предвосхищает практические действия, придавая им целенаправленный характер. Объективный мир отражается в виде мыслей, идей, ценностей. Сознание включает ценностный аспект, в котором выражается избирательность сознания.

 

Софизм – рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению.

Социальная философия – раздел философии, посвященный рассмотрению качественному своеобразию общества, его законов, развития, логики социальных процессов. Доминантной характеристикой С.Ф. можно считать установление норм общественной жизни, а не рассмотрение ее в конкретной действительности.

Социальное – отражает взаимообусловленность и неразрывное единство людей, с одной стороны, и надындивидуальных структур социальной статики и динамики, с другой.

Социобиология – наука, изучающая все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии.

 

Спекулятивный – умозрительный, не основанный на опыте.

Становление – постоянное, охватывающее все изменение. Описание мира как становления предполагает особую систему категорий.

 

Субстанция – то, что лежит в основе всего; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря чему-либо; предельное основание, дающее возможность сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

 

Субстрат – общая основа многообразных явлений; основа общности или сходства однородных явлений.

 

Субъект – индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности.

 

Сущее – категория онтологии, употребляется в современной философии для обозначения как всей совокупности имеющихся наличных вещей, явлений, так и каждой отдельной вещи. Иногда употребляется как синоним «бытия», иногда как нечто противоположенное бытию.

 

Теодицея – обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать/оправдать идею абсолютности и совершенства Бога с наличием мирового зла.

Теология – спекулятивное учение о Боге, основывающееся на Откровении, запечатленном в сакральных текстах. Теология сформировалась как способ рационального осмысления и защиты понимания «Слова Божьего».

Теоретическое и эмпирическое – принятое разделение научного знания и методов науки на два уровня. Эмпирическое знание – это знание о чувственно воспринимаемых объектах и свойствах. Теоретическое знание непосредственно относится к идеализированным, абстрактным объектам, представляющим в чистом виде глубинные, существенные стороны и свойства изучаемых объектов.

 

Теоцентризм – характерная черта средневекового мировоззрения и мышления, связанная с понимание того, что единственным источником, определяющим и направляющим существование всего сущего, является Бог.

Типы научной рациональности – характеризуют определенный способ научной деятельности, представленной как отношение «субъект – средства исследования – объект».

Трансцендентное – то, что выходит за пределы возможного опыта, находящееся по ту сторону познания.

 

Трансцендентальное – в философии И. Канта связано с априорными формами познания, благодаря которым создаются условия познавательной деятельности, и осуществляется познание

 

Трансцендентальный субъект – в философии И. Канта, это своеобразная «модель» человека как познающего субъекта, включающая в себя априорные формы познания.

 

Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

У-вэй – недеяние; путь недеяния связан со следованием за естественным путем самого Дао, его непреднамеренности действий.

 

Фальсификация – эмпирическое опровержение, процедура установления ложности гипотезы или теории путем эмпирической проверки.

Феномен/«вещь для нас» - вещь как она нам является в процессе познания, благодаря трансцендентальным условиям познания

Философия жизни – течение в философии конца XIX – начала ХХ века, выдвигающее в качестве исходного понятия «жизнь» как основу мира вместо абстрактных и неопределенных понятий «материя», «бытие» и «дух».

 

Философия истории – раздел философского знания, в центре которого осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания.

 

Философская антропология – раздел философского знания, рассматривающий сущность и сущностную структуру человека; его происхождение, а так же основные законы его существования.

 

Философская рефлексия – размышления о предельных основаниях человеческой культуры, о смысле человеческого существования. Рефлексия в широком смысле слова есть способность человеческого мышления к критическому самоанализу, что оказывается важнейшей отличительной особенностью человека как разумного существа. Благодаря рефлексии возможно вскрывать и устранять человеческие предрассудки и заблуждения в различных жизненных сферах.

 

Формация общественно-экономическая – исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень его развития.

Цивилизация – 1) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену «первобытному варварству»; 2) совокупность организационных средств, посредством которых люди стремятся достичь общественных целей, заданных универсалиями культуры; 3) уникальный и самодостаточный общественный организм.

Экзегетика – толкование текста; в эпоху средневековья практика толкования сокровенного смысла текста Священного писания.

Экзистенция – филос.понятие, обозначающее конкретное бытие, существование в его фактичности. Экзистенциальный – относящийся к существованию, ссылающий на него.

Эмпиризм – одно из направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является чувственный опыт, а мышление лишь комбинирует полученный в результате опыта материал.

 

Энтелехия – в философии Аристотеля: форма, осуществившаяся в материи, активное начало, превращающее возможность в действительность.

Эристика – характерное для практики софистов искусство словесной тяжбы, где спор есть самоцель.

Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человечества.

 

Я – фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. «Я» не есть субстанциальная данность, но конституируется лишь в «отношении с Ты». Именно «опыт Ты» как восхождение к открытости общения вплоть до признания Другого равным участником диалога и как основа «открытости и свободного перетекания Я в Ты» является основополагающим для становления подлинного Я.

 

 

                                                                                                         


[1] Для человека с мифологическим мировоззрением, как отмечает М. Элиаде, мир – Космос «живет» и «говорит». Сама жизнь Космоса является доказательством его сотворения богами и боги являются человеку через саму жизнь мира. Именно поэтому на определенной стадии развития цивилизации человек начинает осознавать себя как микрокосм. Он – «часть Сотворенного богами; иначе говоря, он обнаруживает в себе то «святое начало», которое он приписывает Космосу. Из этого следует, что его жизнь аналогична космической жизни, которая в свою очередь становится прообразом человеческого существования».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: