Методы обучения — это пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально-боевых и психологических качеств. Каждый метод состоит из взаимосвязанных элементов, которые принято называть приемами обучения.
Следует различать методы и приемы обучения. Приемы — это отдельные детали, составные части методов. Так, например, демонстрация изучаемого действия по разделениям или в целом — это приемы метода показа; изложение порядка выполнения элемента — это прием метода рассказа. В большинстве случаев несколько методов обучения применяются в сочетании, например: показ с рассказом, объяснение — с упражнением. В том или ином сочетании один из методов играет ведущую роль, а другие — подчиненную.
В строевом обучении в основном применяются следующие методы:
— устное изложение учебного материала;
— показ;
— тренировка;
— самостоятельное изучение приема или действия.
Устное изложение в строевом обучении, как правило, применяется при объяснении, которое чаще всего сочетается с показом (демонстрацией) изучаемых приемов и действий.
|
|
Показ представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у обучаемых создается наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления о приемах и действиях. Одной из разновидностей метода показа является демонстрация.
Показ может быть: личный; с помощью специально проинструктированных обучаемых; в ходе показных занятий и при демонстрации учебных кинофильмов.
Для успешного применения руководителем метода показа необходимо:
— глубоко знать учебный материал, уметь мастерски выполнять разучиваемые приемы и действия;
— выдерживать установленный темп исполнения приема или действия;
— умело использовать ракурс, под которым обучаемые видят исполняемые руководителем прием или действие.
Тренировка — это многократное, сознательное и усложняющееся повторение определенных приемов и действий с целью выработки и совершенствования у обучаемых навыков и умений.
На строевых занятиях, особенно в ходе тренировок, необходимо соблюдать выдержку и терпение. Повышенный тон, окрики и раздражение командира подавляют волю и инициативу ученика. Он еще больше теряется, спешит и допускает более серьезные ошибки.
В процессе обучения учитель должен добиваться, чтобы в повторении материала активно участвовали все ученики. Объяснение приема или действия должно быть кратким, четким и ясным, как и сам прием. Каждая часть объяснения должна сопровождаться практическим показом.
|
|
Большое значение в строевой подготовке имеет умение четко и громко подавать команды. Нечетко поданная команда затрудняет ее выполнение, а неправильно поданная — приводит в замешательство или к невыполнению приема.
Предварительная команда должна подаваться отчетливо и протяжно, чтобы обучаемые поняли, каких действий от них требует командир.
Исполнительная команда должна подаваться после паузы отрывисто и энергично. Исполнительную команду никогда не следует затягивать, так как это приводит к ненужному перенапряжению обучаемых и нечеткости в действиях.
Перед подачей команды или отдачей приказания командир обязан принять положение «смирно». Это воспитывает у учеников дисциплинированность и уважение к строю.
Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности:
— ознакомление с приемом;
— разучивание приема;
— тренировка.
Для ознакомления с приемом командир должен:
— назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется;
— подать команду, по которой выполняется прием;
— показать строго по Строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе — по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения.
На ознакомление с приемом должно затрачиваться минимальное время.
В зависимости от сложности строевого приема разучивание его может проводиться:
— в целом, если прием несложный;
— по разделениям, если прием сложный;
— с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются.
Для ознакомления с приемом руководитель занятия образцово показывает обучаемым порядок его выполнения в целом, а затем по элементам (по разделениям), попутно объясняя свои действия.
Изучение каждого элемента приема или действия (если прием сложен по выполнению) также начинается с показа и краткого объяснения.
При показе у обучаемого создается зрительное представление о строевом приеме или действии (его элементах), поэтому показ должен быть безупречным.
Приемы и действия, показанные четко, правильно и красиво, всегда производят на обучаемых большое впечатление и вызывают желание выполнять их так, как было показано. Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приеме или действии недостаточно иметь зрительное представление, нужно осмыслить изучаемые прием или действие.
После ознакомления со строевым приемом или действием процесс формирования навыка как целостного действия включает три связанных между собой основных этапа.
Первый этап заключается в расчленении приема или действия (сложного) на элементы и в выполнении приема или действия по элементам.
Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем — в единое целое.
Третий этап сводится к выработке навыков в выполнении приема или действия. Выполнение приема путем многократного повторения (тренировки) доводится до автоматизма. При этом учитель должен добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, красиво и четко.