Методы Строевого обучения

 

Методы обучения — это пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально-боевых и психологических качеств. Каждый метод состоит из взаимосвязанных элементов, кото­рые принято называть приемами обучения.

Следует различать методы и приемы обуче­ния. Приемы — это отдельные детали, состав­ные части методов. Так, например, демонстрация изучаемого действия по разделениям или в целом — это приемы метода показа; изло­жение порядка выполнения элемента — это прием метода рассказа. В большинстве случаев несколько методов обучения применяются в сочетании, например: показ с рассказом, объяснение — с упражнением. В том или ином сочетании один из методов играет ведущую роль, а другие — подчиненную.

В строевом обучении в основном применя­ются следующие методы:

— устное изложение учебного материала;

— показ;

— тренировка;

— самостоятельное изучение приема или действия.

Устное изложение в строевом обучении, как правило, применяется при объясне­нии, которое чаще всего сочетается с показом (демонстрацией) изучаемых приемов и дейст­вий.

Показ представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у обучаемых создается наглядный образ изучае­мого предмета, формируются конкретные пред­ставления о приемах и действиях. Одной из разновидностей метода показа является де­монстрация.

Показ может быть: личный; с помощью спе­циально проинструктированных обучаемых; в ходе показных занятий и при демонстрации учебных кинофильмов.

Для успешного применения руководителем метода показа необходимо:

— глубоко знать учебный материал, уметь мастерски выполнять разучиваемые приемы и действия;

— выдерживать установленный темп испол­нения приема или действия;

— умело использовать ракурс, под которым обучаемые видят исполняемые руководителем прием или действие.

Тренировка — это многократное, созна­тельное и усложняющееся повторение опреде­ленных приемов и действий с целью выработки и совершенствования у обучаемых навыков и умений.

На строевых занятиях, особенно в ходе тре­нировок, необходимо соблюдать выдержку и терпение. Повышенный тон, окрики и раздражение командира подавляют волю и инициа­тиву ученика. Он еще больше теря­ется, спешит и допускает более серьезные ошибки.

В процессе обучения учитель должен добиваться, чтобы в повторении материала активно участвовали все ученики. Объяснение приема или действия должно быть кратким, четким и ясным, как и сам прием. Каждая часть объяснения должна сопровождаться практическим показом.

Большое значение в строевой подготовке имеет умение четко и громко пода­вать команды. Нечетко поданная команда затрудняет ее выполнение, а неправильно поданная — приводит в заме­шательство или к невыполнению приема.

Предварительная команда должна подавать­ся отчетливо и протяжно, чтобы обучаемые поняли, каких действий от них требует коман­дир.

Исполнительная команда должна пода­ваться после паузы отрывисто и энергично. Исполнительную команду никогда не следует затягивать, так как это приводит к ненужному перенапряжению обучаемых и нечеткости в действиях.

 

Перед подачей команды или отдачей прика­зания командир обязан принять положение «смирно». Это воспитывает у учеников дисциплинированность и уважение к строю.

Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности:

— ознакомление с приемом;

— разучивание приема;

— тренировка.

Для ознакомления с приемом командир должен:

— назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется;

— подать команду, по которой выполняется прием;

— показать строго по Строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе — по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения.

На ознакомление с приемом должно затра­чиваться минимальное время.

В зависимости от сложности строевого прие­ма разучивание его может проводиться:

— в целом, если прием несложный;

— по разделениям, если прием сложный;

— с помощью подготовительных упражне­ний, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются.

Для ознакомления с приемом руководитель занятия образцово показывает обучаемым по­рядок его выполнения в целом, а затем по элементам (по разделениям), попутно объя­сняя свои действия.

Изучение каждого элемента приема или действия (если прием сложен по выполнению) также начинается с показа и краткого объяс­нения.

При показе у обучаемого создается зри­тельное представление о строевом приеме или действии (его элементах), поэтому показ дол­жен быть безупречным.

Приемы и действия, показанные четко, пра­вильно и красиво, всегда производят на обу­чаемых большое впечатление и вызывают же­лание выполнять их так, как было показано. Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приеме или действии недостаточно иметь зри­тельное представление, нужно осмыслить изу­чаемые прием или действие.

После ознакомления со строевым приемом или действием процесс формирования навыка как целостного действия включает три связан­ных между собой основных этапа.

Первый этап заключается в расчленении приема или действия (сложного) на элементы и в выполнении приема или действия по эле­ментам.

Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем — в единое целое.

Третий этап сводится к выработке навыков в выполнении приема или действия. Выпол­нение приема путем многократного повторения (тренировки) доводится до автоматизма. При этом учитель должен добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, кра­сиво и четко.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: