МЕТОДИКА СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Методика строевой подготовки разработана на основании учебного пособия под руководством В.В.Апакидзе «Строевая подготовка» Воениздат, 1987, учебного пособия под редакцией В.А.Меринского, Москва, Воениздат 2001 год, Строевого устава, учебного издания под руководством Брысина П.М. «Учебно-материальная база начальной военной подготовки в школе» с использованием ресурсов сайтов . https://multiurok.ru и https://infourok.ru
В Методике даются рекомендации по обучению приёмам одиночной строевой подготовки без оружия и совершенствованию строевой выучки.
Методика предназначена для преподавателей НВП/МСП - ОБЖ в образовательных учреждениях среднего общего образования, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
Строевая подготовка, являясь составной частью боевой подготовки, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности войск и военизированных организаций. Она закаляет волю, способствует соблюдению воинского порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает внимательность, наблюдательность, коллективизм и исполнительность.
Основой подготовки личного состава подразделения к совместным действиям был, есть и остается строй. Он, как никакой другой вид обучения, воспитывает быстрое, точное и единодушное исполнение воли командира Строевая подготовка основана на глубоком понимании военнослужащими необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе подразделения.
Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и четкость действий при вооружении и на боевой технике, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.
В овладении методическим мастерством решающее значение имеют умение руководителя анализировать свои успехи и неудачи, результаты каждого занятия, его систематическая работа над повышением своих знаний
ОСНОВЫ СТРОЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
Учитель должен постоянно помнить, что основы обучения лучше всего закладывать с первых дней учебы. Именно в это время вырабатывается, а затем превращается в привычку определенный порядок в изучении строевых приемов.
Известно, что пределы человеческого познания относительны, поэтому необходимо добиваться того, чтобы подчиненные не стеснялись сегодняшнего незнания (неумения) Ведь порицания заслуживает не тот, кто, не зная, ищет ответы и знания, а тот, кто не знает, а делает вид, будто знает.
Усвоение — это понимание плюс запоминание, а овладение знаниями — это усвоение плюс применение знаний на практике.
Очень важно также, чтобы каждое строевое занятие проводилось на фоне сравнимости результатов соревнующихся с повышением духа состязательности. Это создает необходимые предпосылки к быстрому усвоению изучаемого материала.
.
Современная молодежь — люди с большими духовными запросами, эрудированные, с разносторонними интересами. Чтобы удовлетворить их любознательность и запросы, учителю важно быть высококультурным человеком, находиться в курсе всего нового, следить за достижениями науки и техники.
Педагогическая наблюдательность — это способность целеустремленно и систематически изучать объект своего учебно-воспитательного воздействия, по внешним, часто малозаметным признакам видеть особенности внутреннего мира обучаемых, все изменения, происходящие в личности ученика, умение своевременно подметить и разгадать причины и мотивы всяких перемен в его учебной деятельности и поведении.
Педагогическое воображение — способность преподавателя запрограммировать личность обучаемого и предвидеть результаты воспитательных воздействий, умение спланировать для дальнейшей работы направления психологического воздействия и правильно установить факторы, влияющие на учебную деятельность.
Педагогическое мышление умение учителя своевременно и глубоко анализировать свою деятельность и действия обучаемых, выделять основные звенья в работе, способность устанавливать связи и обобщать отдельные факты.
Педагогический такт представляет сложное профессиональное качество, которое характеризуется чувством меры, особой целесообразностью всего того, что делает учитель, гибкостью различных методов, средств и приемов педагогического воздействия.
Педагогический такт слагается из следующих основных признаков:
— высокой требовательности, исключающей грубость;
— воздействия путем указаний, внушений, предупреждений и т.п.;
— умения слушать обучаемых;
— уравновешенности, самообладания, делового тона;
— серьезности подхода к ответам на поставленные вопросы;
— простоты в обращении, однако исключающей панибратство и фамильярность;
— принципиальности и настойчивости без упрямства;
— внимательности и чуткости к обучаемым;
— юмора без унижения личности;
— скромности, в личном поведении.
Педагогическая техника — это комплекс навыков, умений и приемов, с помощью которых учитель достигает максимальной эффективности применяемых методов педагогического воздействия.
Педагогическая техника включает:
— навыки и умения организации учебных занятий и различных воспитательных мероприятий;
— приемы выразительного показа учителем своего отношения к тем или иным действиям и поведению обучаемых;
— умение владеть речью;
— методику изучения и учета морально-психологических особенностей обучаемых;
— умение создавать различные педагогические ситуации воспитательного воздействия на обучаемых, в том числе со стороны коллектива;
— владение техническими средствами обучения, умение правильно их использовать;
— педагогический контроль и учет обученности и воспитанности учеников.
Решающую роль в развитии педагогического творчества учмтеля играет практическая деятельность. Как заметил А. С. Макаренко, нельзя научиться искусству воспитания и обучения, как и всякому другому искусству, только по книгам. Как бы человек ни был талантлив, какими бы хорошими ни были учебные пособия, но если он не будет самостоятельно учиться на практическом опыте, на положительном примере, он никогда не будет хорошим педагогом.