Глава 1. Общая характеристика и методология исследования

Методология и методы научного исследования

 

Учебное пособие

 

 

Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль

2014

 

УДК 303. 4 ББК 74. 58 Б 18  Печатается по решению редакционно- издательского совета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

 

 

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Костромского государственного

университета имени А. Н. Некрасова Валентина Марковна Басова, доктор педагогических наук, профессор Вятского гуманитарного университета

Симонова Галина Ивановна

 

Байбородова Л. В., Чернявская А. П.

Б 18 Методология и методы научного исследования: учебное пособие / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. – 283 с. 

 

ISBN 978-5-87555-985-3

 

В учебном пособии рассматриваются теоретические и методические вопросы организации исследовательской работы, классификация исследований, методологический аппарат, подходы и принципы исследования; дается характеристика теоретических и эмпирических методов, изложены вопросы для анализа результатов исследования. 

Книга адресована магистрантам, аспирантам, докторантам, организаторам экспериментальной и инновационной деятельности в образовательном учреждении. 

ББК 74.58

УДК 303.4

       
ISBN 978-5-87555-985-3   © ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им.

К. Д. Ушинского, 2014

© Байбородова Л. В., 2014 © Чернявская А. П., 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................... 4

Глава 1. Общая характеристика и методология

Исследования............................................................................ 6

1.1. Сущность и классификации исследований.................................. 6

1.2. Уровни методологии, подходы и принципы исследования...... 21

1.3. Основные характеристики исследования................................... 30

Глава 2. Теоретические методы педагогического

Исследования.......................................................................... 56

2.1. Общетеоретические методы исследования................................ 56

2.2. Анализ литературы....................................................................... 65

2.3. Анализ документов. Контент-анализ.......................................... 83 2.4. Моделирование как метод исследования................................... 90

Глава 3. Эмпирические методы исследования.............. 102

3.1. Наблюдение как метод исследования........................................ 102

3.2. Опросные методы исследования............................................... 110

3.3. Фокус-группа.............................................................................. 133

3.4. Метод диагностических ситуаций............................................. 139

3.5. Изучение и обобщение опыта.................................................... 152

3.6. Методы оценивания.................................................................... 157

3.7. Педагогический эксперимент.................................................... 167

3.8. Тестирование............................................................................... 193

3.9. Надежность и валидность в психолого-педагогических

исследованиях.................................................................................... 220

Глава 4. Анализ результатов исследования 

И их оформление.................................................................. 228

4.1. Критерии и показатели для изучения результатов исследования... 228 4.2 Анализ состояния проблемы в педагогической практике........ 243

4.3. Обработка и интерпретация научных данных.......................... 254 4.4. Оформление и внедрение результатов исследования.............. 266

Библиографический список............................................... 276

 



Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, в соответствии с которыми сейчас организуется обучение в вузах, поставили во главу угла несколько важнейших моментов: (1) акцент не на получение знаний, а на профессиональную подготовку студента в соответствии с современными требованиями, которые предъявляют общество и работодатели; (2) компетентностная модель подготовки, в которой определено, каким должен быть выпускник после окончания соответствующей ступени подготовки; (3) деятельностный подход к обучению, предполагающий активность и самостоятельность студента в получении знаний и овладении компетенциями. 

Основная цель вуза – формирование у студентов собственной системы знаний и отношений к окружающему миру. Исходя из этого и строится компетентностная модель подготовки педагога. Несмотря на разнообразие программ и моделей подготовки учителя, все они объединены общей целью – сформировать критически мыслящего человека, самостоятельного, готового к самосовершенствованию и самообучению на протяжении всей жизни, способного эффективно интерпретировать меняющиеся ситуации и адаптироваться к ним, поэтапно менять первоначально сформированную структуру знаний, продолжать развиваться. 

Эта книга адресована тем, кто стремится к творческому поиску, созиданию, к постоянному развитию и совершенствованию педагогической практики, к новым открытиям и достижениям в области образования, в своей профессиональной деятельности. 

Исследовательская деятельность должна быть органично включена в образовательный процесс, стать внутренним планом деятельности студента в профессиональном обучении. В данном пособии речь пойдет о педагогическом исследовании, которое, по сути, является комплексным. В зависимости от исследуемой проблемы педагогическое исследование может также затрагивать различные аспекты: социальные, валеологические, медицинские, экономические и правовые. 

Цель данного учебного пособия – не только подробно раскрыть основные этапы и методику организации научного исследования, но и стать основой для развития:

– умений отбирать информационные ресурсы и формировать теоретическую базу для осуществления практической деятельности в различных сферах; 

– готовности взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия;

– способности студентов к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности;

– способности анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научноисследовательских задач в сфере науки и образования.

Учебное пособие предназначено, прежде всего, студентам магистратуры, изучающим курс «Методология и методы научного исследования», а также педагогам, психологам, руководителям образования, стремящимся к творчеству и новаторству. Оно поможет организовать педагогическое исследование, овладеть методами исследования и проведения опытной и экспериментальной работы, чтобы изучить и осознать современную ситуацию в образовании, определить успехи, достижения и недостатки, выявить резервы, увидеть новые ориентиры и перспективы. 

Авторы учебного пособия благодарны коллегам, принявшим участие в его создании. Разделы 3.1.и.3.2. подготовлены на основе материалов Н. П. Ансимовой; раздел 3.7 – С. Л. Паладьевым; раздел 3.6. – в соавторстве с М. И. Рожковым. Использованы материалы С. И. Брызгаловой (1.1, 1.2), Т. Б. Гребенюк (1.1 и 1.3). 

Глава 1. Общая характеристика и методология исследования

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: