Сущность и классификации исследований

Исследование этосложная, целенаправленная, аналитическо-синтетическая, берущая начало из практики и к ней возвращающаяся, интеллектуальная познавательная деятельность, характерным признаком которой является планомерное систематическое изучение объектов реальной действительности точно установленными методами и средствами[1]

«Под исследованием в области педагогики можно понимать процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях процесса воспитания, его структуре и механизме, теории и методике организации учебно-воспитательного процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приемах»[2]

Педагогическое исследование опирается, прежде всего, на факты, которые точно установлены и могут быть эмпирически проверены, объяснены, а порою и предсказаны. Педагогическое исследование опирается также и на известные педагогические теории, концепции, открытия, с их помощью объясняются полученные факты. 

Многогранность педагогического процесса обуславливает необходимость самых разных по тематике и предметной направленности исследований. Невозможно представить педагогическое исследование без учёта психологических аспектов. Сегодня актуальны социологические исследования, связанные с воспитанием и образованием, исследования валеологического и медицинского характера, затрагивающие проблемы образования, в частности, здоровьесбережения участников образовательного процесса. Педагогические исследования можно рассматривать как историко-педагогические, социально-педагогические, психолого-педагогические и др. 

Чаще всего исследования в области педагогики и образования носят комплексный, психолого-педагогический характер. Строить подлинное, качественное исследование, связанное с воспитанием, образованием, обучением детей без опоры на психологические процессы невозможно. Совершенно точно сказано: «когда задачи развития личности стали приоритетными, любое продуктивное исследование в образовательной области должно быть психологопедагогическим, раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних фактов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентаций, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия его здорового психического и физического развития»3

Исследование преследует две цели:

- определение, выявление новых соотношений, взаимосвязей, данных, которые хотя и не могут рассматриваться как окончательные результаты, но позволяют ответить на ряд нерешенных вопросов (нельзя полагать, что выводы, сделанные на основе теоретических исследований, будут окончательными);

- проверка и подтверждение определенных фактов или теоретических положений (проверка данных – это непременное условие достоверности и научной обоснованности результатов). 

«Педагогическое исследование основывается на фактах, допускающих их эмпирическую проверку, характеризуется целенаправленностью, систематичностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов, опирается на разработанную теорию, строится в рамках логико-конструктивных схем, элементы которых можно однозначно истолковать и использовать в научной и практической деятельности»4

Педагогические исследования проводятся в дидактике и теории воспитания, истории педагогики и в методологии, социальной педагогике, частных методиках и т. п. 

Научно-педагогическое исследование выполняет разнообраз-

                                                     

3 Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психологопедагогического исследования. М.: Издательский центр «Академия»,

2003. С. 14. 

Чечель И. Д., Новикова Т. Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. М.: АПК и ПРО,

2003. С. 11. 

ные функции. Остановимся на некоторых из них, обозначенных С. И. Брызгаловой[3]:

Социальная функция педагогического исследования. С помощью исследования решаются важные для общества проблемы, вследствие чего содержание, язык публикаций должны отвечать своему социальному назначению, нуждам той группы потребителей, для которой они предназначены. 

Познавательная функция. Исследование состоит в изучении, постижении сущностных сторон процесса обучения, образования, воспитания, общения, социализации, развития и формирования личности. 

Коммуникативная функция. Педагогическое исследование является каналом передачи не только знаний, но и эмоций, средством духовного и интеллектуального общения людей. 

Назовём основные требования, которые предъявляются к педагогическому исследованию:

1. Актуальность исследования с точки зрения потребностей общества, науки и практики. 

2. Непротиворечивость исходных теоретических, методологических и концептуальных положений в исследовании. 

3. Новизна идей, результатов исследования. 

4. Теоретическая и практическая значимость исследования. 

5. Достоверность и обоснованность полученных выводов, положений, результатов. 

Приступая к научному исследованию, следует уяснить, что цели деятельности практического работника образования (учителя, методиста, психолога и других) и цели ученого существенно различаются. Если цели практического работника – получение высоких результатов обучения и воспитания учащихся, то цели исследователя совсем иные: получить новое научное знание, в том числе объяснить, почему в том или ином случае получается хороший или плохой результат, и предсказать, в каких случаях результат будет хорошим, а в каких – плохим. 

Кроме того, если педагогу, методисту, директору образовательного учреждения приходится в своей работе учитывать одновременно и комплексно все стороны учебно-воспитательного процесса, не отдавая существенного предпочтения какой-либо одной из них, то исследователь, в силу необходимого разделения труда в науке, интересуется, как правило, глубокой проработкой лишь какой-то одной стороны, аспекта учебно-воспитательного процесса, например, самоконтроля учащихся или культурой педагогического общения учителя и т. д. 

Таким образом, различия в практической и исследовательской деятельности педагогического работника можно представить в табл. 1. 

Таблица 1 Различия исследований в практической и научной педагогической деятельности

Признак для сравнения Педагогическая практика как деятельность Научная педагогическая деятельность
Субъект деятельности Учитель, воспитатель, школьный психолог и т. д.  Педагог-исследователь
Объект деятельности Воспитанник, ученик, взаимодействие, педагогические средства т. п.  Процесс воспитания, процесс обучения, педагогический факт, явление
Цель деятельности Образованный человек, сформированность личностно значимых качеств Новое научное педагогическое знание
Методы Способы обучения и воспитания Теоретические и эмпирические методы научного познания: наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ, синтез и т. п. 
Оформление результатов В виде программ, конспектов проведенных занятий и мероприятий (урок, игра, воспитательный час и т. д.) В виде написанного и опубликованного научного отчета, доклада, диссертации, статьи, монографии, учебного пособия и т. д. 

Говоря об особенностях научной деятельности, необходимо выделить особенности индивидуальной научной деятельности (работа отдельного исследователя) и особенности коллективной научной деятельности (деятельность сообщества ученых, работающих в данной отрасли науки, научного коллектива исследовательского института, педагогического коллектива учебного заведения, привлеченного к научно-экспериментальной деятельности). Они имеют много общего, но имеются и различия. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: