Исследование – этосложная, целенаправленная, аналитическо-синтетическая, берущая начало из практики и к ней возвращающаяся, интеллектуальная познавательная деятельность, характерным признаком которой является планомерное систематическое изучение объектов реальной действительности точно установленными методами и средствами[1].
«Под исследованием в области педагогики можно понимать процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях процесса воспитания, его структуре и механизме, теории и методике организации учебно-воспитательного процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приемах»[2].
Педагогическое исследование опирается, прежде всего, на факты, которые точно установлены и могут быть эмпирически проверены, объяснены, а порою и предсказаны. Педагогическое исследование опирается также и на известные педагогические теории, концепции, открытия, с их помощью объясняются полученные факты.
|
|
Многогранность педагогического процесса обуславливает необходимость самых разных по тематике и предметной направленности исследований. Невозможно представить педагогическое исследование без учёта психологических аспектов. Сегодня актуальны социологические исследования, связанные с воспитанием и образованием, исследования валеологического и медицинского характера, затрагивающие проблемы образования, в частности, здоровьесбережения участников образовательного процесса. Педагогические исследования можно рассматривать как историко-педагогические, социально-педагогические, психолого-педагогические и др.
Чаще всего исследования в области педагогики и образования носят комплексный, психолого-педагогический характер. Строить подлинное, качественное исследование, связанное с воспитанием, образованием, обучением детей без опоры на психологические процессы невозможно. Совершенно точно сказано: «когда задачи развития личности стали приоритетными, любое продуктивное исследование в образовательной области должно быть психологопедагогическим, раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних фактов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентаций, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия его здорового психического и физического развития»3.
Исследование преследует две цели:
- определение, выявление новых соотношений, взаимосвязей, данных, которые хотя и не могут рассматриваться как окончательные результаты, но позволяют ответить на ряд нерешенных вопросов (нельзя полагать, что выводы, сделанные на основе теоретических исследований, будут окончательными);
|
|
- проверка и подтверждение определенных фактов или теоретических положений (проверка данных – это непременное условие достоверности и научной обоснованности результатов).
«Педагогическое исследование основывается на фактах, допускающих их эмпирическую проверку, характеризуется целенаправленностью, систематичностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов, опирается на разработанную теорию, строится в рамках логико-конструктивных схем, элементы которых можно однозначно истолковать и использовать в научной и практической деятельности»4.
Педагогические исследования проводятся в дидактике и теории воспитания, истории педагогики и в методологии, социальной педагогике, частных методиках и т. п.
Научно-педагогическое исследование выполняет разнообраз-
3 Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психологопедагогического исследования. М.: Издательский центр «Академия»,
2003. С. 14.
Чечель И. Д., Новикова Т. Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. М.: АПК и ПРО,
2003. С. 11.
ные функции. Остановимся на некоторых из них, обозначенных С. И. Брызгаловой[3]:
Социальная функция педагогического исследования. С помощью исследования решаются важные для общества проблемы, вследствие чего содержание, язык публикаций должны отвечать своему социальному назначению, нуждам той группы потребителей, для которой они предназначены.
Познавательная функция. Исследование состоит в изучении, постижении сущностных сторон процесса обучения, образования, воспитания, общения, социализации, развития и формирования личности.
Коммуникативная функция. Педагогическое исследование является каналом передачи не только знаний, но и эмоций, средством духовного и интеллектуального общения людей.
Назовём основные требования, которые предъявляются к педагогическому исследованию:
1. Актуальность исследования с точки зрения потребностей общества, науки и практики.
2. Непротиворечивость исходных теоретических, методологических и концептуальных положений в исследовании.
3. Новизна идей, результатов исследования.
4. Теоретическая и практическая значимость исследования.
5. Достоверность и обоснованность полученных выводов, положений, результатов.
Приступая к научному исследованию, следует уяснить, что цели деятельности практического работника образования (учителя, методиста, психолога и других) и цели ученого существенно различаются. Если цели практического работника – получение высоких результатов обучения и воспитания учащихся, то цели исследователя совсем иные: получить новое научное знание, в том числе объяснить, почему в том или ином случае получается хороший или плохой результат, и предсказать, в каких случаях результат будет хорошим, а в каких – плохим.
Кроме того, если педагогу, методисту, директору образовательного учреждения приходится в своей работе учитывать одновременно и комплексно все стороны учебно-воспитательного процесса, не отдавая существенного предпочтения какой-либо одной из них, то исследователь, в силу необходимого разделения труда в науке, интересуется, как правило, глубокой проработкой лишь какой-то одной стороны, аспекта учебно-воспитательного процесса, например, самоконтроля учащихся или культурой педагогического общения учителя и т. д.
Таким образом, различия в практической и исследовательской деятельности педагогического работника можно представить в табл. 1.
Таблица 1 Различия исследований в практической и научной педагогической деятельности
|
|
Признак для сравнения | Педагогическая практика как деятельность | Научная педагогическая деятельность |
Субъект деятельности | Учитель, воспитатель, школьный психолог и т. д. | Педагог-исследователь |
Объект деятельности | Воспитанник, ученик, взаимодействие, педагогические средства т. п. | Процесс воспитания, процесс обучения, педагогический факт, явление |
Цель деятельности | Образованный человек, сформированность личностно значимых качеств | Новое научное педагогическое знание |
Методы | Способы обучения и воспитания | Теоретические и эмпирические методы научного познания: наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ, синтез и т. п. |
Оформление результатов | В виде программ, конспектов проведенных занятий и мероприятий (урок, игра, воспитательный час и т. д.) | В виде написанного и опубликованного научного отчета, доклада, диссертации, статьи, монографии, учебного пособия и т. д. |
Говоря об особенностях научной деятельности, необходимо выделить особенности индивидуальной научной деятельности (работа отдельного исследователя) и особенности коллективной научной деятельности (деятельность сообщества ученых, работающих в данной отрасли науки, научного коллектива исследовательского института, педагогического коллектива учебного заведения, привлеченного к научно-экспериментальной деятельности). Они имеют много общего, но имеются и различия.