Характеристика подходов научного исследования

Название Краткая характеристика Рекомендации по реализации
Системный под- ход В основе лежит исследование объектов как систем, ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление типов связей сложного объекта и сведение их в единое целое. Специфика сложного объекта не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана с харак- тером взаимодействия между элементами Рассмотрение исследуемого явления под определенным углом зрения с учетом его многоаспектности изучения, многоплановая интерпретация результатов исследования с учетом аспекта исследования
Личностнодеятельностный подход Ни одно явление (процесс, состояние, свойство) не может быть правильно понято без учёта личностной его обусловленности. Ориентация на личность как цель, субъект, результат. Ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. При исследовании необходимо учи-
Название Краткая характеристика Рекомендации по реализации
  Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство; психика может быть правильно понята и объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности тывать личностные позиции его участников, обеспечивать разнообразие видов, форм деятельности, что помогает раскрывать личностные качества участников процесса обучения
Содержательный подход Изучение сущности явлений и процессов, выявление совокупности их элементов и взаимодействия между ними, определяющего основной тип, характер этих явлений, процессов Обращение к фактам, данным наблюдений, опыта и выведение из них путём анализа, синтеза, абстракций теоретических заключений
Формальный подход Предусматривает извлечение из изучаемых процессов, явлений лишь устойчивых, относительно неизменных моментов, которые рассматриваются как бы в «чистом» виде, вне связи со всем процессом, явлением в целом. Позволяет вскрывать устойчивые связи между элементами рассматриваемого процесса или явления Формальному рассмотрению предмета должен предшествовать его содержательный анализ. Использование статистических, математических операций, формул, таблиц, символов
Логический подход Воспроизводит исследуемый объект в форме его теории, предусматривает рассмотрение каждого явления в той точке его развития, которой оно достигло к настоящему времени Прежние теории описываются и сопоставляются с историческими фактами, на основе которых они были созданы, и анализируются с точки зрения современной теории
Исторический подход Воспроизводит исследуемый объект в форме его истории, исследование и отражение преимущественно генетических отношений развивающегося объекта При рассмотрении и глубоком изучении современных проблем необходимо проследить путь от начала их зарождения до современного этапа; проанализировать причины и пути
Название Краткая характеристика Рекомендации по реализации
    их решения в прошлом для того, чтобы успешно решить их в настоящем. Для изучения явления необходимо разобраться в современном состоянии теории и определить тенденции развития
Качественный подход Направлен на выявление совокупности признаков процесса, определяющих его своеобразие и принадлежность самому себе, а также принадлежность к классу однотипных с ним явлений, процессов Рассмотрение свойств, особенностей изучаемого явления для определения принадлежности к классу однотипных с ним явлений
Количественный подход Направлен на выявление характеристик различных явлений, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в величинах и числах Рассмотрение конкретных явлений и процессов по сходным для них показателям и свойствам
Феноменологический подход Направлен на описание внешне наблюдаемых, изменчивых характеристик изучаемого явления, процесса При определенных этапах развития, когда еще собран и описан весь материал по какомулибо определенному исследованию
Сущностный подход Направлен на выявление внутренних, глубинных устойчивых сторон изучаемого явления, его механизмов и движущих сил Рассмотрение сути исследования, влияния каких-либо факторов на механизмы этого явления
Единичный под- ход

Направлен на изучение отдельных явлений, процессов

Общий подход

Поиск общих связей, закономерностей, типологических черт исследуемых процессов

А. М. Новиков предлагает рассматривать исследовательский подход и как направление изучения предмета. В этом случае подходы классифицируются по парным категориям диалектики, отражающим полярные стороны: содержательный и формальный, исторический и логический, качественный и количественный подходы[18]

Каждое педагогическое исследование характеризуется определенным набором подходов. Нередко разные задачи одно и того же исследования могут решаться разным набором подходов. В то же время исследователю важно определить основной (возможно авторский) подход, с учётом (под углом зрения) которого проводится исследование, например, компетентностный, интегративновариативный, рефлективно-деятельностный и др. 

Многие авторы отмечают, что в методологическом знании важную роль имеют принципы исследования. Так, В. И. Смирнов подчеркивает, что при проведении исследования необходимо следующее:

− «исходить из объективности и детерминированности педагогических явлений – они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей;

− обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;

− изучать явление в его развитии;

− изучать данное явление в его связях и взаимодействии с другими явлениями;

− рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник знания»[19]

В несколько другой интерпретации принципы исследования рассматривают В. И. Загвязинский и Р. Атаханов[20]. Представим характеристику этих принципов с помощью таблицы 5.  

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: