Название | Краткая характеристика | Рекомендации по реализации | ||||
Системный под- ход | В основе лежит исследование объектов как систем, ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление типов связей сложного объекта и сведение их в единое целое. Специфика сложного объекта не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана с харак- тером взаимодействия между элементами | Рассмотрение исследуемого явления под определенным углом зрения с учетом его многоаспектности изучения, многоплановая интерпретация результатов исследования с учетом аспекта исследования | ||||
Личностнодеятельностный подход | Ни одно явление (процесс, состояние, свойство) не может быть правильно понято без учёта личностной его обусловленности. Ориентация на личность как цель, субъект, результат. | Ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. При исследовании необходимо учи- | ||||
Название | Краткая характеристика | Рекомендации по реализации | ||||
Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство; психика может быть правильно понята и объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности | тывать личностные позиции его участников, обеспечивать разнообразие видов, форм деятельности, что помогает раскрывать личностные качества участников процесса обучения | |||||
Содержательный подход | Изучение сущности явлений и процессов, выявление совокупности их элементов и взаимодействия между ними, определяющего основной тип, характер этих явлений, процессов | Обращение к фактам, данным наблюдений, опыта и выведение из них путём анализа, синтеза, абстракций теоретических заключений | ||||
Формальный подход | Предусматривает извлечение из изучаемых процессов, явлений лишь устойчивых, относительно неизменных моментов, которые рассматриваются как бы в «чистом» виде, вне связи со всем процессом, явлением в целом. Позволяет вскрывать устойчивые связи между элементами рассматриваемого процесса или явления | Формальному рассмотрению предмета должен предшествовать его содержательный анализ. Использование статистических, математических операций, формул, таблиц, символов | ||||
Логический подход | Воспроизводит исследуемый объект в форме его теории, предусматривает рассмотрение каждого явления в той точке его развития, которой оно достигло к настоящему времени | Прежние теории описываются и сопоставляются с историческими фактами, на основе которых они были созданы, и анализируются с точки зрения современной теории | ||||
Исторический подход | Воспроизводит исследуемый объект в форме его истории, исследование и отражение преимущественно генетических отношений развивающегося объекта | При рассмотрении и глубоком изучении современных проблем необходимо проследить путь от начала их зарождения до современного этапа; проанализировать причины и пути | ||||
Название | Краткая характеристика | Рекомендации по реализации | ||||
их решения в прошлом для того, чтобы успешно решить их в настоящем. Для изучения явления необходимо разобраться в современном состоянии теории и определить тенденции развития | ||||||
Качественный подход | Направлен на выявление совокупности признаков процесса, определяющих его своеобразие и принадлежность самому себе, а также принадлежность к классу однотипных с ним явлений, процессов | Рассмотрение свойств, особенностей изучаемого явления для определения принадлежности к классу однотипных с ним явлений | ||||
Количественный подход | Направлен на выявление характеристик различных явлений, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в величинах и числах | Рассмотрение конкретных явлений и процессов по сходным для них показателям и свойствам | ||||
Феноменологический подход | Направлен на описание внешне наблюдаемых, изменчивых характеристик изучаемого явления, процесса | При определенных этапах развития, когда еще собран и описан весь материал по какомулибо определенному исследованию | ||||
Сущностный подход | Направлен на выявление внутренних, глубинных устойчивых сторон изучаемого явления, его механизмов и движущих сил | Рассмотрение сути исследования, влияния каких-либо факторов на механизмы этого явления | ||||
Единичный под- ход | Направлен на изучение отдельных явлений, процессов
| |||||
Общий подход | Поиск общих связей, закономерностей, типологических черт исследуемых процессов |
А. М. Новиков предлагает рассматривать исследовательский подход и как направление изучения предмета. В этом случае подходы классифицируются по парным категориям диалектики, отражающим полярные стороны: содержательный и формальный, исторический и логический, качественный и количественный подходы[18].
Каждое педагогическое исследование характеризуется определенным набором подходов. Нередко разные задачи одно и того же исследования могут решаться разным набором подходов. В то же время исследователю важно определить основной (возможно авторский) подход, с учётом (под углом зрения) которого проводится исследование, например, компетентностный, интегративновариативный, рефлективно-деятельностный и др.
Многие авторы отмечают, что в методологическом знании важную роль имеют принципы исследования. Так, В. И. Смирнов подчеркивает, что при проведении исследования необходимо следующее:
− «исходить из объективности и детерминированности педагогических явлений – они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей;
− обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;
− изучать явление в его развитии;
− изучать данное явление в его связях и взаимодействии с другими явлениями;
− рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник знания»[19].
В несколько другой интерпретации принципы исследования рассматривают В. И. Загвязинский и Р. Атаханов[20]. Представим характеристику этих принципов с помощью таблицы 5.
Таблица 5