Проведение анкетирования

Несмотря на наличие письменной инструкции, исследователь перед началом анкетирования должен устно проинструктировать опрашиваемых. Полезно подробно объяснить, как нужно отвечать на предложенные вопросы, и напомнить, что правила заполнения анкеты полностью описаны в инструкции, к которой каждый опрашиваемый может обращаться в процессе ответов на вопросы. Все вопросы на понимание целесообразно задавать до начала анкетирования. 

Довольно распространенной ситуацией является вопрос «Почему именно я должен участвовать в исследовании?». Наиболее эффективной реакцией исследователя может быть объяснение того, что для получения объективной информации требуется мнение людей именно такой квалификации, именно такого возраста, имеющих именно такой опыт и пр. Не менее распространенной ситуацией является ссылка на занятость, загруженность, отсутствие свободного времени. В данном случае рекомендуется подчеркнуть, что мнение именно таких людей является наиболее важным для данного исследования. Иногда респонденты отказываются отвечать, ссылаясь на недоверие к незнакомым людям. Полезно одобрить эту черту, согласиться с определенным риском, который присутствует в таких ситуациях, но подчеркнуть научную и практическую значимость исследования и еще раз гарантировать анонимность в проведении анкетирования. Случается, что опрашиваемый, ответив на часть вопросов, отказывается от дальнейшего анкетирования. 

При проведении анкетирования следует заранее учесть возможные ошибки, связанные с личностью исследователя. 

К ним обычно относят следующие:

- эффект благоприятной или неблагоприятной информации об опрашиваемых, полученной до начала исследования, который может выражаться в непроизвольных реакциях исследователя по отношению к конкретным респондентам, что требует от него

высокого уровня самоконтроля поведения;

- эффект ожидания исследователя, возникающий из-за слишком сильной приверженности к какой-либо гипотезе, что проявляется в большей восприимчивости к определенной информации и может привести к невольным подсказкам в выборе конкретных ответов на вопросы;

- эффект заражающего влияния исследователя, при котором исследователь не может скрыть собственные реакции на те или иные ответы респондентов и свою позицию к предмету опроса, что вызывает догадки у респондентов в отношении желательных для исследователя ответов и формирование стремления «подыграть» ему. 

В том случае, если опрашиваемый заметил какую-либо ошибку в формулировке или оформлении анкеты, то рекомендуется взять вину на себя («Возможно, это неудачно сформулировано…») и пояснить, как должен звучать вопрос или ответ. 

В процессе анкетирования исследователь должен внимательно наблюдать за поведением опрашиваемых, чтобы тактично обеспечить их самостоятельность в ответах на вопросы, вовремя оказать помощь кому-то из опрашиваемых в случае необходимости, не отвлекая внимания остальных. 

По окончании заполнения анкеты следует забрать ее у респондента лично, бегло просмотреть, чтобы обнаружить возможные пропуски ответов, попросить их заполнить и поблагодарить за участие. 

Обработка и анализ результатов анкетирования

Обработка собранной информации делится на два этапа – первичный и вторичный. 

Обработку целесообразно начинать с проверки правильности заполнения анкеты. Основными критериями правильности заполнения считаются полнота, точность и единообразие. 

Вторичная обработка результатов проводится как для всего массива анкет, так и по отдельным специально выделенным группам. 

Весь контингент разбивается на группы в зависимости от цели исследования (например, выделяются группы позитивно и негативно относящихся к той или иной проблеме) и выделенных особенностей объекта исследования (пола, возраста, профессии, социальных особенностей и пр.). 

В том случае, если размер группы правильно и точно заполнивших анкету пригоден для математической обработки (не менее 15–20), то к ней может быть применена вторичная обработка, если размер группы слишком мал, то ее можно объединить с близкой к ней (например, 17–18-летних или имеющих среднее и среднее специальное образование), либо проводить только анализ результатов опроса всего контингента. 

Вторичная обработка предполагает как качественный, так и количественный анализ. 

Простейшим способом обработки является вычисление процентных соотношений между различными вариантами ответов, для чего первоначально подсчитывается частота встречаемости тех или иных ответов в группе. 

Для более сложных способов обработки применяются различные варианты математико-статистических методов: корреляционный анализ, подсчет критериев значимости различий, факторный или кластерный анализ. 

Корреляционный анализ позволяет установить характер и степень выраженности связей между различными показателями. Критерии различий устанавливают достоверность различий между разными группами по определенным показателям. Факторный анализ позволяет объединить группы показателей в единые взаимосвязанные системы и выявить базовые характеристики, их объединяющие. А кластерный – объединить представителей опрашиваемых, сходных по определенным показателям в общие группы. 

Анализ и интерпретация результатов анкетирования проводится в соответствии с гипотезой и целями исследования, выделенными характеристиками предмета и объекта исследования. В результате анализа исследователь должен ответить на вопросы: подтвердилась или нет гипотеза исследования, объяснить почему, какие закономерности обнаружены в результате исследования, какие факторы оказывают наибольшее влияние на предмет исследования, от каких условий зависит развитие предмета исследования и т. д. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: