Фиксирование результатов беседы

Результаты беседы необходимо фиксировать. Процесс записи ответов – не только техническая сторона беседы. Существует несколько способов ведения записи. Каждому из них присущи свои достоинства и недостатки. Целесообразно делать пометки во время беседы, но не вести полную запись (хорошо, если исследователь придумает для себя систему кодов, тогда станет возможным кодировать информацию: зарисовывать, использовать какие-либо значки, символы, рисунки). 

Возможна дословная запись (с помощью стенографии для тех, кто ею владеет), но с разрешения опрашиваемого. 

В этом случае в беседе могут участвовать два человека: один ведет беседу, второй – запись. При этом он сидит сбоку, так, чтобы его видели, но он не отвлекал собеседника. Ведение протокола в этом случае не скрывается. 

Если же для собеседника обсуждаемая проблема является острой, интимной и может ему повредить, то лучше всего делать записи по памяти, но в такой ситуации очень сильно влияние личности исследователя и, следовательно, возможны потеря и искажение информации. С другой стороны, опрашиваемый может относиться к беседе легкомысленно, если исследователь ничего не записывает. 

Возможна и механическая звукозапись. 

Метод беседы является как одним из самых сильных методов исследования, так и одним из самых информационно насыщенных. С его помощью можно получить более глубокую и содержательную информацию, чем при использовании других методов. Беседа – очень гибкий метод, она предполагает оперативное регулирование процесса, уточнение и коррекцию всего, что происходит. Именно в индивидуальной беседе можно раскрыть смысл задаваемых вопросов каждому и убедиться достоверно, что вопросы понятны, а также выяснить, как именно понимает вопросы опрашиваемый. Наконец, беседа предоставляет широкие возможности для включения в ее процесс многих других методов, в частности наблюдения, анкетирования, тестирования и пр. 

Вместе с тем этот метод обладает и определенными недостатками. В частности, это трудоемкость и высочайший уровень требований к профессионализму ведущего беседу. В связи с тем, что интерпретирует ответы только сам ведущий, этот метод в значительной степени субъективен. Однако субъективность полученных сведений можно значительно снизить, если соблюдать все требования, изложенные в данном пособии. 

 

Вопросы для самоконтроля и обсуждения 1. Когда целесообразно использовать метод анкетирования?

2. Чем отличается анкетирование от других видов опроса?

3. Назовите основные этапы использования метода анкетирования. 

4. Для каких целей необходим первый этап – создание концепции анкеты?

5. Какие виды вопросов вы знаете?

6. Чем отличается программная логика от логики построения анкеты?

7. Какие требования предъявляются к оформлению анкеты?

8. Какие математико-статистические методы можно использовать для обработки результатов анкетирования?

9. Что такое беседа как метод исследования?

10. Какие виды беседы Вы знаете?

11. Какие проблемы возникают при установлении первого контакта?

12. Что такое рефлексивное слушание?

13. Чем отличается активное слушание от восприятия речи?

14. Что такое индивидуальное пространство личности?

15. Какими достоинствами обладает метод беседы?

 

Практические задания

1. Разработайте концепцию анкеты по самостоятельно выбранной теме?

2. Составьте по три вопроса каждого вида по выбранной тематике. 

3. Проведите анкетирование на 3–5 испытуемых и интерпретируйте результаты. 

4. Составьте план беседы для выполнения научного исследования по самостоятельно выбранной теме. 

5. Проведите беседу в парах с использованием техники активного слушания и проанализируйте использованные собеседником приемы. 

 

Фокус-группа

Метод фокус-группы по сути является разновидностью дискуссии с элементами интервью, проводимой в группе респондентов. Он может применяться в исследовании как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами[60]

Фокус-группа относится к качественным методам исследования, широко применяется в социологии, психологии, педагогике, экономике, менеджменте. В социологии в ходе фокус-группы выясняется отношение людей к тому или иному виду деятельности или продукту. В педагогических исследованиях цель работы группы может быть иной, например, в процессе мозгового


штурма группа разрабатывает идеи или план работы. В любом случае ценность получаемой информации состоит в том, что участники дискуссии в ее ходе освобождаются от стереотипных установок и отношений, становятся более креативными и свободными в своих мнениях и оценках. 

Метод фокус-группы впервые был использован американскими социологами Р. Мертоном и П. Кендаллом в начале 40-х годов ХХ века. 

Характеристики метода:

1. Численность группы, как правило, не превышает 10 участников. 

2. Группа формируется с учетом цели исследования и отражает основные характеристики исследуемой популяции (возраст, пол, уровень образования и т. д.). 

3. Длительность дискуссии как правило колеблется от одного до трех часов. 

4. Дискуссию ведет модератор – опытный специалист. 

5. В ходе дискуссии должны быть создана благоприятная, комфортная обстановка для каждого из ее членов. 

6. Работа фокус-группы как правило фиксируется на аудио– или видео-носители. 

Успех фокус-группы во многом зависит от ее подготовки, которая включает в себя:

− написание программы (обоснование проблемы, ее формулировка, определение цели, задач, объекта и предмета исследования, обследуемой совокупности, размера группы, методов работы); 

− подготовка команды (модераторов и ассистентов);

− набор респондентов, которые могут набираться случайным образом или в виде «снежного кома», когда один участник рекомендует следующего; не рекомендуется использовать уже существующие группы;

− написание плана работы (гайда), который включает в себя приветствие, объяснение основных правил, вопросы, время работы и перерывов, заключительную благодарность участникам. 

В ходе работы фокус-группы необходимо обеспечить: просторное и комфортабельное помещение; большой стол, за которым участники могут делать записи, рисунки и т. д.; материалы для работы (ручки, фломастеры, бумагу); чай и кофе; образцы работ (если необходимо)[61]

Работа начинается с краткого представления участников. Обсуждение, как правило, начинается с открытых вопросов, а заканчивается закрытыми вопросами, которые позволяют давать более конкретные ответы и оценки. Модератор должен следить за тем, чтобы в обсуждении принимали участие все присутствующие. 

Правильный выбор участников является одним из важных факторов успешности фокус-группы. Участники должны быть осведомлены о предмете обсуждения и быть в нем каким-то образом заинтересованы. 

Вторым важным фактором является правильный выбор модератора (координатора) группы. Он должен обладать навыками ведения обсуждения, уделять достаточно времени обсуждению каждого из вопросов, уметь задавать уточняющие вопросы, создавать непринужденную обстановку. К достоинствам фокус-группы относятся: 

− экономичность проведения, 

− быстрое получение результатов, 

−  искреннее выражение мнений и формулирование в ходе обсуждения новых идей и мнений. 

Ограничения у этого метода те же самые, что и у метода интервью: субъективность исследователя в составлении вопросов и оценки полученных результатов; сложности в подборе модератора участников; длительность обработки полученных результатов; широкий разброс индивидуальных мнений участников, которые невозможно обобщить. 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: