Метод диагностических ситуаций

Диагностическая ситуация – это метод, с помощью которого можно выявить и зафиксировать характерные свойства исследуемого явления (объекта, процесса). 

Очевидно, что данный метод очень тесно связан с методом наблюдения. Отличие в том, что при наблюдении исследователь фиксирует происходящие действия, не изменяя среду. Диагностические ситуации возникают естественным образом либо целенаправленно создаются самим исследователем. В последнем случае диагностические ситуации предусматривают элемент экспериментирования под исследовательскую задачу. 

Требования к методу диагностических ситуаций:

- подбор диагностических ситуаций осуществляется в соответствии с целями и задачами исследования, при этом важно определить серию диагностических ситуаций, чтобы поведение, действия испытуемых не оказались случайными;

- создавая ситуацию, важно обеспечить её органичное включение в учебно-воспитательный процесс, чтобы испытуемые действовали и проявляли исследуемые свойства для получения более объективной информации в естественных условиях;

- необходимо продумать способы фиксации наблюдаемых проявлений при создании ситуаций;

- для объективности получаемой информации в процессе создаваемой ситуации важно исключить влияние авторитетных лиц, т. е. ситуации создает нейтральный человек для испытуемых, либо делается объявление по радио, на плакате, в газете. 

В сравнении с другими методами, например, наблюдением, опросом, диагностические ситуации более объективно выявляют те или иные свойства исследуемого явления. Так, испытуемый может дать при опросе информацию, которая не подтвердится в реальной деятельности. При пассивном наблюдении мы не всегда можем зафиксировать факт, который нас интересует, но который может стать очевидным при создании специальной ситуации. 

Возможности использования метода диагностических ситуаций достаточно велики. Подобрать и создать специальные ситуации не составляет труда, если исследователь осознает цели и задачи исследования, четко определил критерии и показатели, чтобы отследить динамику развития исследуемого явления. В то же время данный метод выполняет не только исследовательские, но и воспитательные функции, формируя социально важные качества у испытуемых. 

Рассмотрим примеры диагностических ситуаций.  

«Акт добровольцев» – наиболее доступный и объективный для получения объективной информации о направленности личности, мотивах поведения, предпочтений детей. «Акт добровольцев» как метод изучения может естественно «вписываться» в учебновоспитательный процесс. Например, в школе через определенный промежуток времени появляются следующие объявления:


– Ребята! Поможем учителям в оформлении кабинетов! 5 сентября приглашаем всех желающих в школу в 10 часов. Совет старшеклассников. 

– Всех желающих приглашаем на разговор-поиск «Как нашу школу сделать красивой и уютной». 

– Тех, кто хочет принять участие в подготовке и проведении Новогоднего праздника для младших школьников, ждем 25 ноября в 14 часов в актовом зале школы. Совет дела. 

Вот еще несколько ситуаций, созданных в одной из школ:

− Учитель приходит к старшеклассникам и просит помочь в подготовке праздника для малышей. 

− Из-за болезни одного из организаторов общешкольного дела необходимо кому-то взять организаторские функции на себя. 

− Классный руководитель обращается с просьбой к учащимся помочь перевезти мебель. 

В этих ситуациях выявляются интересы детей, их отношение к школе, людям. Если создается серия подобных ситуаций различной направленности, то можно достаточно объективно выявить мотивы поведения или, например, учения детей:

Вариант 1:

«Кто хочет, может сделать дополнительные задания, указанные на доске»;

«Кто желает взять дополнительную литературу для подготовки?»; Вариант 2:

«Кто выполнит дополнительные задания, получит отличную оценку»;

«Для получения отличной отметки необходимо прочитать дополнительную литературу» и т. п. 

Первый вариант позволяет выявить детей, у которых доминирует познавательный интерес, познавательная активность. Во втором случае проявляется ориентация на внешние стимулы, оценивание деятельности педагогом. 

Ситуации «акт добровольцев» можно создавать повседневно с учётом поставленной исследовательской задачи, отслеживая поведение детей и фиксируя его с помощью таблицы (табл. 14).

 

Таблица 14


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: