Работа трех фокус-групп была разнесена по времени проведения. Каждая фокус-группа собиралась отдельно, но дискуссия во всех группах организовывалась по одному сценарию. Анализ результатов работы фокус-группы осуществлялся по итогам проведения всех трех групп.
Для создания атмосферы доверительного общения, раскрепощения участников фокус-группы, позитивного и конструктивного диалога особое внимание при подготовке работы фокус-групп уделялась вопросам времени проведения, организации пространства и условий. Взаимодействие участников фокус-групп проходило за круглым столом в форме неформальной беседы и сопровождалось чаепитием. Для удобства работы каждому участнику были предложены блокноты и ручки. Таким образом, формат проведения фокус-группы определялся спецификой респондентов, целями и задачами ее работы.
Сценарий проведения фокус-группы Этапы:
1. Встреча и регистрация участников.
2. Вступительное слово модератора, мотивация участников фокусгруппы на продуктивную работу.
|
|
3. Организация групповой дискуссии по проблемным вопросам.
4. Рефлексия. Вступительное слово модератора
Проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей сегодня чрезвычайно актуальна. Задача содействовать раскрытию способностей каждого ученика обозначена во всех основных образовательных инициативах и документах.
Большинство образовательных учреждений Ярославской области успешно решают эту задачу в своей деятельности, о чем свидетельствуют высокие образовательные результаты нашего региона. Изучение передового педагогического опыта эффективного сопровождения одаренных детей позволит обобщить и систематизировать его с целью дальнейшего распространения.
Для этого ГЦРО проводит цикл встреч с педагогами, психологами, методистами, администраторами образовательных учреждений г. Ярославля, на которых планируется обсудить основные особенности работы с одаренными детьми в условиях массовой школы, специфику педагогического сопровождения талантливых школьников, трудности и проблемы педагогической практики работы с одаренным ребенком. Организация групповой дискуссии по вопросам
I блок вопросов направлен на выяснение общего отношения к проблеме детской одаренности, личностных позиций участников фокусгруппы в данном вопросе.
1. Как Вы считаете, чем вызван интерес к проблеме детской одаренности в нашем обществе?
2. Какого ребенка можно считать одаренным?
3. Как определить, являются ли способности ребенка незаурядными?
4. Как Вы считаете, нуждается ли талантливый школьник в особом педагогическом сопровождении?
|
|
II блок вопросов направлен на определение основных аспектов и направлений работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения.
1. С какими видами одаренности чаще всего встречаются школьные педагоги?
2. В чем заключается специфика работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения?
3. Требуются ли педагогу специальные знания при взаимодействии с талантливым ребенком?
4. Какими профессионально-личностными качествами должен обладать педагог для обеспечения развития детской одаренности?
5. С какими проблемами в работе с одаренными детьми Вы обычно сталкиваетесь?
III блок вопросов направлен на выделение наиболее распространенных методов и форм педагогического сопровождения талантливых школьников.
1. Какие методы и формы работы с одаренными детьми используют педагоги в Ваших образовательных учреждениях?
2. Какие методы и формы работы с одаренными детьми, на ваш взгляд, наиболее эффективны?
3. В какой методической помощи вы испытываете потребность?
Анализ полученных данных
По ходу проведения 3 фокус-групп высказывания участников фиксировались в протоколах наблюдения ассистентов модератора и с помощью аудиозаписи. В результате анализа всех ответов было составлено общее представление об особенностях работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях г. Ярославля, основных направлениях этой деятельности, методах и формах педагогического сопровождения талантливых школьников, профессионально-личностном отношении педагогов к проблеме детской одаренности. По итогам работы фокусгрупп и на основе ответов участников была разработана анкета для пилотажного исследования, направленного на изучение опыта работы с талантливыми школьниками в образовательных учреждениях г. Ярославля.
Вопросы для самопроверки и обсуждения
1. Что такое фокус-группа?
2. Какие признаки приближают метод фокус-группы к интервью? К дискуссии? В чем их отличия?
3. Назовите этапы организации и проведения фокус-группы?
4. Перечислите требования к организации фокус-группы.
Практические задания
1. Проведите анализ примера фокус-группы, приведенный в материалах для выполнения практических заданий: определите этапы работы, соблюдение требований к организации фокусгруппы. Дайте развернутый анализ проведения фокус-группы.
2. Разработайте план организации и проведения фокусгруппы по теме своего исследования.
3. Найдите описание подготовки и проведения фокус-группы и проведите его анализ.