Материал для практических заданий

Комплексно-ролевая игра «Мы строим город»

Цель: изучение а) активности школьников; б) интересов и мотивов их участия в делах; в) отношений между старшими и младшими, педагогами и детьми; г) уровня творчества и инициативы; д) готовности школьников к сознательному выбору видов работы. 

План подготовки:

1. Объявление о возможности принять участие всем желающим в планировании общешкольного дела, интересного для всех детей. 

2. Организация коллективного планирования. В результате было принято решение провести игру «Мы строим город» и создать мозговой центр игры – мэрию города, в которую вошли старшеклассники – авторы основных идей игры. На первом заседании мэрии были приняты решения о названии города и воззвание ко всем гражданам с предложением о строительстве города, а также о распределении должностей. 

Воззвание к жителям города было таково: «22 марта наша школа превратится в город. В нем будет работать множество организаций, которые вы откроете в классах и коридорах школы. 

Как в любом городе, у нас будет своя мэрия. Мэр – Алексей Сидоров. Ведущим специалистом по охране правопорядка является Евгений

Смирнов; учету населения – Екатерина Михеева; градостроительству –

Елена Ткаченко; рекламе – Наталья Скворцова; печати и информации – Анна Пахомова. Эти специалисты помогут в организации вашего предприятия и будут ждать вас на консультацию». 

3. Первая консультация для педагогов и учащихся. Ее цель – обсудить замысел инициативной группы и определить создаваемые в городе учреждения. Для участия в игре классные коллективы выбрали следующие предприятия и учреждения: 7а – Восточный клуб; 7б – Салон изящных искусств; 7в – Зоологический музей; 7г – Справочное бюро; 7д, 7е – Уличный театр; 7 ж – Клуб карикатуристов; 7з – Звездный салон; 8а – Шейпинг-клуб и фотосалон; 8б – Дискотека; 8в – Клуб литературных героев; 8г – Луна-парк; 8д, На – географическое общество «Остров сокровищ»; 9а – Рекламное бюро; 9б – Ателье мод; 9в – Архив; 9г – Редакция газеты; 9д – Игрушечная фабрика; 10а – Кафе «Капелька» и видеосалон; 11б – полиция. 

4. Вторая консультация для педагогов и учащихся, в ходе которой были приняты заявки на рекламу и решены организационные вопросы. 

5. Организация работы рекламного агентства. 

6. Изготовление паспортов для всех жителей города и учителей. 

7. Оформление рекламных плакатов в коридорах и вестибюлях школы (за два дня до игры). В рекламе подчеркивается, какие интересы и потребности школьника могут быть удовлетворены, если посетить те или иные организации и учреждения. 

8. Утверждение плана дня мэрии города (с участием руководителей учреждений). 

План проведения игры:

7.30 – начало работы полиции и паспортного стола;

8.00 – начало творческих уроков;

8.45 – начало работы справочного бюро;

8.50 – торжественный митинг, посвященный открытию города;

9.10 – «Дискотека»;

9.15 – открытие учреждений: «Ателье мод», «Игрушечная фабрика», «Шейпинг-клуб», «Фотосалон», «Луна-парк», «Салон изящных искусств», «Зоологический музей», «Салон красоты», «Географическое общество», «Остров сокровищ», «Клуб карикатуристов»;

9.30 – открытие учреждений: «Звездный салон», «Клуб имени А.

Шварценеггера»; начало работы газеты «Городские новости»;

10.00 – заседание «Клуба литературных героев»; начало работы архива с целью сбора информации о ходе и итогах игры;

12.30 – заключительное заседание мэрии: подведение итогов, анализ игры;

18.00 – бал у мэра. 

Сбор информации в ходе игры. Чтобы собрать информацию, необходимую для изучения, учащимся, как жителям города, были выданы паспорта, где фиксировалось посещение ими учреждений и характер выполняемой работы. Все предприятия, существовавшие в городе, имели эмблему, цвет, который позволял зафиксировать мотивацию выбора детьми учреждений: синий – где можно чему-то научиться; желтый – где можно прославиться; красный – где весело; зеленый – где можно быть полезным. Паспорта по окончании игры сдавались в архив города. 

Обработка сведений, представленных с помощью паспортов, позволила зафиксировать количество участников, организаторов игры, выявить наиболее популярные предприятия, а значит, и интересы детей, определить мотивацию выбора учреждений (табл. 16). 


Таблица 16 Информация по результатам игры

Показатели

Классы, участники игры

7 8 9 10 11 Всего в школе
1. Количество детей (в % к общему числу учащихся), участвующих а) в планировании дел; б) в подготовке; в) в анализе                        
2. Количество педагогов (в % к общему числу педагогов), принявших участие а) в планировании дел; б) в подготовке; в) в анализе                        
3. Ведущие мотивы выбора видов работы с детьми (в % к общему числу участников игры): а) где можно сделать что-то полезное для других; б) где можно чему-то научиться; в) где весело; г) где можно прославиться                        
4. Количество детей (в % к общему числу участников игры), посетивших учреждения (ниже перечисляются все учреждения и организации города)                        

Для уточнения информации, полученной в различных ситуа-

циях, в ряде случаев можно провести дополнительное исследование, используя опросные методы. Покажем это на следующем примере. 


День творчества

Цель: изучение уровня творчества, мотивации, познавательных интересов учащихся, отношений педагогов и учащихся. 

Подготовка:

1. Методическая и организационная работа педагогического коллектива (обсуждение целей дня, выбор уроков, занятий, обсуждение выборов предыдущих дней творчества). 

2. Психологический настрой педагогов на возможные результаты выбора уроков (были случаи, когда к учителю никто не приходил). 

3. Знакомство с планом дня, его организацией. 

4. Подготовка методик для изучения результатов Дня творчества. 

5. Составление расписания. 

Методики изучения I. Создание ситуаций выбора:

а) выбор уроков;

б) выбор занятий по интересам;

в) выбор учителя, с которым можно пообщаться по любой проблеме. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: