Фиксация поведения в ситуациях

Фамилия, Имя

Ситуации

Вывод

           
    1 2 3 4 5 ...   
1 Иванова И.  + а а, о - и    
2                
  И т. д.               

При этом можно ввести условные обозначения, конкретизирующие поведение ребенка в ситуациях:

«+» – участие;

«а» – активное участие;

«и» – проявление инициативы;

«о» – выполнение роли организатора и т. п.; «–» – не участвует. 

Очень близки к «акту добровольцев» по исследовательской функции «ситуации выбора».  

В частности, направленность личности учащегося достаточно ярко проявляется в следующей ситуации. Старшеклассники с большой заинтересованностью готовятся к проведению вечера. Но в первом классе заболел учитель, и у малышей может не состояться экскурсия. Старшеклассникам предлагается отказаться от участия в вечере и отправиться с младшими на экскурсию. Как поведут себя старшеклассники?

Поведение школьников в ситуации выбора свидетельствует о ведущих мотивах выбора. Например, в школе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня следующих занятий:

- разработка программы вечера-встречи с выпускниками школы;

- изготовление подарка для младших школьников;

- подготовка сюрприза для одноклассников;

- изготовление украшений для вечернего платья;  обучение элементарным навыкам самообороны и т. д. 

Или детям предлагается выбрать занятие, указав его главное назначение, например:

- проявить свои таланты;

- сделать приятный сюрприз для друзей;

- оказать помощь младшим;

- поиграть, весело провести время;

- приобрести умения устанавливать контакт с людьми и т. д. 

Перечень занятий, которые могут быть предложены для выбора детям, зависит от реальной ситуации в учреждении, от тех дел, к которым дети готовятся. Сопоставление результатов выбора учащимися занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы их поведения и деятельности. Полагаем, что хотя бы некоторое увеличение числа учащихся, проявляющих активность при оказании содействия другим людям, свидетельствует о повышении эффективности используемых средств. 

Приведем ещё пример: увеличение числа детей, которые выбирают более сложные или творческие домашние задания показывает рост познавательной активности детей. 

Реальная ситуация выбора партнера для неформального общения, взаимодействия или выполнения совместной деятельности также ярко характеризует межличностные контакты детей, их предпочтения в общении, например: «Дети, вы можете объединиться в группы, кто с кем хочет». Наблюдая за поведением и действиями детей можно увидеть отношения девочек и мальчиков, старших и младших, лидеров, отвергаемых, умения общаться, проявление толерантности и многое другое в зависимости от поставленной исследовательской задачи. 

Средством создания диагностических ситуаций является игра, в ходе которой можно, например, изучить отношения детей и выявить лидера. Приведём примеры. 

Микроигра «Киностудия»

Цель: определение структуры деловых отношений. 

Руководитель игры создаёт следующую ситуацию: представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма. После того как все назовут одну-три кандидатуры режиссера, выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Лидеры выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того, как образовались микрогруппы из четырех-пяти человек, всем остальным присутствующим предлагается выбрать себе «киностудию» и присоединиться к этим микрогруппам. Каждой «киностудии» предлагается подготовить в течение 15–20 минут сценку («фильм») на тему жизни класса и школы. После проведения этого творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки «кинофильма» реальным лидером. 

Творческие задания

Цель: изучить взаимоотношения в коллективе, выявить лидеров в различных видах деятельности. 

Учащиеся, разбившись на группы (шесть-восемь человек), выполняют ряд творческих заданий, причем каждая новая творческая работа выполняется участниками при изменившемся составе групп. Группы формируются стихийно (используются жетоны разного цвета или разной формы, различные считалки и т. п.). Вот примерные задания: придумать поздравление с какимлибо событием; исполнить инсценированную песню; с помощью пантомимы изобразить картину известного художника; показать пародию на любимое занятие (удавшееся дело, любимый учебный предмет); придумать и провести спортивную игру со всеми участниками; придумать и разучить со всеми танец; оформить сатирический листок на предложенную тему и т. д. Педагогисследователь наблюдают за ходом выполнения заданий и фиксирует поведение участников в таблице 15. 

Таблица 15

п – помогает лидеру;

с – сопротивляется действиям лидера; н – наблюдает; а – занимает активную позицию и др.

Выявляются учащиеся, которые берут на себя роль организатора в любом виде деятельности при любом составе группы. Некоторые возглавляют работу в группе в отдельных видах деятельности либо в связи с обладанием способностями в данной деятельности, либо в связи с тем, что не оказалось в группе более сильных лидеров. Видны стиль общения лидеров, характер взаимодействия со своими товарищами. Подобный метод изучения в практике используется при проведении творческих дел, а также при организации экспромтных творческих дел на праздниках, вечерах отдыха, в том числе и в педагогических коллективах.

Средством изучения ценностных ориентаций людей, их позиции, представлений, компетентности по тому или иному вопросу являются дискуссии и дискуссионные ситуации, которые могут возникнуть или специально создаваться в ходе учебного занятия, при организации воспитательных мероприятий. Например, заявляется позиция (мнение), участникам предлагается либо присоединиться к ней или выступить с отрицанием, приводя аргументы выбора того или иного мнения. 

Комплекс диагностических ситуаций может создаваться при проведении различных мероприятий, в чем можно убедиться, познакомившись далее с практическими материалами. 

Очевидно, что метод диагностических ситуаций тесно связан с другими методами. Этот метод невозможно использовать без наблюдения за поведением испытуемых в создаваемых ситуациях, он может быть включен в экспериментальную или опытную работу, и в этом случае он приобретает черты экспериментирования. Объективность информации об исследуемом явлении повышается, если метод создания диагностических ситуаций сопровождать опросом. Например, после выбора детьми и совершения каких-либо действий, можно предложить небольшой опросник, который предполагает выяснение причин выбора. 

Таким образом, метод диагностических ситуаций имеет свои особенности и преимущества в сравнении с другими методами; его объективность повышается, если он используется во взаимосвязи с другими методами. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: