Изучение и обобщение опыта

Каждому исследователю в своей деятельности приходится изучать педагогический опыт. Это происходит и на этапе формулировки проблемы и разработки концептуального аппарата, и на этапе проверки практической действенности тех идей, которые разработаны в ходе исследования. 

Следует различать массовый и передовой педагогический опыт. Массовый опыт изучается, прежде всего, с целью выявления типичных проблем в проявлении того или иного педагогического явления, определения тенденций его развития, а по окончании исследования – для проверки репрезентативности его результатов. 

Изучение передового опыта позволяет выявить наиболее эффективные пути решения тех или иных педагогических проблем. Зачастую в ходе опытно-экспериментальной работы исследователь сам формирует передовой педагогический опыт. 

Что такое передовой педагогический опыт? Обычно это понятие рассматривают в широком и узком смысле слова

(М. Н. Скаткин). 

Под передовым опытом в широком смысле следует понимать высокое профессиональное мастерство учителя, когда значительные положительные результаты в работе достигаются за счет умелого и успешного применения известных в науке принципов и методов. 

Передовой опыт в узком смысле несет в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности; это новаторство. Резкой границы между простым педагогическим мастерством и новаторством, конечно, нет, ибо учитель, добившись определенных высот педагогического мастерства, не останавливаясь на достигнутом, идет дальше, совершенствуя свою работу. 

Как определить передовой педагогический опыт? Сегодня в педагогической науке нет однозначной трактовки критериев, по которым можно определить передовой педагогический опыт. В то же время практически все авторы сходятся на том, что основными критериями оценки этого явления могут быть следующие. 

Прежде всего, передовой педагогический опыт неотделим от понятия новизны в деятельности педагога, имеющей очень широкий диапазон. Она может быть проявлена на разных уровнях:

− новизна на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы управления, воспитания и обучения и т. д.);

− эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе управленческого или учебно-воспитательного процесса;

− рационализация отдельных сторон управленческого или педагогического труда. 

Высокая результативность – один из важнейших критериев передового педагогического опыта. Результаты обучения и воспитания, достигнутые учителями, опыт которых определяется как передовой, должны значительно отличаться от результатов массового опыта педагогов. 

Стабильность результатов предполагает достижение высоких положительных результатов на протяжении длительного времени. 

Репрезентативность позволяет судить о доказательности опыта. Об этом могут говорить достаточная проверка опыта во времени и подтверждение хороших результатов в деятельности всех педагогов, взявших на вооружение этот опыт. 

Актуальность опыта показывает его связь с передовыми направлениями в обучении и воспитании, соответствие современным достижениям управленческой и психолого-педагогических наук. 

Преемственность. Передовой опыт появляется в результате изучения и обобщения всего передового в педагогической практике. До определенного времени он живет в массовом опыте, не выделяясь в самостоятельное явление, поэтому передовой опыт – это следствие прежних поисков совершенствования обучения и воспитания. 

Передовой опыт характеризуется перспективностью развития, применения его на практике, возможностями дальнейшего развития. В связи с этим важно выяснить, за счет чего достигнуты высокие результаты. Не может быть использован опыт, положительные результаты которого достигнуты, в основном, за счет некоторых индивидуальных особенностей педагога, специального подбора состава учащихся, использования методов, противоречащих принципам гуманистической педагогики. 

Заметим, что все критерии надо рассматривать в системе, что позволит дать комплексную оценку опыта, определить его как передовой. 

Передовой педагогический опыт изучается на основе системного подхода, позволяющего рассматривать любое педагогическое явление как целостную систему во взаимосвязях всех элементов. Необходимо хорошо знать цель, реализуемую в опыте, для того, чтобы видеть, как строится педагогический процесс сообразно этой цели, насколько ей соответствуют результаты опыта. Важно посмотреть опыт в развитии. Все это будет способствовать выявлению условий, повышающих эффективность педагогического процесса, что, по сути, является важнейшей задачей практически любого педагогического исследования, а также методов и приемов, при помощи которых достигнуты высокие результаты в работе. 

Эффективность работы по изучению и обобщению передового опыта во многом определяется правильностью выбора темы изучения.  

Более сложной и объемной является работа по изучению и обобщению системы работы педагога. Покажем, что включает, например, работа по изучению системы деятельности учителя:

− знакомство с уровнем теоретической и методической подготовки учителя;

− оценку работы учителя по подготовке к проведению уроков и внеклассных мероприятий (тематическое и поурочное планирование, использование дополнительной литературы, правильный отбор и дозировка материала и т. д.);

− посещение серии уроков по одной или нескольким темам;

− посещение внеклассных мероприятий, изучение опыта внеклассной работы, работы с родителями и т. д.;

− изучение деятельности учителя по совершенствованию своего педагогического мастерства (самообразование, участие в коллективных формах методической работы, помощь коллегам и т. д.);

− анализ и оценку качества знаний, умений и навыков учащихся, уровня их воспитанности. 

Процесс изучения передового опыта начинается с его выявления и оценки. Это осуществляется в ходе наблюдений за работой учителя, деятельностью коллектива, во время посещения уроков, внеклассных мероприятий. Для оценки используются критерии, описанные нами выше. 

Затем начинается собственно процесс изучения. Сначала необходимо четко сформулировать цель и задачи, на основании их составить программу, определить методику изучения. Основной метод изучения опыта – непосредственное наблюдение за работой педагога. Оно должно охватывать разные сферы его деятельности, быть распределенным по времени, оставаясь при этом систематическим. 

Метод наблюдения следует использовать в сочетании с другими методами: изучением и анализом документации, уточняющими беседами с руководителями образовательного учреждения, педагогами, детьми, их родителями. Можно провести проверочные письменные и лабораторно-практические работы. Можно также попросить учителя или руководителя самому описать свой опыт, что позволит определить содержание его инноваций, то, что не всегда можно увидеть со стороны. 

Наконец, надо изучить педагогическую литературу по проблеме опыта, чтобы знать, как данная проблема рассматривается современной наукой, как она решается в практике работы других руководителей или педагогов. 

Затем начинается анализ и обобщение опыта. Главная задача этого процесса состоит в том, чтобы выявить в нем самое существенное, определяющее все стороны изучаемого явления, раскрыть методы и приемы, при помощи которых достигнут положительный эффект в работе управленца или учителя. К. Д. Ушинский справедливо писал: «…факт сам по себе ничто, и важна только идеальная сторона факта, мысль, из него вытекающая и им подкрепляемая. Передается мысль, вытекающая из опыта, но не самый опыт» (Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. – М., 1990.). 

Анализ и обобщение предполагает группировку изученных фактов, разделение их на типичные и случайные, установление причинно-следственных связей, ранжирование, формулировку выводов. Во время анализа мало показать и оценить каждый элемент отдельности, важно установить взаимосвязи между ними, показать, как в совокупности они обеспечивают эффективное решение управленческих или педагогических задач. В результате анализа фактов и явлений рождаются выводы общего порядка, что и составляет сущность обобщения. 

Проанализированный и обобщенный опыт необходимо описать. В процессе описания опыта нередко встречаются ошибки, наиболее типичными из которых являются следующие:

− описание носит характер отчета, в котором констатируются многие факты, но не устанавливаются взаимосвязи между ними, не вскрываются причины их возникновения;

− часто подробно, но односторонне описывается методика: показывается либо деятельность учителя (воспитателя, управленца), либо ученика (воспитанника, членов педагогического коллектива), но забывается, что педагогический процесс двусторонний, и от активной позиции всех его субъектов, характера их взаимодействия зависит его эффективность;

− иногда подробно описываются методы и приемы без обоснования их целесообразности и указания эффективности;

− нередко отсутствует логика изложения, материал излагается бессистемно, не выделены главные идеи опыта, что, собственно, и составляет его сущность как передового. 

К тексту описания опыта, как правило, прикладываются материалы из опыта работы учителя, руководителя образовательного учреждения, педагогического коллектива: конспекты уроков, внеклассных мероприятий, тексты докладов, вырезки из газет и др. 

В заключение заметим, что изучение педагогического опыта – всего лишь один из методов педагогического исследования, и стать эффективным средством в реализации его цели он может лишь тогда, когда будет органичным элементов в целостной системе всех научных методов, используемых ученым. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: